Кравцов Алексей Олегович
Начало XXIв. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования.
Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причем в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам:
Ø возрастает уровень информированности молодого поколения,
Ø процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма,
Ø современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе.
Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
Именно поэтому проблемы гражданского и патриотического воспитания являются одними из наиболее важных в теории и практике современной педагогике. Ибо еще в начале ХХ в. проблема гражданского воспитания в педагогике окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание».
В работе «Понятие гражданского воспитания» Г. Кершенштейнер, признанный ЮНЕСКО в 1988году, одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а следовательно, требующего тщательности и ответственности.
В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания.
К системе гражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско-патриотического воспитания.
Это связано с тем, что обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России, ядром которого выступает формирование гражданской идентичности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[1].
В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания учащейся молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяют основные задачи гражданско-патриотического воспитания, выдвигая в качестве важнейших из них:
Ø обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Ø воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
Ø формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
Ø формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений[2].
Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.
Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
Гражданско-патриотическое становление личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей создавая:
Ø общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
Ø условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.
Решение указанных выше задач в рамках существующих ныне подходов к гражданско-патриотическому воспитанию на практике сталкивается с рядом серьезных проблем:
Во-первых, понимание гражданско-патриотического патриотического воспитания, как одного из видов воспитательной деятельности, традиционно сохраняющееся с советских времен, нарушает принцип целостности воспитательного процесса, так как не объясняет, каким образом оно соотносится с другими видами воспитательной деятельности.
Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание с необходимостью должно опираться на определенные идеологические установки, определяющие какой смысл, вкладывается в понятие «патриотизм», что в условиях идеологического плюрализма, провозглашаемого в российском обществе, представляет определенную проблему.
Сущность ее заключается в том, что понимание патриотизма как «любви к Родине, преданности своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к ее защите» может конкретизироваться различным образом, в зависимости от особенностей ценностных ориентаций конкретных субъектов.
В-третьих, проблемным представляется и вопрос соотношения «гражданско-патриотического» и «поликультурного» воспитания. Так как их концептуальные основы, опять таки в зависимости от специфики ценностных ориентаций могут противоречить друг другу.
В четвертых, современная педагогическая действительность характеризуется снижением значения в образовании личности формального и неформального образования и возрастанием роли информального и инцидентального образования. Ценностные и целевые установки в области гражданско-патриотического воспитания последних двух типа образования, связанных с образовательными эффектами деятельности формально не преследующей образовательные цели (информальное) и образовательными последствиями повседневной жизни человека (инцидентальное), зачастую находятся в противоречии с аналогичными установками школьного образования.
Перспективным путем решения указанных проблем нам представляется использование в качестве методологии проектирования системы гражданско-патриотического воспитания сферного подхода.
Опираясь на ключевые идеи «сферной философии», предложенные Л.М. Семашко[3] представляется возможным сформулировать следующие концептуальные положения этого подхода к проектированию системы воспитания:
1. Система воспитания, понимаемая как «устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, обеспечивающий воспроизведение социально-признанного, спрогнозированного, устойчиво проявляющегося результата в виде определенных личностных свойств, качеств, черт»[4], рассматривается как совокупность «сферных компонентов»
2. Целостная система сферных компонентов является источником саморазвития социально-педагогических систем, в том числе и системы гражданско-патриотического воспитания.
3. Каждый из выделяемых сферных компонентов в одном отношении есть целое для других, и часть других сферных компонентов в другом отношении.
4. Основой составляющей воспитательного процесса и его результатом является идентификация субъектов воспитательного процесса, рассматриваемая нами как «отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира»[5].
5. Гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как системообразующий вид воспитательной деятельности, и, следовательно:
Ø он должен выражать доминирующую коллективную потребность и быть престижным в глазах, если не всех, то большинства воспитанников;
Ø этот вид деятельности должен не формально, а естественно соответствовать главной цели и задачам системы;
Ø педагоги должны быть компетентными в вопросах его использования в целях воспитания;
Ø должно быть точно определено место данного вида деятельности в общей целостности и сформированы системообразующие связи с другими видами деятельности;
Ø он должен учитывать историю развития и субкультуру школы, опираться на ее традиции[6].
Таким образом, система гражданско-патриотического воспитания в контексте сферного подхода выступает как совокупность следующих сферных компонентов:
Ø этнокультурная сфера;
Ø историко-культурная сфера;
Ø социокультурная сфера;
Ø поликультурная сфера.
В качестве ведущего процесса и результата гражданско-патриотического воспитания выступает идентификация субъектов воспитательного процесса в этих сферах, которая предусматривает:
Ø в этнокультурной сфере:осознание субъектами воспитательного процесса сопричастности к определенному этносу во всей совокупности семейных, трудовых и поло-ролевых отношений;
Ø в историко-культурной сфере: восприятие истории своей страны и ее культуры как личностно-значимого контекста жизнедеятельности;
Ø в социокультурной сфере: формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса, осознание ими необходимости выполнения гражданских обязанностей и соблюдения правовых норм, принятых в государстве; осознание себя субъектом гражанско-правовых отношений, стремление к высокой социальной активности в различных сферах жизни;
Ø в поликультурной сфере: понимание того, что этнос, с которым идентифицируется конкретный субъект, существует в окружении иных этносов, с которыми у него существуют как традиционные, так и вновь возникающие связи и отношения; формирование толерантности и кросс-культурной грамотности.
