Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трудности формирования ценностного отношения
к природе у младших школьников

Ушакова Мария Андреевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии № 4, СПБ

 

В современном мире наиболее остро стоит проблема взаимодействия природы и человека, состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе. В связи с этой проблемой наиболее актуальной и необходимой является деятельность педагогов начальных классов. Несмотря на усиление экологической направленности содержания образования знания, умения и навыки не становятся личностно значимыми. Причиной этого является недостаточное внимание к целенаправленному формированию ценностного отношения к природе в начальных классах. Перед учителями начальной школы стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к природе, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, главной же задачей является воспитание личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сохранении.

Мною была изучена психолого-педагогическую литературу по данному вопросу,  рассмотрен процесс становления ценностного отношения к природе.

Концептуальные подходы к формированию (воспитанию) ценностных отношений изучали: М.Г. Казанцева, Л.П. Разбегаева, Н.А. Щуркова. Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников  занимались Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков, А.Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы.  Психологические исследования по вопросам взаимоотношения младшего школьника с природой проводили Н.Н. Вересов, С.Д. Дерябо, А.П. Сидельский и др.

Понятие “ценность” относиться к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий, оно используется в различных науках для обозначения объектов и явлений, их свойств, а так же абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного(1) .Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

В философии понятие “ценность” близко понятию “значение”. Конкретное значение объекта и его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействие с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает своё актуальное существование.

Ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов.

В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе. Ключевое слово в данном определение является положительное отношение, ведь эмоциональная сфера младшего школьника является важнейшей частью его развития, исходя из этого для того, чтобы сформировать ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучения природы и взаимодействия с ней. Основным содержанием эмоционально-ценностного отношения к природе являются потребности в

эмоциональном переживании процесса общения с природой, а также соответствующие мотивы и интересы. Наиболее точное и полное определение ценностных отношений даёт Н.Е. Щуркова: ” Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека”. (2) Исходя из этого определение, для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников, необходимо показать детям всю её значимость как для общества, так и для самого ребёнка.

Сущность процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобщезначимой ценности в личностно значимую.  Став личностно значимой, ценность становится внутренним регулятором деятельности и определяет её направленность. Для того чтобы сформировать ценностное отношение у ребёнка к природе, нужно знать его элементы и охватить их все

в своей деятельности. Структурой ценностных отношений являются: когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий компоненты. Обучение по своему определению заключается в передаче учителем и усвоении учеником знаний, умений, навыков, исходя из этого обучение не способно охватить все компоненты ценностных отношений, оно направлено лишь на когнитивный компонент. Следовательно для формирования ценностных отношений необходимо использовать воспитательную деятельность, которая будет непосредственно базироваться на тех знаниях, которые ребёнок получает во время обучения.

Природа, как и общество, выступает в качестве основного источника формирования отношений и ценностей личности. Природа - окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, она представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.(3) Из этого определения следует, что человек является частью природы, несмотря на это часто она воспринимается лишь как совокупность естественных условий существования человека, это приводит к тому, что природа начинает рассматриваться в противопоставлении  с человеком, поэтому меняет смысл взаимоотношений человека и природы и соответственно характер воспитания.

Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Как правило экологический курс в школе выступает как ещё один общеобразовательный предмет, это не даёт детям проявить свой творческий потенциал. Не нужно ограничивать взаимоотношение детей с природой  лишь теоретическими знаниями, важно сформировать их практическую деятельность, познакомить детей с окружающим миром, научить правильно понимать и уважать его, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.  Основным критерием в успешности выполнения данных задач является отношение самого педагога к миру природы, ведь именно взаимоотношения педагога и природы будут идеалом для построения отношения между природой и учеником. Учителю необходимо поставить в основу воспитания цельную систему, компонентами которой являются человек и природа, показать что, в такой системе не может быть главенствующего элемента.

Исходя из этого можно сказать, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Но проблема заключается в том, что без готовности и способности личности его “видеть”, без её соответствующей активности, он так и останется потенциалом, не

становясь осуществившейся возможностью. Необходимо построить воспитательную деятельность таким образом, чтобы теоретические знания, полученные в процессе обучения, находили свои применения на практике. Главная задача педагога – воспитать интерес к познанию природы и общению с ней. Таким образом, для формирования ценностного отношения к природе у младшего школьника необходимо выработать способности эмоционального переживания актов общения с природой, сформировать отношения к природе как партнёру человеческого общения, теоретические знания совмещать с практическими, раскрыть весь потенциал взаимодействия человека с природой.

Методики, которые помогают исследовать отношение младшего школьника к природе.

I. Вербальная ассоциативная методика “ЭЗОП” направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как “объект красоты” (эстетическая установка), как объект изучения, знаний (когнитивная), как объект охраны (этическая) и как объект пользы (прагматическая). “ЭЗОП” – это “эмоции”, “знания”, “охрана”,

“польза” – такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов, каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но “неявные” ассоциации, возникающие у людей, с чётко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырём типам установки, пятое – для отвлечения внимания).

Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируются только ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант.

Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего “к нему подходит”. Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остаётся времени осмыслить варианты и он вынужден выбирать тот, который “первым пришёл в голову”, как раз и характеризующий доминирующую установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимального, а затем им присваиваются соответствующие

ранги: 1,2,3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.

