Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Правовые основы введения Курса "Основы православной Культуры" в учебную программу государственных (муниципальных и негосударственных) общеобразовательных учреждений.

 

 

Курс "Основы православной культуры "(далее - ОПК) занимает промежуточное положение между культурологическими и религиозными учебными дисциплинами. Предложенный курс составы таким образом, что учащимся предлагается освоить, с одной стороны - основы культуры (Культурологический аспект ОПК), с другой стороны - основы культуры православной, что подчеркивает религиозный и, более того, конфессиональный характер ОПК. Конфессионально-культурологическая  природа данного курса наиболее удачно для применения его именно в негосударственных образовательных учреждениях типа "православная общеобразовательная гимназия" или в этноконфессиональной "Русской школе". Однако же это двоякая (конфессионально-культурологическая) природа курса позволяет говорить о нескольких вариантах (моделях) изучения его в государственной (муниципальной) школе.

      Попробуем сделать анализ данных моделей.

1. Включение курса ОПК (название может быть и иное) в региональный компонент основной образовательной программы государственных общеобразовательных учреждениях (далее - ГОУ). Именно такой порядок преподавания ОПК в НОУ "православная общеобразовательная гимназия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского" в 2003-2006 годах.

      Согласно ст. 7 действующего Закона РФ "Об образовании" и п. 35 типового положения об образовательном учреждении, утвержденном постановлением правительства РФ от 31.08.94г.№ 1008 с изменениями от 15.01.97.г, основная общая образовательная программа учебных заведений включает в себя следующие Компоненты: базовый федеральный, национально-религиозный и школьный. Наличие последних двух компонентов обеспечивает вариативность этих программ, т.е. даёт возможность включения в них тех учебных дисциплин , которые не предусмотрены федеральным компонентом государственного стандарта. Это касается и курса ОПК. Однако отнесение разработки национально-регионального компонента к ведению федерального центра сократило поле для использования данной модели в преподавании ОПК.

      В известной мере препятствуют работе рассматриваемой модели и некоторые основополагающие принципы, закрепленные в федеральных законах подзаконных актах РФ: принцип светского характера государственной и муниципальной систем образования (ст. 2 действующего Закона РФ "ОБ образовании") и принципа равенства религий перед законом (ст.4ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях")..

Следует однако вспомнить, что в преамбуле к закону "О свободе совести" подчеркивается роль православия: "Федеральное Собрание Российской Федерации признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитие её духовности и культуры".

      Существует и ещё один немаловажный аспект, связанный с тем, что на сегодняшний день региональный компонент реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в конкретном наборе учебных дисциплин, составляющих учебный план. Фактически это означает, что курс ОПК вряд ли может быть предусмотрен в рамках национального - регионального компонента в качестве самостоятельной учебной дисциплины.

      В декабре 2007 года Минобранауки России с Участием Российской Академии образования, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ППРО) и Русской православной церкви организовал всероссийскую конференцию в Калуге. На конференции была одобрена концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственного Культура", разработанном светскими и церковными специалистами и представленная от РПЦ.

       Патриарх Алексий II, митрополит Кирилл (нынешний патриарх Кирилл I) и др. иерархи Церкви восприняли результаты Калужской Конференции как принципиальное решение проблемы. Решение конференции одобрил Синод РПЦ.

      Указанная концепция является проектом, апробированным на практике. Она согласуется с тенденциями развития общественных потребностей в сфере общего образования и находится в русле мировой практики в странах с устоявшимися историческими и культурными традициями, где проживают представители разных этнических и конфессиональных общин. Преподавание ОПК согласно данной концепции не предусматривает никаких преимуществ последователям РПЦ в полном соответствии с конституционными принципами равенства граждан и религиозных объединений перед законом.

       В течение ряда лет в начале 2000-х годов преподавание ОПК в рамках национально-регионального компонента осуществлялось в Курской и Волгоградской областях и в ряде районов Московской области.

       Но, к сожалению, надо признать, что решения калужской конференции так и не были выполнены. За исключением одного - организации Всероссийской Олимпиады школьников по ОПК. В Российской академии образования так и не приступили к разработке проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, в котором бы была предусмотрена предметная область для преподавания ОПК.

      21 июля 2009года состоялась встреча Патриарха Кирилла Iс Президентом Медведевым Д.А, на котором одним из главных вопросов был вопрос о преподавании религий в светской школе. Главным результатом этой встречи стало решение президента о поддержке изучения религий в государственной и муниципальной общеобразовательной школе по выбору семья школьника, отдельными учебными предметами (фактически - по калужской модели).

      Однако Министр образования и науки А.А. Фурсенко, не приняв во внимание церковно - государственные договоренности, предложил эксперимент по внедрению преподавания религиозных культур и этики, параметры которого не обсуждались в профессиональном сообществе и не согласовывались с РПЦ.

В калужской концепции предлагалось введение тех же самых четырех предметов конфессионально-религиозного содержания (православного, исламского, иудаистского, буддийского), а учебный предмет духовно-нравственного образования для нерелигиозной части общества называлось просто "Этика" или "Этика и философия". Кстати, курсы по основам философии факультативно преподаются в некоторых школах. Затем появился еще и религиоведческий учебный курс, который по церковной концепции подразумевался в составе учебного предмета "Этика и философия" на ступени полного (общего) среднего образования, т.е. в старой школе.

      Естественно, что предложение об изучении религиоведения в начальной школе вызвало у большинства специалистов, православной общественности и у многих религиозных семей недоумение, как и предложенное время реализации эксперимента - в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го класса.

