Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Программа по просветительской деятельности

Педагогическое просвещение родителей в вопросах
воспитания духовно-нравственных качеств у детей

Новикова Кристина Алексеевна
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Многие из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения свой отпечаток на сознание людей и систему образования.
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основание предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему поведения, общения, социальных взаимоотношений. В силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Но в обществе существует определенный набор норм поведения и правил, которые составляют нравственную культуру личности.
Под нравственными нормами понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Нравственная культура отдельно взятой личности определяет особенности взаимоотношений этой личности с другими.
Формирование нравственной культуры дошкольников во многом зависит от того, насколько придерживаются норм и правил поведения в обществе его ближайшее окружение: родители, друзья, педагоги, родственники. Наибольшую роль в становлении нравственной культуры личности школьника играют педагоги и родители. Именно им предстоит привить детям и подросткам нравственные ценности и идеалы, которые характеризуют самостоятельную личность.
1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение  следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы.  Оно  должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Таким образом, данная программа предполагает повышение педагогической компетентности родителей. Исходя из актуальности, следует, что в современном обществе на первый план выходят проблемы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Следовательно, исходя из заказа и проблем современного общества, нами было выделен направление повышения педагогической компетентности родителей как «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста».
Целью данной  программы является развитие педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания  духовно-нравственных качеств  у детей  дошкольного возраста.
        Задачами  данной программы являются следующие:
1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей  дошкольного возраста и развитием духовно-нравственных качеств.
2. Изучить уровень сформированности представлений родителей по данному вопросу, их интересы и потребности.
3. Помочь родителям в освоении форм, методов и средств формирования духовно-нравственных качеств у детей  дошкольного возраста.
4. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям в соответствии с психическими и индивидуальными особенностями детей;
5. Активизировать стремление родителей к самообразованию по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Объектом представленной программы является педагогическое просвещение  родителям (законным представителям) детей  дошкольного возраста.
Предмет программы – содержание и формы педагогической помощи родителям   по вопросам  воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Принципы взаимодействия с родителями по вопросам воспитания духовно-нравственных качеств у детей  дошкольного возраста:
•        Опора на положительный опыт воспитания;
•        Целенаправленность;
•        Систематичность;
•        Доброжелательность, открытость;
•        Возрастной характер взаимодействия и индивидуальный подход к взаимодействию с родителями. 
Планируемые результаты:
– должны быть изучены и сформированы образовательные потребности родителей по проблеме воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста;
– должна быть повышена компетентности родителей в области развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста;
– должен быть создан  материал по проблеме развития духовно-нравственных качеств
– овладение родителями основными методами, формами и средствами воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста;
– осуществление консультативной помощи родителям. 
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации повышения педагогической компетентности родителей
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье по вопросам  воспитания духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, большинство родителей по разным причинам испытывают трудности в воспитании детей  (из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка и его возрастных особенностей), нуждаются в педагогических знаниях и хотели бы повысить свою педагогическую компетентность.
Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе « Духовно-нравственное воспитание граждан РФ», ориентированный на возрождение и укрепление духовно-нравственных устоев всего населения Российского государства, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей гражданина РФ. Многие учёные связываю возрождение духовно-нравственных традиций и устоев русского общества с первым шагом к возрождению России. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познания проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможна только при совместном подходе всех структур социума.
Все истоки нравственности, морально-этические ценности находятся в семье. Поэтому  без вовлечения родителей в воспитательный процесс  и порой переосмысление сложившихся в семье духовно-нравственных приоритетов, ни в одном образовательном учреждении невозможно прочно сформировать у детей такие качества,  как честность, справедливость, добросовестность, трудолюбие, чувство долга, отзывчивость и сострадание, веру в добро и созидание, терпимость, преданность своему народу, стране и другие важные нравственные качества.
Время лекций, нотаций и собраний прошло, в настоящее время требуются новые подходы, нетрадиционные интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, способные заинтересовать и привлечь воспитывающих взрослых. Кроме того, необходимо практическое обучение родителей методам и приемам взаимоотношений с детьми, привлечение членов семьи воспитанников к участию в разных видах совместной интерактивной деятельности:
  • коллективного взаимодействия (родительский клуб по интересам, семейные гостиные, групповые тематические консультации, творческие встречи, круглые столы и др.);
  • адресно, по подгруппам (тренинги, тематические консультации выполнение творческих заданий, подготовка проектов и др.);
  • индивидуально (работа специалистов с родителями, дети которых требуют педагогической коррекции и др.);
  •  дистанционно (с использование сайта, дайджест- журналов, флэш-карт и др.).
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1.Диагностический: Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2.Основной: Формирование у родителей более полного образа своего ребенка в части духовно-нравственного воспитания  и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации
 3.Коррекционный: Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка. Помощь родителям в преодолении этих трудностей у ребенка.
4.Заключительный этап: Повторная проверка знаний родителей в области духовно-нравственного воспитания  ребенка. Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с родителями.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.
 
