Модуль: основы светской этики
Что такое дружба?
Каравашкина Татьяна анатольевна
Класс: 4Мероприятие: урок
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «дружба», способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки; формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
Личностные УУД:
учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.
Познавательные УУД:
познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)
Регулятивные УУД:
удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи;
Ход урока:
1.Создание психологического комфорта на уроке:
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Введение в тему:
-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемый вам сюжет. Внимание на экран!
Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)
- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? ( О дружбе )
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?
- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?
- Предлагаю начать работу.
3. Основная часть:
.Слайд 1. На доске пословица:
« Хороший друг – это настоящий клад». (китайская)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- О чем на уроке пойдет речь?
Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?
1 группа: Работает со словарём В.Даля
2 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова
Ребята зачитывают определения.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может.
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
2) Беседа о друге.
- Внимательно прослушайте стихотворение, ответьте на вопрос:
- Какими словами обращался автор к своему другу?
Слайд 3.
«Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил!»
– Это отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, которое он посвятил Ивану Пущину, близкому другу еще с детских лет, поэту (портрет И. Пущина)
( Дети отвечают)
- Великий Пушкин умел дружить. У него было много друзей.
3) Рассуждения.
Слайд 4.
- «Друг» - какое красивое слово!
- Запишите это слово , рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
(Дети записывают и зачитывают, что у них получилось, учитель записывает на доске)
- Кто может быть другом?
(мама, учитель, игрушка,…..)
- Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.
- Какими же качествами должен обладать друг?
- Совпадают ли они с вашими высказываниями о дружбе?
Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей. ( Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию)
Притча
Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)
- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)
- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл
.Игра «Собери пословицу»
«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»
«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»
«С другом веселее при удаче, легче при беде»
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»
Каждый представитель из группы читает составленные пословицы.
- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей.
Сценка «Драка».
Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько законов дружбы.
Коллективная работа «10 законов дружбы»
Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем вывешивают на доску.
Например: * Хранить тайны друзей
*Доверять другу
*Помогать другу
*Защищать друга….
- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
( Учитель вывешивает на доску плакат с10 законами дружбы)
Законы дружбы
- Доверять другу
- Делиться новостями, успехами, неудачами
- Уметь хранить чужие тайны
- Радоваться вместе с другом его успехам
- Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
- Защищать друга
- Не критиковать друга в присутствии других людей
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
- Всегда выполнять свои обещания
Ученик исполняет стихотворение:
А.Л. Барто «Требуется друг».
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи
со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной — стану
знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись
хоть на день!
Будешь ты меня спасать — дашь
контрольную списать».
А девчонка — на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».
3.Закрепление социальных понятий.
Ход игры: Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте.
Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка ,бескорыстие, предательство, драчливость, сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный
Задание 2. «Цветок дружбы»
- А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» - ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям.
( Выполняют задание под музыку)
- Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.
4.Итог занятия.
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
VI. Итог занятия. Рефлексия.
Землю обмотали
тоненькие нити,
нити параллелей
и зеленых рек.
Совершите чудо
руку протяните,
надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Клип «Дружба»
Школа России это классическая программа. Большинство школ работает по этой программе. Программа постоянно перерабатывается в соответствии с ФГОС - федеральными общеобразовательными стандартами. В программу введено много творческих заданий: проекты, лабораторные и самостоятельные работы, творческие задания, практические задания. К каждому предмету есть дополнительные тетради: контрольные работы, тесты, рабочие тетради, тетради для самостоятельных работ, проверочные работы.
Мы продолжаем работать по классической программе, которая соответствует современным требованиям.