Урок по духовно-нравственной культуре в 7 классе
О прощении обид
Михайлова Лариса Михайловна
Тип урока: Открытие новых знаний.Цели урока: изучить основные понятия «общение», «тактичность», «чуткость», деликатность»; формировать убеждение, что человек несет персональную ответственность за свое поведение; помочь понять происходящее возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки; приобретение обучающимися знаний о необходимой черте характера – прощении, путём разрешения учебной проблемы.
Задачи: 1. Раскрыть значение понятий «прощение», «отпустить обиду».
2. Развивать способность понимать и умение прощать другого человека.
3. Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми.
4. Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками.
Планируемый результат:
Предметные УУД: - знакомство с необходимой чертой характера – Прощение. Личностные УУД: - развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Регулятивные УУД: - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, чистые листы, фломастеры.
Надпись на доске: «Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.»
Ход урока: Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве. Вы поможете мне? Назовите понятие одним словом. Прощение «Простить – не поставить в вину, извинить.» Снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать. Бывают в жизни ситуации, когда простить легко, а иногда очень трудно. Обида живет в человеке, не дает свободно жить и общаться. В душе нет добра, солнца, теплоты. Присутствует только одиночество и злость на себя, на обидчика, на весь мир. И вот сегодня мы постараемся научиться преодолевать это чувство, понять его.
Основная часть.
Погружение в тему. 1. На прошлом уроке мы узнали историю про двух братьев, которые вдруг поссорились. • С чего началась ссора братьев? (После гонки, в которой выиграл не Ларс, уверенный в победе, а его брат Йон, которого Ларс и соперником не считал, Ларс обвинил брата в том, что тот нарочно подставил ему лыжную палку перед финишем. В ответ Йон презрительно бросил, неудачно пошутив, что Ларса подвела щепка его кое-как ошкуриных лыж. Ребята, присутствующие при этом, подняли Ларса на смех. Обидевшись, Ларс в бешенстве убежал, не дожидаясь брата).
2.Работа в группах: • Ребята, давайте мы немножко пофантазируем и представим себя в роли… лыж Ларса и Йона. Как вы думаете, о чём они могли разговаривать по возвращении домой после той гонки? • После ответов детей, учитель может высказать свои предположения, например: «Лыжи Ларса говорили о том, что если бы они были сделаны из более прочной породы дерева, да Ларс ошкурил бы их и отшлифовал, как Йон свои, то они-то, лыжи, не подвели бы своего хозяина: летели ли бы по снегу, как по воздуху и примчали бы Ларса к финишу первым. • А лыжи Йона говорили о том, что им очень жалко Ларса, но он сам виноват в том, что проиграл, и им, лыжам, очень обидно за несправедливые обвинения, брошенные в адрес их хозяина, ведь они-то, лыжи, знают, сколько трудов Йон вложил в свою победу. К тому же они, лыжи, не понимают, почему Ларс обиделся на брата, ведь тот сказал ему правду: Ларс проиграл потому, что лыжи обстругал кое-как». • Ребята, подумайте, почему Ларс обиделся на брата, который сказал ему, в общем-то, правду, ведь, действительно, проиграл он потому, что лыжи не обстругал, как следует? (Во-первых, это было даже не сказано, а презрительно «брошено», во-вторых, сказано при товарищах, и, в-третьих, Ларс в тот момент был «не в себе» от досады.) • Как нужно было в этой ситуации поступить Йону? (Во-первых, не отвечать ничего, пока брат не успокоится, во-вторых, говорить о небрежной работе, сделанной кое-как, нужно было наедине с братом, и, в- третьих, сам тон должен был быть доброжелательным.)
3. Преподобный Серафим Саровский так говорил: «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления». • Посмотрите в вашей таблице (урок 26), что явилось причиной ссоры? (Гнев, несдержанность, гордыня) • Что чувствовал Ларс, не желая простить брата? (Обиду и боль) • Что Ларсу принесло, наконец, облегчение? (Решение забыть обиду, сказать Йону, что тот не нарочно задел его на лыжне, признаться про незакрытые ворота, а на скопленные деньги осуществить мечту брата: купить ему губную гармонику.)
4. Работа в группах: • Какие черты характера помогли Ларсу простить обиду? (Сострадание (из-за него Йон провёл целое лето в горах с малыми детьми, да ещё и не смог заработать на гармонику, о которой мечтал), любовь, великодушие, милосердие) • Что значит, простить человека? Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла. Простить человека – значит восстановить с ним хорошие отношения. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Боли может и не стать меньше, прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на человека, причинившего мне эту боль, зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть».