Как правило у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установки.

Пример текста методики:

1.Лес: Поляна(К)

Муравейник(И)

Заповедник (О)

Дрова (П)

Песок

 

2.Озеро: Улов(П)

Шерсть

Острова(К)

Моллюск (И)

Очищать (О)

3.Лось: Следы (И)

Лесник (О)

Трофей (П)

Камни

Рога (К)

4.Трава: Поливать (О)

Силос (П)

Кора

Роса (К)

Стебель (И)

10

5.Медведь: Паутина

Хозяин (К)

Малина (И)

Редкий (О)

Шкура (П)

 

 

6.Дерево: Осень (К)

Кольца (И)

Вырастить (О)

Мебель (П)

Сено

Обработка результатов.

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ. Этот ключ не зачитывается.

(К) -  природа воспринимается как объект красоты - эстетическая установка

(И) - природа воспринимается  как объект изучения – когнитивная установка

(О) - природа воспринимается  как объект охраны – этическая установка

(П) - природа воспринимается  как объект пользы – прагматическая установка

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе – “мусорные слова”. Если испытуемый выбрал 3 и более таких слов, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее “неподходящие” слова.

Данная методика помогает узнать какой структурный компонент ценностных отношений к природе у младшего школьника наиболее выражен.

II. Методика направленная на изучение эмоционального аспекта взаимодействия ребёнка с природой “Радости и огорчения”.

Методика опирается на проведение прогулки в лес, парк осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?

 

Что тебя больше всего огорчило во время прогулки?

 

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

Когда во время прогулки ты сильнее всего чувствовал радость?

Когда во время прогулки ты сильнее всего огорчался?

При анализе ответов педагогу необходимо пользоваться схемой:

Фамилия, имя

Радости, огорчения

связанные с самим собой

связанные с др. людьми (друзьями, взрослыми)

эстетического характера, связанные с природой

эстетического характера, связанные с природой

 

Проводить методику не следует сразу по возращении детей с прогулки, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки. Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

III.  Для диагностики ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами (эстетического, когнитивного, практического и прагматического) используется методика “Альтернатива”, которая помогает раскрыть мотивационно-поведенческий компонент ценностных отношений.

Испытуемому предлагается выбрать “более подходящий для него” вариант вида деятельности. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз. Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного.

Пример текста методики:

1.В ботаническом саду ты скорее всего

А. будешь любоваться тропическими растениями

В. Захочешь получить отросток для выращивания дома

2.Ты бы завёл собаку

А.чтобы ухаживать за ней

В.чтобы она охраняла дом

3. Будучи селекционером, ты бы предпочел выводить новые сорта

A. цветочных культур

В. Плодовых культур

Обработка результатов.

С помощью ключа подсчитывается количество ответов, соответствующих тому или иному типу мотивации. Количество выборов каждого типа представляется как доля от максимально возможного, а затем им присваиваются ранги: 1,2,3 и 4.

IV. Для исследования отношения младших школьников к природе используется методика неоконченных предложений. Педагог зачитывает испытуемому начало предложений и просит закончить их так, как придет ему в голову – быстро, не задумываясь. Учитель записывает ответы на бумагу.

Если испытуемый делает перед ответом большие паузы, следует напомнить о необходимости отвечать не задумываясь. Основная задача анализа – выявления отношения к природе, особенностей восприятия окружающего мира.

Степень когнитивного компонента ценностного отношения к природе  определяется во время учебной деятельности ребёнка, для определения степени других компонентов можно использовать данную методику.

Примеры предложений:

Эмоционально-оценочный компонент:

1.«Для меня природа – это…»

2. «Когда я вижу как кто-то срывает цветок, то я…»

3. «Человек и природа…»

4. «Отдыхая на природе, я …»

5. «Я считаю, что охотники…»

6. «Если бы не было растений и животных…»

7. «Думая о природе, я вспоминаю…»

Мотивационно-поведенческий:

1. «Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …»

2. «Сажая цветы, я думаю  …»

3. «Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»

4. «Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что … »

Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Поэтому обычно педагогу удается получить информацию, которая является новой в большей степени для него, чем для ребёнка.

Таким образом, для формирования ценностного отношения в воспитательной деятельности необходимо затронуть все его компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный,  мотивационно-поведенческий. Ценность должна перейти в разряд личностно значимых для младшего школьника, только тогда она становится регулятором его действий. Обогащение ценностных характеристик деятельности способствует формированию ценностных отношений нё субъекта, что, в свою очередь, обуславливает воспроизводство ценностного характера самой деятельности. Говоря о формировании ценностного отношения к природе нельзя забывать о том, что ребёнку необходимы не только знания об окружающем мире, но и непосредственное взаимодействие с природой.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. –1999.- № 3.
  3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Дерябо С.Д. , В.А. Ясвин. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М.: ЦКФЛ, 1995.
  5. Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе:автореф.дис. - М.,1998.
  6. Серебрякова Т.А.  Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности // Наука и школа. - 2006.- №3.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина.  Письма к  сыну.- К.: Рад. Шк. - 1985.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»