2.2. Описание вариативных форм, методов и способов
В решении задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, одной из наиболее эффективных форм является родительский клуб. Его мероприятия планируются сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами «на равных», поделиться опытом семейного воспитании .Виды работы с родителями для поднятия компетенции в вопросах воспитания духовно-нравственных качеств детей:
  • Игры в семье: Во что играют наши дети, Народные игры, Самодельные игрушки, Игры для мальчиков и девочек, Летние игры, Зимние игры и др.
  • Семейное чтение: Что читают наши дети, Помощь родителям в отборе литературы.
  • Семейный театр: Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье, Посиделки, Готовим к празднику наряд, Как организовать домашний театр.
  • Компьютер и его альтернатива и др.
Формы работы: 1)Беседа 2)Анкетирование 3)Папки-передвижки 4)Родительские гостиные 5)Круглый стол 6)Консультация
Как показывает практика, одной из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, являются семейные гостиные, которые пришли на смену групповым родительским собраниям. В дружеской обстановке, за чашкой чая, в процессе общения педагогов и родителей, создаются педагогические ситуации для совместного обсуждения проблем воспитания у детей нравственных качеств: добра, отзывчивости, милосердия, трудолюбия, справедливости, согласовывается единство нравственных норм и требований в воспитании детей.
Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников – организация детско-родительской проектной деятельности по итогам проведенных мероприятий.
Решение проблемы повышения педагогической культуры родителей, найдено в дистанционном взаимодействии, в применении компьютерных технологий в домашних условиях. Задействованы следующие информационно- просветительские методы дистанционного взаимодействия с родителями с использованием компьютерных технологий:
  • Сайт детского сада, где размещается необходимая психолого-педагогическая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, анкеты, запросы и вопросы родителей, рекомендации по проведению выходного дня с ребенком и т. д.
  • Тематические дайджест-журналы на DVD-дисках, которые родители могли взять для ознакомления в домашних условиях, представляющие собой практические консультации по духовно-нравственному воспитанию: какие книги читать с ребенком и как обсуждать прочитанное, как воспитывать в ребенке отзывчивость, совладать с агрессией и т.д.
  • Флэш-карты на DVD-дисках, которые размещают  на сайте, родители использовали в деятельности с детьми в семейном кругу. В увлекательной форме флэш-карты раскрывают технологии изготовления предметов народного творчества в домашних условиях: что можно сделать своими руками и как увлечь ребенка изготовлением игрушек и поделок, какие «тихие» народные игры можно организовать дома и т.д.
Таким образом, для реализации задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей в  дошкольном учреждении используются многообразные формы коллективного взаимодействия педагогов детского сада с семьями, в сочетании с индивидуальной адресной психолого- педагогической поддержкой разным категориям родителей.
2.3. Перспективное планирование работы с родителями на год

 
Месяц
 
Ответственные Активные формы работы Задачи
Сентябрь
 
Воспитатели
Педагог ИЗО деятельности
1.Конкурс детского рассказа« Домашний любимец» сопровождаемый рисунком»                                      Создание книги «Наши питомцы»
2.Выставка «Дары осени»                                             Изготовление поделок из овощей и фруктов.
3.Фотовыставка «Будем знакомы - наша семья!»   с рассказом - «рекламой» о семье
1.Привлечь родителей к жизни ребенка в условиях детского сада и их обозначить их роль в активном участии становления духовно-нравственных качеств  личности ребенка.
2.Создать условия для активного участия родителей в воспитании детей.                                           3.Организовать провести с родителями различные по форме мероприятия, способствующие укреплению родственно - семейных связей и взаимодействию с семьей.                   Организовать презентацию по проводимой работе
-Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе

 
Октябрь Воспитатели
Педагог психолог
1. День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
2. Консультация «Выполнение желаний детей, родителей, педагогов!»
3. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»
1. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.
2. Настроить родителей на плодотворную совместную работу.
3. Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье.
Ноябрь Воспитатели
Музыкальный руководитель
1. Изготовление коллажа                                                                         «Наши чувства» по мотивам народных сказок.
2. Совместно проведённый праздник Зимы!- спортивное развлечение- масленица
1. Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом.
2. Доставить радость детям и родителям; объединить родителей, педагогов и детей для участия в мероприятии
Декабрь Воспитатели 1. Совместное творчество:   Создание народного костюма для детей.- подготовка к праздникам.
2. Совместный труд на благо детей Благоустройство площадки для прогулок детей
1. Развивать конструктивные способности детей и родителей, способствовать творческой реализации идей и задумок .
Развивать творческие способности, воображение.
2. Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность
Январь Воспитатели
Педагог психолог
1.День добрых дел Акция «Дружок» Бездомные животные, сбор средств для питомника.
2. Совместное творчество: Составление писем доброты «Я однажды видела…..» родители вместе с детьми составляют письма.
1. Доставить радость общения между детьми и взрослыми.
Оказать содействие семейному духовно-нравственному воспитанию.
2. Активизация духовного и культурного  сознания родителей. Привлечь детей к выполнению работы, доставить радость от проделанной работы. Развивать речь детей, упражнять в словотворчестве
Февраль Воспитатели
Инструктор по физ.воспитанию
1. «Уроки доброты» «Я – помощник»
Создание дома копилки добрых поступков и дел.
2. Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!»
1. Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарём. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей
2. Получить + эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность
Март Воспитатели 1.Коллаж «Вот мой дом родной» используя фотографии, рисунки. (Коллаж по образцу генеалогического древа)
2. Выставка любимых семейных книг «Делимся вечным»

 
1.Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном труде,  + эмоции, чувство   коллективности. познакомить детей со своей родословной.
2. Активизировать духовное и культурное сознание родителей. Развивать речь, пополнять словарь, развивать умение рассказывать о своих любимых книгах.
Апрель Воспитатели 1. Создание музея старых вещей«Из бабушкиного сундука»
2. День добрых дел «Выносной материал»
1. Формирование у родителей и детей коммуникабельности, получение + эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности. - Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов
2. Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.
Май Воспитатели
Педагог  ИЗО деятельности
1.Организация выставки – поздравления к Дню Победы!
2. Поход   «Семейное путешествие»
1. Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в   ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных
2. Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями
         
 
 


 
2.4. Содержание программы для родителей
Формы Тема План/Содержание работы
Беседа «Семейное духовно-нравственное воспитание» 1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
2. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Анкета «Духовно-нравственные качества. Как вы понимаете?» Анкеты, направленные на ознакомление педагога с семьями воспитанников, их интересами и знаниями в области духовно- нравственного воспитания.
Анкеты, направленные на выявление проблем у детей с воспитанием детей с сложностями.
Папка- передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника" 1.Формирование заботливого отношения детей к окружающим
2.Воспитание любви и уважения
3.Воспитание благодарности
.Влиятние семейных отношений
Буклет «Воспитываем нравственные качества» Рекомендации для родителей по вопросам воспитания духовно- нравственных качеств.
Родительские гостиные «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» 1.Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.
2.Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
3.Укреплять и поддерживать связь с семьей, установливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.
4.Сохранение духовно-нравственных семейных ценностей;
5.Довести до сознания родителей о необходимости нравственного воспитания;
6.Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих детей;
7.Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду
8.Совершенствовать взаимоотношения с родителями, расширять сферу совместной деятельности.
Круглый стол «Духовность и нравственность» 1.Обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; 2.Способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.
Консультация «Духовно-нравственные качества в деятельности» 1.Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой  деятельности детского сада
 
 


 
3. Организационный раздел
3.1. Программно- методический обеспечение реализации программы
1. Аверина Н.Г. О духовно - нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11.
2. Власова Т.И. Воспитание духовности личности / Т.И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. - Ростов н/Д. - 2000. - Вып.2. - С. 25-35.
3. Духовно-нравственное воспитание. От теории к практике / А.Б. Мазуров, И.М. Ильичева, С.А. Коптюбенко, С.С. Лыкин; М-во образования и науки Рос. Федерации, М-во образования Моск. обл. Моск. гос. обл. социал. - гуманитар. ин-т. - Коломна: МГОСГИ, 2011. - 239 с.
4. Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в процессе изучения курса Основы православной культуры : Метод. рекомендации. - Курск: Изд-во МУП Курская городская типография , 2004. - С. 29. - 1,3 п.л.
5.Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А.  Фалькович. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
8. Кудрявцева Е. А. Эмоционально-нравственное развитие ребенка-дошкольника // Дет. сад от А до Я. – 2007. – № 1. – С. 98–105.
9. Духовно-нравственное воспитание дошкольников (по материалам период. печати): виртуальная выставка [Электронный ресурс] // Моск. городской пед. ун-т : [сайт]. – М., 2015. - URL: http://www.mgpu.ru/materials/38/38319.pdf (27.10.15).
10. Нравственное воспитание в детском саду. /Под редакцией В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., «Просвещение», 1978.
11. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1984.
3.2. Описание материально-технической базы

Для реализации данной программы необходимо помещение, оснащенное ноутбуком или компьютером и проектором. Для более удобного приготовления буклетов для родителей понадобится принтер и бумага. Зал   для проведения мероприятий . 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»