5. Работа в группах: · Какими чертами характера нужно обладать для умения прощать? (Любовь, милосердие, искренность, доброжелательность, смелость, решительность, терпение, великодушие, сострадание) • · Какими чертами характера нужно обладать, чтобы уметь признавать свои ошибки? (Доброжелательность, искренность, мудрость, откровенность, решительность, справедливость, честность) • Запишите необходимые черты характера в таблицу (если какая-то черта характера нужна и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки, запишите её в среднем столбце). • Таблица в тетради:
для умения прощать | уметь признавать свои ошибки |
• Слушая выступления представителей групп, ребята пополняют свои записи в таблице. • Каждый человек волен выбирать простить или не простить обиду. Часто человек говорит себе «Ну ладно, прощу его (её), если он (она) извинится». • В какую ловушку попадает человек, который так думает? (Предположения детей) Такой человек ставит себя в условия зависимости от своего обидчика, ведь если тот не извинится, то такой человек не сможем простить его. • Что можно посоветовать этому человеку? (Решить, что для него важнее: не простив, считать себя правым, или, простив и освободившись от горького чувства обиды, быть счастливым.) • Давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдет с нашим миром? (Ответы детей)
6. Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Прощать трудно, но необходимо. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика. Ведь завтра мы можем оказаться на его месте и так же просить прощения. Принимая решение «простить или не простить» нужно помнить заповедь Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [1] · Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам очень трудно было простить человека, но, в одном случае вы простили обидчика, а в другом – не простили. Вспомните, какие чувства вы испытали в каждом случае.
7. В тетради: Зарисуй себя в тот момент, когда ты простил обиду, и в тот момент, когда не простил. Ниже запиши чувства, которые ты испытывал в каждом случае. Я простил обиду Я не простил обиду _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
8. Как вы думаете, почему иногда человек держит обиду в себе, мучаясь, но не прощая? (Предположения детей) Обобщая ответы детей, учитель может высказать и своё мнение по этому вопросу: «Обижаясь, человек сохраняет за собой чувство собственной правоты. Когда же человек прощает, он признаёт, что он тоже был в чём-то не прав. Поэтому каждый человек должен решить для себя, что для него важнее: считать себя правым или быть счастливым, ведь прощая других, человек освобождается от горького чувства обиды, злобы, и желания отомстить.» И только сам человек властен либо продолжить свои страдания, либо прекратить, отпустив обиду и испытав подлинное счастье и невыразимую радость прощения дарованного или прощения полученного.
9. Подумайте, почему человеку гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? В чём смысловая разница этих слов? (Ответы детей) «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так, например, один ребенок, балуясь и сломав линейку другому, может сказать «Ой, извини». Тем самым как бы оправдываясь: «Я не виноват, так получилось». А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться. Ты меня прОсто прОсти! Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить», т.е. простить – это как бы исправить кривизну в отношениях, выпрямить их, сделав простыми и искренними, без скрываемых недоброжелательных чувств, которые несут с собой затаённые непрощённые обиды.
10. В Православной Церкви есть особенный день, когда люди друг у друга испрашивают прощения. Как называется этот день и чему он предшествует? (Прощеное воскресение - последний день перед Великим постом) Воскресенье накануне Великого поста – Прощеное. Чтобы вступить в Великий пост с доброй душой и чистым сердцем, в этот день в Церкви совершается чин прощения: все православные христиане во главе с самим патриархом просят друг у друга прощения. Просить друг у друга прощение - это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» [2]. Это неизменное Евангельское чтение в Прощёное воскресенье. Обычай совершать чин прощения в Церкви берёт начало в глубокой древности, когда монашествующие в этот день собирались в свой храм, прощались друг с другом и уходили в пустыни на подвиги молитвы, покаяния и воздержания. Некоторые осознавали, что, может быть, они не вернутся уже под кров своей обители. Поэтому они примирялись друг с другом, чтобы не оставить никого обиженным и огорченным. А в день Вербного воскресенья все вновь возвращались в свою обитель с пением стихиры [3] «Днесь [4] благодать Святаго Духа нас собра», чтобы вместе прославить искупительный подвиг Господа Иисуса Христа и радостно встретить Господа Воскресшего. Время Великого поста – это время приготовления к встрече самого главного христианского праздника – праздника праздников Воскресения Христова. Великий пост - это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, поэтому православные христиане стараются положить начало своему очищению, освободившись от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить. o Апостол Пётр как-то спросил у Господа: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Как вы думаете, что ответил ему Христос? (Предположения детей) • Иисус ответил Петру: не говорю тебе: “до семи”, но до седмижды семидесяти раз. o Как вы понимаете слова Господа? (ПрОсто прОстить, не считая обид). o Когда Спасителя привели на суд к первосвященникам, и слуга ударил Его по щеке, помните, с каким достоинством Иисус ему ответил: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? [5]» Разве Господь обиделся? Разве можно себе представить обиженного Христа или обиженную Божию Матерь? Конечно, нет! Это даже смешно. o Объясните, пожалуйста, почему Господь, не смотря на то, что Его мучили, издевались, клеветали, никак не мог обижаться на тех, кто, в конце концов, добился Его распятия? • Бог – есть Любовь [6] – так говорит Священное Писание. • Иисус Христос, как Второе Лицо Пресвятой Троицы, есть Истинная Любовь. (Ответ к заданию 3: Иисус Христос есть Истинная Любовь) o Как вы думаете, какая любовь есть истинная? (Ответы детей) • Вот, что об этом в Священном Писании говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» [7]. К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать. Как же быть? Как человеку убедить себя простить обиду? Давайте, при помощи приёма фишбоун пропишем причины обид, и что они приносят человеку.
