Федоренко Сергей Александрович
Урок - семинар в 10 классе (МС по истории, литературе и МХК): "Тема сопротивление деятелей Раскола (расколоучителей) светской власти и господствующей Церкви в старообрядческой житийной литературе и иконографических памятниках (книжные иллюстрации, лубочные картинки, иконопись, медное литьё)."
I.Подготовка к семинару. Информационный лист для учащихся.
1. Прочитать и изучить следующие источники и литературу:
1) Платонов С.Ф.Никон // Патриарх Никон: трагедия русского раскола.- М. :Издательский совет РПЦ, Издательство "Дар", 2006.
2) Акты, относящиеся к истории Соловецкого Восстания //Патриарх Никон: трагедия русского раскола.- М. :Дар, 2006.
3) Житие протопопа Аввакума , им самим написанное.Под общей редакцией Н. Гудзия. М.-Л: Академия, 1934.
4)Труды Аввакума "Об иконном писании", "Челобитная царю Федору Алексеевичу"// А. Алферов, А. Грузинский. Допетровская литература и народная поэзия. Тексты, переводы, примечания, словарь.- М.:Издание фирмы "Сотрудник школ", 1908.
5)"Описание жизни со страдательными подвигами блаженного отца выгорецкой истории писателя Иоанна Филипповича, бывшего выгопустыннаго общежительства смиренного настоятеля " //Христианство и Церковь в России феодального периода. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.
6)"Сия епистолия страдаческая епископа Павла Коломенского и священно Аввакума протопопа и священно - иерея Лазаря, и прочих с ними. //Христианство и Церковь ...
7) Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Московское Царство. - СПБ: СПБ Университет МВД России и Издательство "Алетейя," 2000. стр. 292--295, 319-333.
8)Герцен о расколе и Суздальской тюрьме // А.С. Пругавин.
В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. Шлиссельбург. Суздальская монастырская тюрьма. Петропавловская Крепость. - С.- Петербург, типография первой СПБ трудовой Артели- Лиговская, 34. 1909. стр. 159-164.
9) Тальберг Н. История Русской Церкви.- М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997. стр. 703-715.
10) Вургафт С. Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М. :Церковь, 1996.
11)Закон Божий для старообрядческих школ. Составил старообрядческий священник Григорий Максимович Карабинович, законоучитель Московского коммерческого училища имени Цесаревича Алексия. М.:Типография П.П. Рябушинского, 1910.
12) Токманцев А. Д. Выписки из святоотеческих и других книг в обличение заблуждений странников - бегунов.
-М.: Издание союза старообрядческих начётников. М.:1909.
13) Культура староверов Выга ( к 300 летию основания Выговского старообрядческого общежительства. Каталог из собраний КГКМ, КМИИ, музея "Кижи", ЦГАРК, МИРАПИ, частных коллекций). - Петрозаводск: АО "Карпован сизарексет," 1994.
14) Каталог собрания древнерусского искусства имени Андрея Рублева.т.1.- М.:2001.
15)Деяния поместного Собора РПЦ 1971 года. - М.: изд. московской Патриархии, 1971. (Доклад председателя ОВЦС Митрополита Ленинградского Никодима).
2. Названия тем, по которым будут работать группы на семинаре:
1) Сущность и проблема раскола;
2) Противоречия в реформах Патриарха Никона;
3) Противоречия в старообрядчестве;
4) Способы старообрядческого сопротивления господствующей Церкви и царской власти;
5) Эволюция старообрядчества.
3. Вопросы и задания для предварительной работы с источниками. Учащимся предлагается формулировать тезисы по основным направлениям темы семинара и оформить материал в виде таблицы:
1) Основные направления темы семинара.
2) Источник: автор, выходные данные.
3) Основные тезисы.
4) Примеры, факты, аргументы.
5) Собственные комментарии по теме.
Во время подготовки к семинару у учащихся развиваются навыки владения различными способами чтения информации: просмотрово-ознакомительный, поисковый - с ориентацией на отбор необходимой информации, аналитический - детальное изучение, сопоставление фрагментов информации, точек зрения, оценок
При подготовке к семинару ученики не знают конкретных вопросов и заданий, которые будут использованы на занятиях; их задача заключается в изучении предложенной литературы и выполнении общих указаний по нахождению, выделению, оформлению и выписыванию информации.
