Программа по просветительской деятельности
Педагогическое просвещение родителей в вопросах
воспитания духовно-нравственных качеств у детей
Новикова Кристина Алексеевна
1. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Многие из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения свой отпечаток на сознание людей и систему образования.
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основание предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему поведения, общения, социальных взаимоотношений. В силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Но в обществе существует определенный набор норм поведения и правил, которые составляют нравственную культуру личности.
Под нравственными нормами понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Нравственная культура отдельно взятой личности определяет особенности взаимоотношений этой личности с другими.
Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того, насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшее окружение: родители, друзья, педагоги, родственники. Наибольшую роль в становлении нравственной культуры личности школьника играют педагоги и родители. Именно им предстоит привить детям и подросткам нравственные ценности и идеалы, которые характеризуют самостоятельную личность.
1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Таким образом, данная программа предполагает повышение педагогической компетентности родителей. Исходя из актуальности, следует, что в современном обществе на первый план выходят проблемы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Следовательно, исходя из заказа и проблем современного общества, нами было выделен направление повышения педагогической компетентности родителей как «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста».
Целью данной программы является развитие педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачами данной программы являются следующие:
1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей дошкольного возраста и развитием духовно-нравственных качеств.
2. Изучить уровень сформированности представлений родителей по данному вопросу, их интересы и потребности.
3. Помочь родителям в освоении форм, методов и средств формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
4. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в соответствии с психическими и индивидуальными особенностями детей;
5. Активизировать стремление родителей к самообразованию по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Объектом представленной программы является педагогическое просвещение родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста.
Предмет программы – содержание и формы педагогической помощи родителям по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Принципы взаимодействия с родителями по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста:
• Опора на положительный опыт воспитания;
• Целенаправленность;
• Систематичность;
• Доброжелательность, открытость;
• Возрастной характер взаимодействия и индивидуальный подход к взаимодействию с родителями.
Планируемые результаты:
– должны быть изучены и сформированы образовательные потребности родителей по проблеме воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста;
– должна быть повышена компетентности родителей в области развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста;
– должен быть создан материал по проблеме развития духовно-нравственных качеств
– овладение родителями основными методами, формами и средствами воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста;
– осуществление консультативной помощи родителям.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации повышения педагогической компетентности родителей
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, большинство родителей по разным причинам испытывают трудности в воспитании детей (из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка и его возрастных особенностей), нуждаются в педагогических знаниях и хотели бы повысить свою педагогическую компетентность.
Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе « Духовно-нравственное воспитание граждан РФ», ориентированный на возрождение и укрепление духовно-нравственных устоев всего населения Российского государства, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей гражданина РФ. Многие учёные связываю возрождение духовно-нравственных традиций и устоев русского общества с первым шагом к возрождению России. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познания проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможна только при совместном подходе всех структур социума.
Все истоки нравственности, морально-этические ценности находятся в семье. Поэтому без вовлечения родителей в воспитательный процесс и порой переосмысление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов, ни в одном образовательном учреждении невозможно прочно сформировать у детей такие качества, как честность, справедливость, добросовестность, трудолюбие, чувство долга, отзывчивость и сострадание, веру в добро и созидание, терпимость, преданность своему народу, стране и другие важные нравственные качества.
Время лекций, нотаций и собраний прошло, в настоящее время требуются новые подходы, нетрадиционные интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, способные заинтересовать и привлечь воспитывающих взрослых. Кроме того, необходимо практическое обучение родителей методам и приемам взаимоотношений с детьми, привлечение членов семьи воспитанников к участию в разных видах совместной интерактивной деятельности:
- коллективного взаимодействия (родительский клуб по интересам, семейные гостиные, групповые тематические консультации, творческие встречи, круглые столы и др.);
- адресно, по подгруппам (тренинги, тематические консультации выполнение творческих заданий, подготовка проектов и др.);
- индивидуально (работа специалистов с родителями, дети которых требуют педагогической коррекции и др.);
- дистанционно (с использование сайта, дайджест- журналов, флэш-карт и др.).
1.Диагностический: Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2.Основной: Формирование у родителей более полного образа своего ребенка в части духовно-нравственного воспитания и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации
3.Коррекционный: Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. Помощь родителям в преодолении этих трудностей у ребенка.