      Далее с этим курсом происходили удивительные трансформации: он получил новое название - "Основы мировых религиозных культур". Очевидна бессмысленность названия. Что будет изучаться ? Может быть, все существующие в мире религиозные системы? Или еще и ранее бывшие?

      Крайне нелепо и прибавление к названию предмета по этике "светская". Название "Светская этика" для такого школьного предмета используется за рубежом, но эти страны не переживали чудовищного атеистического погрома. Общество воспринимает понятие "светский" как "атеистический" (по содержанию) и "государственный" ( по организационно - правовой принадлежности).

      В случае с названием "Основы мировых религиозных культур" причинной указанного недоразумения ещё можно считать невнимательное чтение составителями поручения президента его выступления на встрече 21июля. Но вот по главному вопросу, который был вроде бы решен на этой встрече - о раздельном преподавании всех этих учебных дисциплин по выбору семьи школьника,- дальнейшие трансформации этого решения в документах исполнителей уже не допускает такого предположения. Здесь налицо явная подмена.

      В поручении президента РФ чётко указано о введении "новых предметов", а в распоряжении правительства РФ уже появляется "комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (курс ОРКСЭ). И этот самый курс уже просто "включает" "учебные модули" - основы православной культуры, основы исламской культуры и т.д.

По общепринятой педагогической терминологии учебный курс может быть составляющим  учебного предмета. Частью какого предмета является курс ОРКСЭ? Это уже некий "кентавр" из каких-то курсов, модулей, общих занятий. Непонятна цель преподавания данного курса.

Декларируемое укрепление гражданского сознания школьников и их уважение к российским народам и религиям предусмотрено прививать в процессе изучения модуля по предмету " Окружающий мир" в начальной школе и учебного предмета "Обществознание" в основной и средней  школе. Тематика воспитания общегражданских духовно-нравственных ценностей   является центральной на уроках по истории и литературе.

      Что дает преподавание этого " кентавра" школьникам весной и осенью 2010года - неизвестно. За 17 учебных часов в конце этого учебного года и столько же в начале следующего никаких значимых образовательных и воспитательных результатов ожидать не стоит.

Никаких твердых договоренностей о том, что данный "комплексный курс" продолжит свое существование вниз к 1 классу и вверх, к 11классу - пока нет.

      В такой форме участие в этом эксперименте православного сообщества может иметь только один смысл - отработать механизмы взаимодействия участников образовательного процесса по модели "конфессиональные учебные предметы по выбору в школе". Центральным вопросом государственно-церковных отношений на ближайшее время должен стать вопрос о введении нового базисного учебного плана (для начальной, основной и старшей школы). Если предложения Церкви не будут приняты, не будет возможности преподавать ОПК в основной части учебного плана как полноценный урок по всем годам обучения в любой школе (в т.ч. и в пятидневке) по выбору её органа самоуправления.

       Когда вышел приказ об утверждении ФГОС общего образования Министром А.А. Фурсенко (от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009.№17785), то оказалось, что утвержден уже иной стандарт. Появилось указание о новой предметной области, но уже с другим названием: " Основы духовно-нравственной культуры народов  России" Исчезло указание на составляющие её учебные предметы и сам их перечень.

      Эти трансформации с текстом нового ФГОС начального общего образования показательно соотносятся с выше описанной мутацией группы учебных предметов в " комплексный учебный курс". Похоже, что и "доработчики" нового стандарта решили, что можно уже не ориентироваться на одобренную модель раздельного преподавания учебных предметов духовно-нравственного содержания, попробовать " скорректировать" ее не только в экспериментальном проекте, но и в новом стандарте.

 

 

 

 

 

2.Изучение ОПК в рамках дополнительной образовательной программы.

 

Изучать ОПК в рамках дополнительного образования позволяет Закон РФ " о национально-культурной автономии "от 05.06.1996 года.

В ст.11 закона предусмотрено создание государственных и муниципальных учреждений с углубленным изучением национальной истории и культуры, национального (родного) языка.

      В "Православной гимназии Св.Александра Невского" с учебного 2006-2007 года учебный предмет ОПК в составе курсов "ОПК" для 1-4 классов, ОПК для 5-7 классов, "ОПК"для 5-7 классов, ОПК для 8 классов, Истории РПЦ, библейской истории, основ христианской этики преподаётся в рамках дополнительного образования .

Такое решение в соответствие с Уставом было принято Советом по православному образованию и воспитанию - высшим коллегиальным органом управления гимназией.

 

3.Изучение ОПК в муниципальных школах с этнокультурным компонентом( национальных школах).

 

Муниципальные школы с этнокультурным компонентом (национальные школы) могут быть созданы либо путём создания (т.е. государственной регистрации) новой школы, либо путём перепрофилирования уже существующих муниципальных школ.

Если судить по Московским документам по национальному образованию, то можно утверждать: национальная школа - это наиболее удобный путь к конфессиональноориентированной школе. Однако на практике таких школ мало. Это объясняется, в частности тем, что юридически документы по национальным школам разработаны лишь в Москве (ещё в конце 90-х). В Санкт - Петербурге такой юридической базы нет. Идея русской школы (И.Гончаров) есть, а юридического обоснования для её деятельности нет. Сама идея вышла за пределы Москвы и Петербурга. В Курской области создана Лаборатория русской школы, которая занята разработкой образовательных программ этнокультурного содержания.

      В настоящий момент православному педагогическому сообществу необходимо добиваться создания в Санкт - Петербурге юридических документов об этноконфессиональной (национальной) школе, но главные усилия необходимо направить на пересмотр закрепленной в Законе " О свободе совести" модели религиозного образования в государственной школе.   

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»