Учитывая, что в 10 классе учащиеся владеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы по подготовке к семинару. Осуществляется только итоговый контроль за неделю до семинара с целью узнать общее состояние подготовленности класса. Учащимся предлагаются вопросы к содержанию источников или проводятся блиц - опросы на знание содержания источников, при этом в ответах учащихся предполагаются "подсказки" к заданиям семинара, чтобы они могли использовать их во время семинарской работы.
4. Повторить темы по Истории России:
- Крещение Руси;
- правление Дмитрия Донского и понтификат митрополита Киприана;
- правление Василия Тёмного и понтификат митрополита Исидора Грека; попытка присоединения Русской Церкви к Ферраро - Флорентийской унии:
- правление Ивана IV; Стоглавый собор, анафемы Стоглава на троеперстие; деятельность Митрополита Макария; "дело" дьяка Висковатого;
- учёная деятельность Максима Грека;
-царствование царя Михаила Федоровича и патриаршество Филарета, грекофильские устремления Филарета;
- царствование Алексея Михайловича и патриаршество Иосифа; Кружок Боголюбцев; митрополит Новгородский Никон; вступление Никона на патриарший престол по смерти Иосифа; реформы Никона;
- решения московских церковных соборов 1666-67годов,
- реформы царя Федора Алексеевича по искоренению
местничества, казнь пустозерских узников в 1682 году;
- реформы Петра Iв области церковного управления;
- культура России XVIIвека.
5. Понятийный аппарат.
- богослужебный устав;
- митрополит, митрополия, митрополичий округ;
- царь, царская власть;
- патриарх, патриаршая власть;
- книжная справа;
- житие, житийная литература;
- собор; соборные деяния, соборные решения;
- Стоглав;
- каноны церковных изображений, иконы, иконописные подлинники, иконописцы, иконография; пропись;
- "фряжское" письмо;
- знаменитый распев, партесное пение;
- многогласие, одногласие;
- монастырь, скит, монастырские старцы;
- священник, иерей, протопоп, инок, монах;
- общежительные и пустынножительные монастыри;
- Раскол, раскольники, расколоучители;
- низложение с патриаршего престола, лишение сана;
- боголюбцы;
- толки и согласия в старообрядчестве;
- крест, распятие, титлы:
- Духовный регламент;
- Святейший Правительствующий Синод;
- Первоприсутствующий Синода;
- обер - прокурор Синода.
6. Общая модель межпредметного семинара.
1 этап: Знакомство с направлениями, определяющими содержание темы семинара, постановка или обнаружение проблем, отбор необходимой информации из источников домашнего чтения и представление информации различными способами: сообщения групп, вопрос - ответ между группами, блиц опрос и др.
2 этап: Обобщение : формирование вопросов к полученной в ходе представления информации, 1 блока и запись тезисов.
3 этап: Изучение новой информации, предлагаемой в виде фрагментов исторических документов, научных статей и т. п. , обсуждение выявленных проблем, их анализ, дискуссия в группе и между группами, формирование выводов.
4 этап: Формулирование проблемы по результатам выводов, сделанных группами, изучение новой информации (эпизоды художественных произведений, иллюстрированный материал и др.), соотнесение её с информациёй второго блока, отбор необходимый информации, обмен оценочными суждениями.
5 этап: Обобщение: формулирование тезисов к полученной в ходе дискуссий и диалогов информации, рациональное письменное оформление тезисов и выводов.
6 этап: Письменная работа по теме семинара.
II. Предварительное задание.
В начале семинара с целью выявить понимание прочитанных источников учитель предлагает группам в течение 5 минут приготовить по 2 продуктивных вопроса (один из способов контроля знаний), после чего любой ученик может дать ответ и заработать балл.
Примеры вопросов, сформулированных учащимися:
1.Подтверждают ли источники, что расправа царской власти на Аввакумом и его соратниками была неизбежной и обоснованной?
2. Подтверждается ли источниками необоснованная жестокость царской власти и господствующей Церкви по отношению к старообрядцам?
3. Можно ли утверждать на основании прочитанных источников то, что в случае своей победы старообрядцы не творили бы расправы над своими противниками?
4. В чем, по мнению Никона и современных ему греческих патриархов, заключались причины несоответствия русских и греческих богослужебных текстов?
Учащимся предлагается определить, по каким вопросам ведут заочный спор Аввакум и Никон, выявить суть этих споров и оформить результаты в виде самостоятельно составленной таблицы.
Вопросы для дискуссии на семинаре:
- в чём заключалась проблематика Раскола?