4.Заключительный этап: Повторная проверка знаний родителей в области духовно-нравственного воспитания ребенка. Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с родителями.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
2.2. Описание вариативных форм, методов и способов
В решении задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, одной из наиболее эффективных форм является родительский клуб. Его мероприятия планируются сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами «на равных», поделиться опытом семейного воспитании .Виды работы с родителями для поднятия компетенции в вопросах воспитания духовно-нравственных качеств детей:
- Игры в семье: Во что играют наши дети, Народные игры, Самодельные игрушки, Игры для мальчиков и девочек, Летние игры, Зимние игры и др.
- Семейное чтение: Что читают наши дети, Помощь родителям в отборе литературы.
- Семейный театр: Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье, Посиделки, Готовим к празднику наряд, Как организовать домашний театр.
- Компьютер и его альтернатива и др.
Как показывает практика, одной из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, являются семейные гостиные, которые пришли на смену групповым родительским собраниям. В дружеской обстановке, за чашкой чая, в процессе общения педагогов и родителей, создаются педагогические ситуации для совместного обсуждения проблем воспитания у детей нравственных качеств: добра, отзывчивости, милосердия, трудолюбия, справедливости, согласовывается единство нравственных норм и требований в воспитании детей.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников – организация детско-родительской проектной деятельности по итогам проведенных мероприятий.
Решение проблемы повышения педагогической культуры родителей, найдено в дистанционном взаимодействии, в применении компьютерных технологий в домашних условиях. Задействованы следующие информационно- просветительские методы дистанционного взаимодействия с родителями с использованием компьютерных технологий:
- Сайт детского сада, где размещается необходимая психолого-педагогическая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, анкеты, запросы и вопросы родителей, рекомендации по проведению выходного дня с ребенком и т. д.
- Тематические дайджест-журналы на DVD-дисках, которые родители могли взять для ознакомления в домашних условиях, представляющие собой практические консультации по духовно-нравственному воспитанию: какие книги читать с ребенком и как обсуждать прочитанное, как воспитывать в ребенке отзывчивость, совладать с агрессией и т.д.
- Флэш-карты на DVD-дисках, которые размещают на сайте, родители использовали в деятельности с детьми в семейном кругу. В увлекательной форме флэш-карты раскрывают технологии изготовления предметов народного творчества в домашних условиях: что можно сделать своими руками и как увлечь ребенка изготовлением игрушек и поделок, какие «тихие» народные игры можно организовать дома и т.д.
2.3. Перспективное планирование работы с родителями на год
Месяц |
Ответственные | Активные формы работы | Задачи | |
Сентябрь |
Воспитатели Педагог ИЗО деятельности |
1.Конкурс детского рассказа« Домашний любимец» сопровождаемый рисунком» Создание книги «Наши питомцы» 2.Выставка «Дары осени» Изготовление поделок из овощей и фруктов. 3.Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!» с рассказом - «рекламой» о семье |
1.Привлечь родителей к жизни ребенка в условиях детского сада и их обозначить их роль в активном участии становления духовно-нравственных качеств личности ребенка. 2.Создать условия для активного участия родителей в воспитании детей. 3.Организовать провести с родителями различные по форме мероприятия, способствующие укреплению родственно - семейных связей и взаимодействию с семьей. Организовать презентацию по проводимой работе -Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе |
|
Октябрь | Воспитатели Педагог психолог |
1. День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. 2. Консультация «Выполнение желаний детей, родителей, педагогов!» 3. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» |
1. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. 2. Настроить родителей на плодотворную совместную работу. 3. Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье. |
|
Ноябрь | Воспитатели Музыкальный руководитель |
1. Изготовление коллажа «Наши чувства» по мотивам народных сказок. 2. Совместно проведённый праздник Зимы!- спортивное развлечение- масленица |
1. Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. 2. Доставить радость детям и родителям; объединить родителей, педагогов и детей для участия в мероприятии |
|
Декабрь | Воспитатели | 1. Совместное творчество: Создание народного костюма для детей.- подготовка к праздникам. 2. Совместный труд на благо детей Благоустройство площадки для прогулок детей |
1. Развивать конструктивные способности детей и родителей, способствовать творческой реализации идей и задумок . Развивать творческие способности, воображение. 2. Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность |
|
Январь | Воспитатели Педагог психолог |
1.День добрых дел Акция «Дружок» Бездомные животные, сбор средств для питомника. 2. Совместное творчество: Составление писем доброты «Я однажды видела…..» родители вместе с детьми составляют письма. |