Сферный подход к проектированию системы гражданско-правового воспитания опирается на следующую совокупность принципов:
Принципами патриотического воспитания являются:
1. Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех субъектов воспитательного процесса в системе гражданско-патриотического воспитания.
2. Принцип адресного подходауказывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания, с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, обществом в целом.
3. Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России.
4. Принцип универсальностиосновных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает необходимость задействовать такие факторы формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, который культивирует чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту, внутрисемейных отношениях, учебе, подходах к труду и его мотивации, методах творчества. Только такой целостный, комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российское интеллектуально-нравственное поле.
5. Принцип учета региональных условийв пропаганде гражданско-патриотических идей и ценностей — означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.
В качестве примера практической реализации сферного подхода приведем описание системы гражданско-патриотического воспитания школы № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга, которая включает в себя:
1. Военно-патриотическое воспитание. Осуществляется через работу школьного Музея памяти, выпуска газеты «Память поколений», связями с ведущими военными учебными заведениями города, встречами с ветеранами. Девиз направления «Мы готовы продолжить славные военные традиции Отчизны».
2. Историко-краеведческое воспитание. Осуществляется через изучение истории, традиций города, района, школы, судеб отдельных людей, жителей города и района, выпускников школы, членов семей учащихся. Создание и работа класса-музея» История города, школы и Выборгской стороны». Девиз направления «Через любовь к малой Родине - к любви к Родине большой».
3. Художественное воспитание.Осуществляется через приобщение к национальной народной культуре, изучению фольклора, предметов декоративно прикладного творчества, созданию и работе музея «Русская изба». Девизом направления является «Без знания прошлого культуры страны невозможно быть патриотом».
4. Социальное воспитание. Осуществляется через развитие детского самоуправления, организации и проведения школьных выборов, организацию работы и деятельность коллегий «СОВЕТА КОЛЛЕГИЙ». Девизом данного направления является «От принципа демократии в школе - к принципам демократии в обществе».
5. Техническое воспитание.Осуществляется через формирование трудовой мотивации. Формирование трудовой мотивации производится за счет введения допрофессиональной подготовки, программы трудовых дел «Люби свою школу», организации рабочих мест на заводе «Максим». Трудовая мотивация неразрывно связана с мотивацией учебной, для повышения учебной мотивации создано Школьное Научное Общество, в котором учащиеся могут освоить первоначальные навыки научных исследований. Девизом технического направления является «Мой труд, мои знания - на благо страны».
6. Экологическое воспитание. Осуществляется через постоянно действующий туристский кружок, лекторий по экологии, работы по озеленению и благоустройства территории вокруг школы. Девизом данного направления является «Я хочу жить в экологически чистой стране».
7. Спортивно-оздоровительное воспитание. Осуществляется через работу спортивных секций, проведения школьных и участия в районных и городских соревнованиях по разным видам спорта. Девиз спортивно-оздоровительного направления воспитательной работы «Мое физическое совершенство - на благо Отчизне».
8. Туристско-краеведческое воспитание. Осуществляется через систему туристической, краеведческой и спортивной работы по направлению «Пешеходный туризм - как средство воспитания будущих защитников Родины».
9. Информационно-патриотическое воспитание. Осуществляется через работу Пресс-центра, выпусков школьных газет, работы школьных фото и видеостудий.
10. Этическое воспитаниеосуществляется через организацию и проведение этических бесед, дискуссионных клубов, клубов девочек и мальчиков. Девизом данного направления является «Служение Отечеству — дело чести и достоинства каждого человека».
Таким образом, воспитательный процесс школы № 110 может рассматриваться как целостная система, системообразующим элементом которой выступает гражданско-правовое воспитание.
Результатом воспитательной деятельности здесь является становление гражданина-патриота — человека духовный мир, которого является целостной совокупностью трех сфер: рациональной, духовно-нравственной и эмоционально-образной, человек способный не только осознавать свою принадлежность к определенной стране, этносу и культуре, но и участвовать в их творческом развитии, что в полной мере соответствует идеалу личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа[7].
[1] Выготский Л.С. Собр. Сочинений. Т.4. — М.: 1983. С. 385.
[2] Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: «Образование», 2002. — С. 2.
[3] Семашко Л.М. Сферный подход. — СПб.: Нотабене, 1992. — 386 с.
[4] Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. — СПб.: ЦПИ, 1996 — С. 36 — 37
[5] Новейший философский словарь. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — С. 256
[6] Ширяев П.Т. Формирование гуманистической воспитательной системы «семейного» типа в условиях школы-интерната: Автореф. дисс... канд. пед. наук. — М.: ИТОП РАО, 1998. — С. 10
[7] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 11