Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания
детей дошкольного возраста

Афанасьева Светлана Владимировна
 
Утрата народом своего искусства, своих художественных
ценностей – это национальная трагедия
и угроза самому существованию нации.
 М.П. Мусоргский
  Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего».
  С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. 
    Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.                                                                                     
    Для маленьких детей Родина – это мама, близкие люди, которые его окружают, знакомая улица, дом, в котором живет, детский сад с друзьями.    Любовь к Родине зарождается в раннем детстве. И от того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.                                                                                 
    Всё богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи: это и народные песни, пляски, хороводы, музыкальные игры,  народные игрушки,  предметы декоративно-прикладного искусства. В народном творчестве передаются черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 
     Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
    Через  народные праздники и традиции дети учатся наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.
     Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
     Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народная подвижная игра является традиционным средством педагогики. В ней также отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о смелости, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народная игра является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны дошкольникам. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
   Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. 
   В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
   Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все - за одного» - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
   В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
    Катился горох по блюду,
    Ты води, а я не буду.
или
    Я куплю себе дуду
    Я по улице пойду,
    Громче дудочка дуди:
    Мы играем, ты води.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
   Конь вороной остался под горой.
   Выбираешь какого коня:
   Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко», «Ниточка или иголочка» и т.п..
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные запевки-молчанки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
   Кто засмеется,
   Губа задерется.
   Раз, два, три, четыре, пять,
   С этих пор молчать.
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный  из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:
   Первенчики, бубенчики,
   Летали голубенчики
   По свежей росе,
   По чужой полосе.
   Там чашки, орешки,
   Медок, сахарок,
    Молчок!
Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д..
    Запевки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
   Мышка, мышка,
   Продай уголок
   За шильце,
   За мыльце,
   За белое полотенце,
   За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
   Эти четкие считалки, напевно-забавные запевки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
   При отборе фольклорного материала надо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Былины, сказания воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.
   Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме.
   Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
   Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
  
   
  
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»