- каковы противоречия в полемических утверждениях каждой из сторон?
- какие из утверждений старообрядцев (недогматического характера) оказались исторически оправданны, а какие нет? почему?
- проблема отхода старообрядческого искусства от православных канонов: можно ли считать старообрядцев хранителями древних канонов церковно искусства и в какой мере;
- проблема эволюции части старообрядцев до уровня маргинальных сектантских групп (совершенно еретического с точки зрения православия, характера);
- проблема развития взглядов РПЦ на проблему старообрядчества;
- проблема эволюции взглядов государственной власти на старообрядчество;
Вопросы и задания для работы с источниками.
-определить корни расхождения вчерашних единомышленников по кружку боголюбцев;
- что выдвинуло Аввакума на роль духовного лидера борцов за "старую веру"?
- определить радикальное отличие старообрядцев -поповцев от беспоповцев;
- справедливо ли наименование всех старообрядцев раскольниками?
- почему спор Никона и Аввакума можно назвать центральным в религиозно-философской полемике во всей истории Московского царства?
- почему Аввакум стал центральной фигурой в русской литературе XVIIвека?
- доказать, что и Никон и Аввакум были патриотами России;
- стал ли прагматический подход Петра Iк старообрядцам залогом их политической лояльности хотя бы на ближайшее столетие?
- почему подобная никоновской богослужебная реформа Митрополита Киевского Петра Могилы на Украине не вызвала сопротивления среди православных верующих?
Примечание для учителя: на предшествующем семинару занятии учитель проверяет знание текстов, источников, документов, задав вопрос для письменного ответа. При ответах учащиеся могут использовать материалы таблиц, составленных самостоятельно к работе на семинаре.
Возможные вопросы для контроля:
1. Какие меры Пётр Великий принимал против Раскола?
2. Кто и почему был инициатором самосожжений?
3. Куда бежали старообрядцы от преследований? Почему?
4. Каково участие старообрядцев в московских брожениях 1682 года?
5. Назовите главнейший отличия старообрядческой церкви в обрядах и в чтении богослужебных книг от Церкви господствующей?
Критерии оценивания.
1.Умение в формулировке ответа отразить достоверность информации из источников.
2. Умение правильно выбрать информацию из источника.
3. Соблюдение научного стиля изложения.
4. Грамотное и уместное использование церковно-богослужебной терминологии.
5. Умение структурировать ответ.
6. Речевая грамотность.
III. Ход семинара.
Iэтап
Блиц опрос на понимание прочитанных источников, обозначенных в домашнем задании, на формулирование продуктивных вопросов и кратких точных ответов. Группы готовятся 5 минут: формулируют по 2 продуктивных вопроса к названному учителем источнику. Например, почему митрополит Пётр Могила по своей личной инициативе провёл богослужебную реформу, а Никона убедили в её необходимости греческие архиереи?
Или такой вопрос: как киевское влияние подготовило московское общество к принятию никоновских реформ?
Основной для работы является домашняя таблица. Учитель распределяет номера групп для вопросов - ответов. В ходе блиц - опроса ученики обмениваются информацией которую получили сами.
Критерии оценивания:
1. Правильный отбор информации;
2. Точность формулировки;
3. Краткость ответа;
4. Самостоятельность суждений ( опора на таблицу из домашнего задания);
5. Грамотность речи.
IIэтап. Обобщение информации.
Задаваемые ими друг другу вопросы позволяют выделить наиболее существенную для последующей дискуссии информацию. Коллективно обсудив эту информацию, учащиеся самостоятельно оформляют её в виде схемы, тезисов, логических цепочек и т.п.
IIIэтап Подготовка к дискуссии. Учитель раздаёт группам карточки с основными вопросами для дискуссии и критериями оценивания, сообщает условия работы:
1) от каждой группы должно быть не менее одного дополнительного выступления по обсуждаемому вопросу;
2) за три существенных дополнения учитель может поставить ещё одну положительную оценку.
Подготовка к дискуссии осуществляется через диалог в группах.
1группа: в чём заключалась проблема раскола в Русской Православной Церкви во второй половине XVIIвека.
Для решения проблемы:
- выявить причины реформ Никона;
- выявить отношение царя Алексея Михайловича к самому Патриарху в начальный период реформы
- подумайте, в каких литературных памятниках XVIIвека и каким образом отразился процесс поляризации религиозной мысли и церковно-социальной практики?
