Познавательно-творческий проект с детьми старшей и подготовительной группы
Русская национальная культура и ее наследие
Иванова Алевтина Николаевна,
воспитатель первой категории
ГБДОУ № 52
Сроки реализации проекта: долгосрочный (2017 - 2019 гг.) воспитатель первой категории
ГБДОУ № 52
Участники: воспитатели, дети, родители, специалисты
Обоснование актуальности.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения. Чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни, научить их быть честными, справедливыми, успешными во всех начинаниях, необходимо помочь им с раннего детства полюбить свою Родину. А ведь любовь к Отечеству начинается с любви к истории своей страны, к тому месту, где ты родился, то есть к своему городу, краю. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост культуры всего общества. Рассказывая детям об укладе русского народа и рассматривании иллюстраций, наши дети проявили повышенный интерес к этой теме. В связи с чем и возникла идея более глубоко познакомить детей с этой темой.
Цель:
Воспитать в детях гордость за свою национальную принадлежность, научить любви к своей стране и ее истории.
Задачи:
Познакомить детей с историей Руси.
С образом жизни, бытом, национальными традициями, менталитетом, фольклором.
Научить уважению к национальным героям.
Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.
Создание условий для восприятия детьми элементарных сведений об историческом прошлом.
Формировать у детей первоначальные представления о географическом, природно-экологическом своеобразии родного края, деятельности людей, живущих в нём.
Расширять и активизировать словарный запас детей, развивать связную и выразительную речь детей, формировать умение свободно мыслить, фантазировать.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к своей родине, чувство гордости за людей, живущих в нём, и своей принадлежности.
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Развитие познавательных способностей.
Развитие творческого воображения.
Развитие творческого мышления.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.
Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
Расширение знаний ребенка о городах России.
Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
Развитие чувства гордости за достижения Родины.
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
Участие в праздниках
Участие в посильных общественно-полезных работах
Инновация в данном проекте состоит в том, что воспитатель постоянно проводит аналогии между современным миром и давними временами, где цивилизация была не развита (техника была не развита, либо была на этапе изобретения. Какую бы область мы не затрагивали мы непременно обращаемся к истории предметов, быту, традициям – к истокам.
Ресурсное обеспечение:
- Репродукции картин
- Методическая литература
- Наглядные и дидактические пособия
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев от Ильи Муромца и Александра Невского до Георгия Жукова
- Современные средства ТСО
- Аудиозаписи
- Карты, атлас, глобус
- Художественная и энциклопедическая литература
- Государственная символика
- Ноутбук,
- Мультимедийное оборудование
- , Предметные и сюжетные картинки,
- Аудиозаписи,
- Мультфильмы, художественные сказки.
- По возможности, сохранившиеся предметы старины.
- Презентации на различные тематики
Основные этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный:
Составление плана мероприятий по проекту.
Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта. Создание картотеки поговорок, пословиц, потешек, русских национальных песен,
Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
Оформление уголка народного творчества.
Второй этап основной.
Состоит из мини-проектов в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-личностное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
НОД по темам: см. примерное календарное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию.
Серия игр-путешествий по программе Дыбиной О.В. «Что было до…». Используется во второй половине дня, как игра- драматизация, беседа – обсуждение, во время прогулок, как решение проблемной ситуации, как часть НОД.
Путешествие в прошлое стула.
Путешествие в прошлое кресла.
Путешествие в прошлое ложки, вилки.
Путешествие в прошлое тарелки.
Путешествие в прошлое посуды.
Путешествие в прошлое обуви, одежды, головных уборов. .
Путешествие в прошлое бумаги, карандаша.
Путешествие в прошлое жилища.
Путешествие в прошлое игрушек.
Путешествие в прошлое иголки, швейной машины.
Путешествие в прошлое часов.
Путешествие в прошлое автомобиля, самолета, корабля.
Путешествие в прошлое часов.
Путешествие в прошлое зеркала.
Путешествие в прошлое плиты.
Путешествие в прошлое пылесоса, стиральной машины.
Путешествие в прошлое счетных предметов (счеты, весы).
Путешествие в прошлое очков, микроскопа, подзорной трубы, телескопа.
Путешествие в прошлое магнитофона, утюга, холодильника.
Путешествие в прошлое театра.
Путешествие в прошлое денег.
Путешествие в прошлое книги.
Путешествие в прошлое молотка.
Путешествие в прошлое оружия.
Путешествие в прошлое электрической лампочки.
Путешествие в прошлое музыкальных инструментов.
Путешествие в страну волшебной прялки.
Путешествие в многообразие рукотворного мира.
Чудесные превращения волшебной палочки.
Как менялось жилье человека.
Как люди общаются на расстоянии.
Человек трудился всегда.
Путешествие с Айболитом. (история лекарств).
Путешествие в историю профессий.
Содержание игр-путешествий варьируется в зависимости от возраста так как программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.
Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
Использование методического пособия Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»
Старшая группа
Развитие основ социального и правового сознания
Дети и родители
Эти дети живут на Севере
Что ( кого) я могу выбрать
Будем тактичными и миролюбивыми
Как вести себя в общественном месте
За что я умею отвечать
Развитие представлений о б истории цивилизации
Пещерные люди
Геракл и его подвиги
Устройство русской избы
Подготовительная к школе группа
Развитие основ социального и правового сознания
Такие разные и такие похожие
Я выбираю сам(а)
Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка
Как я отношусь к другим детям
Зачем нужны правила
Правила безопасности
Насколько я ответственный
Развитие представлений об истории цивилизации
Древние люди
Афродита, Пан, Сиринга
Завершающими этапами данных мини проектов являются:
- игры –драматизации,
- выставки художественного творчества как индивидуального исполнения так и коллективного,
- сборы гербариев ,коллекций различного рода (природные камни, ракушки, природный материал, тканей и т.д.)
- выращивание различных растений,
- тематические праздники и развлечения,
- коллажи и альбомы
- инициатива самих детей с просьбой к родителям о посещении музеев, достопримечательностей, памятных мест
Повышение социальной адаптированности и активности детей. Увеличение желания узнавать новое.
Расширение и активизация словарного запаса детей, развитие связной и выразительной речи детей,
Умение свободно мыслить, фантазировать, высказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.
В заключение
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности.
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией.
Формы патриотического воспитания
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»
2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества» от легендарных богатырей до героев авроровцев, проведение занятий «Города-герои», «Дети-герои», , на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре.
Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».
1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
1. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
2. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
3. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
4. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.
5. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.
6. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
Содержание патриотического воспитания
1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении.
У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название.
Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных.
С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с изготовлением игрушек и посуды из глины.
Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами.
Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «Родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.