Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Молодёжь: свобода и ответственность. Формирование понятий «свобода»
и «ответственность» на уроках обществознания в старшей школе

Архипова Ольга Серафимовна
Программа  предмета обществознание в старшей школе (10-11 классы) включает в себя тему «Свобода в деятельности человека». При её изучении ученику предлагается разобраться с такими вопросами как:
  • Почему невозможна абсолютная свобода?
  • Что означает трактовка свободы как познанной необходимости?
  • Как связаны  понятия «свобода» и «ответственность»?
  • Что такое свободное общество?
  • Что такое «свобода политическая» и «свобода духовная?»
Базовая программа отводит на это всего 2 урока.
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию также содержит формулировку: «Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность». Многочисленные печатные пособия и Интернет ресурсы  по подготовке к ЕГЭ предлагают обширный и далеко не всегда понятный школьникам  материал.
Что требуется от выпускника сегодня?
Ученик должен знать:
что быть  свободным от общества и оставаться человеком нельзя,  вследствие этого абсолютной свободы нет,  
что существует объективная необходимость, человек же должен её осознать и принять свободное решение  с её учётом,
что существуют такие крайние позиции в трактовке свободы как волюнтаризм и фатализм,
что свобода – это прежде всего выбор;
что свобода и ответственность связаны самым тесным образом, и чем больше у человека свободы, тем больше и ответственности.
И это далеко не полный перечень формулировок.  Возникает очень серьезный вопрос. Достаточно ли добиться, чтобы ученик выучил материал и научился давать правильные ответы на задания ЕГЭ? Ответ очевиден. Конечно, нет. Только вдумчивое осмысление важнейших вопросов и проблем темы «Свобода и ответственность», принятие, применение к себе и к своей жизни позволят личности ученика сформироваться, стать Человеком с большой буквы, способным принимать свободное решение, делать свободный выбор и нести за него ответственность. Перед самим собой, перед обществом, перед страной, перед будущим.
Какая задача стоит в связи со всем вышесказанным перед учителем обществознания?  Создать условия, чтобы это свершилось. Несмотря на ограниченность учебного  времени и сложность темы.  Какие методы и приёмы можно использовать  в своей практической деятельности при изучении этой темы?  Прежде всего,  необходимо учитывать особенности классного коллектива. Например, наличие базовых знаний предшествующих лет обучения  обществознанию и истории, степень развития речевых, коммуникативных  способностей,  навыков  самостоятельной работы  с информацией.  Если класс, что называется, сильный, то лучшими формами уроков по теме « Свобода и ответственность»  являются дискуссии, круглые столы, семинары.    Разумеется, без предварительной подготовки такой урок не проведёшь. Но результат того стоит.  Дискуссия или дебаты позволяют столкнуть противоположные взгляды на предмет, выдвинуть и отстоять аргументы, или убедиться в их необоснованности. Пример темы для такой дискуссии «Свобода «от» или свобода «для».  Семинар, круглый стол или конференция позволяют предоставить ученику возможность самостоятельно подготовить выступление, изучить  материал, высказать свой взгляд на предмет.
Темы таких выступлений: «Справедливое общество и пути к нему»,  «Свобода – важнейшая ценность современной цивилизации», «Свобода не означает вседозволенность». Однако есть и риски. Мнение подростков может не совпасть с точкой зрения учителя, с трактовкой темы в учебнике, в школьной программе.  Очень многое зависит здесь не только от профессионализма педагога, но и от его личной позиции, от твёрдости его собственных убеждений, от авторитета его мнения для учащихся.
Хорошо, если учитель не первый год работает с классным коллективом, если есть уже опыт проведения таких уроков по другим темам. Что делать, если нет? Если класс не готов к дискуссии или  вы работаете с ним первый год и еще не знаете способностей и возможностей обучающихся? Успешными могут быть организованная  работа в группах над отдельными аспектами темы, например,  «свобода выбора», «свобода совести», «свобода воли» с опорой на текст учебника или другие источники информации, заранее подобранные учителем, с последующим представлением результатов работы каждой группы. Или, например, домашняя работа над высказыванием по плану: «О чём говорит автор? Согласен ли я с ним? Почему?» и последующее обсуждение в классе. Примеры таких высказываний: «Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даёте её сами» (У. Уайт, американский писатель); «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой), «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.Ленин). Важно, чтобы делая моральный выбор, ребёнок, в будущем взрослый человек, оставался на стороне добра

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»