2 группа: каковы противоречия реформаторской позиции Никона?
Для решения проблемы:
- вскрыть внешние влияния на реформаторство Никона;
- вспомните, что стало катализатором для начала богослужебных реформ;
- выясните, что знали в России о времени изменения богослужебного Устава в греческих Церквах,
- подумайте, что было более важным критерием для книжной справы богослужебных книг - древность ( " стартина ") богослужебных текстов или авторитет греческих Церквёй?
- подумайте, играла ли богословская компетентность ( или некомпетентность) русских иерархов свою роль осуществлении реформы?
- проиллюстрируйте выводы примерами из литературы.
3 группа: Каковы противоречия старообрядцев ( между собой, ставшие в дальнейшем причиной дробления на различные толки и согласия ) и чем они объясняются?
- обозначьте причины возникновения таких противоречий;
- объясните, в результате чего они могли возникнуть?
- объясните, почему Аввакум ложно приписывает внедрение западных традиций в русскую иконопись Накону и его стороникам?
- подумайте, верно ли, что старообрядцы были единственными хранителями иконографических канонов и не вносили в них ничего нового?
- проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.
4 групппа: какие способы борьбы с церковной и светской властью избрали Старообрядцы ?
Для решения проблемы :
- Определите, какие пути сопротивления новым обрядам предлагает протопопом Аввакум?
- определите отношение верхов и низов московского общества к реформам;
- определите отношение Аввакума к самосожжениям раскольников;
- обозначьте роль старообрядцев в московских стрелецких бунтах 1682 года;
- определите роль каждой стороны в Соловецком кровопролитии 1676 года;
- объясните, какой путь, альтернативной бунтам и всесожжениям избрали многие старообрядцы в петровское время?
- определите различия во взглядах Аввакума, Лонгина, Епифания, Феодора и братьев Мышецких ( Андрея и Сёмена - сыновей воеводы князя Дениса (Второго) Мышецкого ) с их учениками и последователями;
- проиллюстрируйте выводы примерами из литературы XVII - XVIIIвеков.
5 группа: какова проблема эволюции значительной части старообрядчества от диссидентов - маргиналов к лояльным подданным российского императора.
Для решения проблемы:
- вспомните историю возникновения и уничтожения Выговского общежительства;
- вспомните историю возникновения первых старообрядческих молелен в Санкт - Петербурге ( из курса истории Санкт - Петербурга );
- определите основные исторические этапы эволюции старообрядчества;
- определите причины возникновения единоверия и вспомните единоверческие церкви Санкт - Петербурга ( из курса истории и культуры Санкт - Петербурга Е.В. Дмитриева. Храмы Петербурга. Пособие для учащихся по истории СПБ. - СПБ.: Корона принт, 2008);
- какие произведения литературы - XIXвека называют "энциклопедией старообрядческой жизни" и почему?
Критерии оценивания работы группы:
1. Умение анализировать информацию на межпредметном уровне.
2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументацией, доказательствами, цитированием, комментариями.
3. Грамотное включение в ответ.
4. Умение дать полный и содержательный ответ.
5. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу - её анализ - обобщение (вывод).
6. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность ораторское искусство.
IVэтап. Дискуссия.
Во - первых, группы представляют полученную в ходе диалога информацию. Остальные участники семинара фиксируют в тетрадях спорные моменты или заинтересовавшие их детали.
После чего учитель предлагает группам обменяться мнениями и провести дискуссию между группами по тем вопросам, которые группы сами выявили в ходе прослушивания информации и диалогов.
Vэтап. Обобщение новой информации.
Новую информацию можно включить в ту схему или текст, которые ученики частично оформили на втором этаже.
Предварительно учитель вместе с учениками отмечает главное в информации, полученной в ходе дискуссии.
VIэтап. Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос: почему мотив сопротивления светской власти как "антихристовой" и господствующей церкви как "вавилонской блуднице" сменяются мотивом ухода в леса и пустыни, а к началу XIXвека - мотивами вынужденного страдания и непротивления силой государственному насилию? Как это проявляется в памятниках литературы, книжной графики и церковного искусства?
Критерии оценивания:
1. Умение выявлять суть вопроса.
2.Умение выразить и обосновать собственную позицию на взгляды Никона и Аввакума.
3. Умение правильно цитировать источник.
4. Умение грамотно оформить свои суждения:
научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, художественная грамотность, соблюдение речевой нормы.