1. Доставить радость общения между детьми и взрослыми. Оказать содействие семейному духовно-нравственному воспитанию. 2. Активизация духовного и культурного сознания родителей. Привлечь детей к выполнению работы, доставить радость от проделанной работы. Развивать речь детей, упражнять в словотворчестве |
|
Февраль | Воспитатели Инструктор по физ.воспитанию |
1. «Уроки доброты» «Я – помощник» Создание дома копилки добрых поступков и дел. 2. Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!» |
1. Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарём. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей 2. Получить + эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность |
|
Март | Воспитатели | 1.Коллаж «Вот мой дом родной» используя фотографии, рисунки. (Коллаж по образцу генеалогического древа) 2. Выставка любимых семейных книг «Делимся вечным» |
1.Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном труде, + эмоции, чувство коллективности. познакомить детей со своей родословной. 2. Активизировать духовное и культурное сознание родителей. Развивать речь, пополнять словарь, развивать умение рассказывать о своих любимых книгах. |
|
Апрель | Воспитатели | 1. Создание музея старых вещей«Из бабушкиного сундука» 2. День добрых дел «Выносной материал» |
1. Формирование у родителей и детей коммуникабельности, получение + эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности. - Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов 2. Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность. |
|
Май | Воспитатели Педагог ИЗО деятельности |
1.Организация выставки – поздравления к Дню Победы! 2. Поход «Семейное путешествие» |
1. Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных 2. Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями |
|
2.4. Содержание программы для родителей
Формы | Тема | План/Содержание работы |
Беседа | «Семейное духовно-нравственное воспитание» | 1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. 2. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. 3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. |
Анкета | «Духовно-нравственные качества. Как вы понимаете?» | Анкеты, направленные на ознакомление педагога с семьями воспитанников, их интересами и знаниями в области духовно- нравственного воспитания. Анкеты, направленные на выявление проблем у детей с воспитанием детей с сложностями. |
Папка- передвижка | «Рецепты воспитания нравственности дошкольника" | 1.Формирование заботливого отношения детей к окружающим 2.Воспитание любви и уважения 3.Воспитание благодарности .Влиятние семейных отношений |
Буклет | «Воспитываем нравственные качества» | Рекомендации для родителей по вопросам воспитания духовно- нравственных качеств. |
Родительские гостиные | «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» | 1.Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе. 2.Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями. 3.Укреплять и поддерживать связь с семьей, установливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики. 4.Сохранение духовно-нравственных семейных ценностей; 5.Довести до сознания родителей о необходимости нравственного воспитания; 6.Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих детей; 7.Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду 8.Совершенствовать взаимоотношения с родителями, расширять сферу совместной деятельности. |
Круглый стол | «Духовность и нравственность» | 1.Обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; 2.Способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. |
Консультация | «Духовно-нравственные качества в деятельности» | 1.Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой деятельности детского сада |
3. Организационный раздел
3.1. Программно- методический обеспечение реализации программы
1. Аверина Н.Г. О духовно - нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11.
2. Власова Т.И. Воспитание духовности личности / Т.И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. - Ростов н/Д. - 2000. - Вып.2. - С. 25-35.
3. Духовно-нравственное воспитание. От теории к практике / А.Б. Мазуров, И.М. Ильичева, С.А. Коптюбенко, С.С. Лыкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, М-во образования Моск. обл. Моск. гос. обл. социал. - гуманитар. ин-т. - Коломна: МГОСГИ, 2011. - 239 с.
4. Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе изучения курса Основы православной культуры : Метод. рекомендации. - Курск: Изд-во МУП Курская городская типография , 2004. - С. 29. - 1,3 п.л.
5.Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
8. Кудрявцева Е. А. Эмоционально-нравственное развитие ребенка-дошкольника // Дет. сад от А до Я. – 2007. – № 1. – С. 98–105.
9. Духовно-нравственное воспитание дошкольников (по материалам период. печати): виртуальная выставка [Электронный ресурс] // Моск. городской пед. ун-т : [сайт]. – М., 2015. - URL: http://www.mgpu.ru/materials/38/38319.pdf (27.10.15).
10. Нравственное воспитание в детском саду. /Под редакцией В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., «Просвещение», 1978.
11. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1984.
3.2. Описание материально-технической базы
Для реализации данной программы необходимо помещение, оснащенное ноутбуком или компьютером и проектором. Для более удобного приготовления буклетов для родителей понадобится принтер и бумага. Зал для проведения мероприятий .