Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Шведюк Елена Геннадьевна
Учитель начальных классов
г.Санкт-Петербург ГОУ лицей №64.
 


Высокая миссия учителя – нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку открывать этот мир во всем богатстве и многообразии. А, значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия, подчинены единственной цели – всестороннее развивать личность ребенка,  ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако,  далеко не все люди рождаются чуткими  к красоте природы. Часто с классом мы ходим на экскурсии в парк, наблюдаем сезонные изменения в природе, а то  и просто любуемся серебристым инеем, или ярким ковром осенних листьев. Я всегда обращаю внимание детей на все прекрасное и  необычное в окружающем мире, будь то пение птиц, шум залива, шелест листьев или трав.
 Развитие у детей умение видеть способности к наблюдению, к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важно. Детям интересно знать, почему один человек становится художником, другой скульптором, третий поэтом. Чем отличаются эти люди? Их отличает особое умение видеть, слышать то, чего не увидели, не услышали другие, способность человека удивляться форме листика, цвету неба, полету птиц … И постепенно дети начинают «просыпаться к восприятию прекрасного, тоньше чувствовать мир.
Процесс воспитания при чтении художественного текста рассматриваю через призму диалога автора и ученика. Цель школьного анализа текста связываю не только с постижением авторской позиции, авторского смысла, но и с выражением к нему отношения ученика, с порождением личностного смысла в читательской деятельности через интерпретацию текста. Считаю, что воспитание и развитие ребенка через литературное чтение – это прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношения ребенка в мире, с его эмоционально - волевой и рефлексивными сферами.
На своих уроках литературного чтения,  в центре внимания ставлю задачу – научить детей видеть красоту природы и через это проникаю в духовный мир природы, развивая его чувства. Задаю вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Какие картины ты представил, прослушав этот отрывок?», «Какое настроение вызвало у тебя описание этой картины, этого действия?», «Что тебя растревожило?», «Почему ты загрустил?», «Что у тебя вызвало улыбку радости, счастья?»
Предлагаю свой опыт (урок литературного чтения) по произведению Ю. Нагибина «Зимний дуб», где через постановку проблемных вопросов, направленных на сознание собственного поведения героев, ребенок становится активным участником зимнего вечера, зимней прогулки, путешествуя по страницам художественного произведения. Дуб огромный и величественный, как собор, в сверкающих одеждах, характеризуется с  разных сторон: в глубоких трещинах коры снег, ствол толстый в три обхвата, будто прошит серебряными нитями, листва  не облетела, усохнув, а превратилась в снежные колокольчики. А сколько восхищения в последнем предложении: «Так вот он, зимний дуб!» Сюда к дубу вела лесная тропинка Савушкина и учительницу. И здесь, около этой величественной красоты открывается мир чувств, человеческих переживаний. Могучий лесной красавиц обострит чувство учительницы, поможет ей понять, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках.
Чувствовать прелесть окружающей жизни - это замечательно! Каким человек вырастет, зависит от того, что он сумеет увидеть в окружающем мире, что его изумит и восхитит, что возмутит и заставит печалиться. В процессе чтения и анализа текста развивают чутье красоты, добра и истины. Воодушевляя маленького читателя, стараюсь в уроках «практически» обучить нравственности, что бы ребенок разумно относился к явлениям самой жизни. Считаю, что детская литература может рассматриваться как учебник жизни.




«РАССКАЗ Ю.НАГИБИНА «ЗИМНИЙ ДУБ»
 
Главная дидактическая цель урока: добиться первичного восприятия всеми учащимися крупнообъемного текста
Обучающие цели:
1.    Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.
2.    Создать установку на:
•    выявление первичных впечатлений;
•    выразительность подачи произведения;
•    экспрессивную проверку первоначальных представлений.
3.    Способствовать отработке техники чтения.
Развивающие цели: продолжить развитие личностных качеств, устной речи учащихся.
Воспитательные цели: создать условия  для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу, сопереживание чувствам другого человека¬
Оборудование: ИКТ, справочная литература, карточки со словами из текста.


Ход урока:
1.Организационный момент.
Самоанализ готовности к совместной деятельности.

Учитель    Ученики
I.Чтецкая практика
Предлагает тренировку техники:    
            Работа с карточками слов из нового текста (словарь непонятных слов).
Яр    Она    Дуб    
Ночь    Свод    Лишь    
Капор    Класс    Глубь    
Шоссе    Сердце    Гротик    
Чащоба    Ушанка    Башлык    
Сохатый    Суковатая    Запруда    
Мириады    Чиненный    Напрямик    
Забурлило    Очнувшись    Дегтярный    
Санаторий    Подрумянен    Раздражение    
Сожаление    Проглядывала    Студенистый    
Раздражение    Бесхитростный    Отечественная    
Всматривалась    Заинтересовалась    Перечеркнутые    

Чтение карточек с подбором слов в виде горки.    
Задание №1. Покатаемся по строчке (не вычитая слов).    Ответы учеников, запомнивших целые слова.
Вопрос. Какие слова смогли увидеть полностью и запомнить    
Задание №2. Чтение целых слов слева направо по цепочке.    Дети следят за чтением товарища.
Дети в корректной форме указывают на ошибки соседа.
Задание №3. Чтение в парах друг другу (дети следят за правильным ударением, искажением слов или его частей, повтором слов).    