11. В вашей тетради нарисована схема в виде рыбьего скелета - фишбоун. В голове скелета прописана проблема, которая рассматривается. В нашем случае – это обида. Так и напишем обида. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отметим причины обид, на нижних напишем, что обиды • приносят человеку. Наши выводы запишем в «рыбьем хвосте». Причины обид Что обида приносит человеку Какой вывод сделаем? (Обида - это горечь, это страдание, это душевная боль, которая «съедает» человека изнутри. Нельзя обиду держать в себе, надо просто простить человека и всё!)
12. Читаем житие Дула Египетского: «Двадцать лет он терпел и прощал насмешки со стороны братии монастыря. Святой был готов даже терпеть пытки и лишиться рук — только бы и дальше прощать и не судить.Точные годы жизни преподобного Дулы Египетского неизвестны. Он принял постриг в одном из монастырей в Египте. От природы святой был человеком застенчивым и кротким. Его молчаливое незлобие раздражало других насельников монастыря. Долгие годы они издевались над ним, а он молчал и прощал. Не стоит удивляться такому поведению иноков: древний монастырь не был местом скопления праведников, грех проникал и сюда.Однажды из монастырского храма пропали дорогие церковные сосуды, необходимые для совершения литургии. Стали искать вора. Некоторые монахи сразу начали показывать пальцем на молчаливого Дулу. Кто еще мог это сделать, по их мнению? Только тот, кто и так вызывает отторжение и неприязнь… Святой поначалу попытался сказать, что это не он, но его никто не слушал. И тогда Дула смирился, сказав: «Простите отцы святые меня, грешного». Это «признание» было опасным для Дулы, ведь украденное так и не нашли.С Дулы снимают монашеские одежды, дают взамен гражданскую и ведут на суд в близлежащий город. Здесь у него пытаются узнать, куда он спрятал церковные сосуды, но невинный инок не мог указать это место.Его начинают пытать согласно тогдашнему закону. Результат тот же. Тогда светский суд «за совершенное святотатство и воровство» приговорил святого к отсечению обеих рук. Дулу повели к месту казни. И тут произошло то, чего никто не ожидал. Наблюдавший за мучениями и приговором святого настоящий преступник был настолько потрясен, что совесть его не выдержала и он публично во всем признался. Следом заговорила совесть и самих монахов. Они бросились к Дуле, прося у него прощение за нанесенные обиды, за муки, которые ему пришлось перенести на суде. Но преподобный только благодарил их за радость страдать безвинно, за возможность подражать Христу.Он умер три дня спустя в своей келье, во время коленопреклоненной молитвы.
13. Обсуждение. • Почему монашеская братия была так жестока к Дулу?
• Почему Дул всех простил?
14. Задание по группам. Рефлексия. Напишите синквейны к слову «Обида» и «Прощение». После выслушанных ответов, учитель может зачитать свой синквейн, например, 1. Обида 2. Горькая, затаённая (или жестокая) 3. Страдает, огорчается, враждует 4. Ранит человека в самое сердце (или Разрушает отношения между людьми) 5. Боль 1. Прощение 2. Чистосердечное, искреннее 3. Сострадать, мириться, успокаиваться 4. На сердце становится легко и радостно 5. Милость · Как вы думаете, почему синонимом, выражающим суть слова «прощение», я выбрала слово милость? (Предположения детей) Милость – великодушие, доброта, милосердие. Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет держать обиду в себе, оно просто прощает, отпуская обиду. · Подведем итог урока. На какие вопросы мы искали ответ? Хотелось бы вам что-нибудь добавить или изменить в кластере? Подумайте и запишите.