II. Актуализация знаний. Ситуация затруднения.

Предлагает шифрограмму:    Работают над шифрограммой
солргорийтафнагибинзвзимнийдубгумке    
(имеется у каждого ученика на парте) из которой учащиеся должны выделить произведение, название и автора рассказа.    
'Объявляет тему урока    
Приглашает послушать сообщение о жизни и творчестве Ю.Нагибина:    Дети (5 учащихся), получившие опережающее домашнее задание, рассказывают о Ю. Нагибине
детство писателя     
юность     
учеба     
фронтовая жизнь     
писатель как сценарист кино.     

Ш. Первичное восприятие произведения Ю Нагибина «Зимний дуб»

Предлагает ответить на вопрос о чем может быть рассказ «Зимний дуб»     Дети высказывают свои догадки, предположения.

Чтение первой логической части (беглочитающий ученик).
Беседа:
О чем речь в этой части?    
Какое настроение было у учеников на уроке?    Дети внимательно сле-дят за чтением, помечают непонятные слова.
Какие отношения были между учениками в классе?    Дети читают нужные отрывки из текста.
Какие отношения были между учителем и учениками? Просит доказать словами текста    Дети высказывают свое мнение, объясняют новые слова (используется запись значений слов с доски).
Подтвердилось ли название рассказа?    


Чтение второй логической части учеником
Беседа:
Что вас тронуло в этой части рассказа?     Дети фантазируют, высказывают свой ход событий в рассказе.
Что чувствовала учительница?     
Что огорчило вас?     
Что вы подумали о Савушкине?     
Что может быть с героями рассказа дальше?    

Чтение третьей логической части текста учителем.

Вопрос. За кого волновались дети, слушая эту часть рассказа?     
Просит поделиться своими мыслями и чувствами.     Перечитывают вслух 2-3 ученика. Мысли детей вслух.  
Перечитывает отрывок о чувствах Савушкина.     
Предлагает:    
перечитать желающим так, чтобы еще раз почувствовать состояние души мальчика,     Высказывания детей своих предположений
высказать предположение, почему мальчик не замечая смеха детей, замечания учительницы, снова повторил ответ неверно?     
ответить на вопрос, почему в жизни бывает так, что кажется смешным одному человеку, у другого не вызывает даже улыбки?     

Чтение четвертой логической части учеником.

Просит найти в тексте подтверждение изменившемуся настроению учительницы.     
Беседа.     
1.Обманывал ли Савушкин учительницу?     Учащиеся работают с текстом.
Дети высказывают свои суждения, предложения.
2.Простит ли его Анна Васильевна?     
3.Что может случиться дальше?     

IV. Гимнастика для глаз.

Упражнение на расслабление мышц глаз (перевод с ближней точки вдаль), повторить 4-5 раз     Учащиеся делают гимнастику (релаксацию мышц глаз).

Чтение пятой логической части учителем.
 
Беседа    
1.Как автор описывает дуб?    Дети с чувством перечитывают часть текста и делятся своими ощущениями после прочитанного
2.С чем он сравнивает дуб (с главной церковью)?    
Просил торжественно перечитать описание дуба и определить при этом свои чувства.    
3.Совпало ли ваше первое представление о зимнем дубе с авторским описанием?     Мысли детей вслух. Работа детей по тексту. Выборочное чтение. Дети высказывают свои мнения.
4.Что же чувствовала Анна Васильевна в лесу?     
5.Какие тайны для Анны Васильевны открыл в зимнем лесу Савушкин?     
6.Что поняла Анна Васильевна на обратном  пути?     
7.Что теперь она думала о мальчике?     
8.Понравился ли вам Савушкин? Почему?    
9.О чем же этот рассказ?     
10.Хотели ли вы назвать рассказ по-другому?
Почему?     

V. Заключение урока. Рефлексия учебной деятельности.

Что каждый из вас посчитал полезным для себя из нашего урока?    Высказывания детей.

Хотели бы вы быть похожими на Савушкина? Если да,то чем? Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам? Учителю?
Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке?    
Домашнее задание. Написать мини-сочинение по данному тексту «Зимний дуб - это ... ».    

Использованная литература:

1.    Бунеева Е.В. Чиндилова  О.В. Уроки литературного чтения в третьем классе. М. 2006
2.    Засорина Л.Н. Плюснина Е.М. Данилова Н.В. Навыки громкого чтения.//Серия «Развитие речи». Петровская Академия Наук и Искусств. Отдел народного образования г.Пушкин Санкт-Петербург, 1996
3.    Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1999

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»