Башенькина Элеонора Николаевна,
НОУ ДиПСО Культурологическая школа
индивидуального развития «Праздник+».
Слово «конфликт» происходит от латинского слова conflictus – столкновение. Конфликты происходят там, где есть разногласия между людьми. Противоречия могут возникать из-за различия в потребностях, целях, жизненных позициях, несоответствия во взглядах и убеждениях.
Человек существо социальное, он неизбежно сталкивается с проявлением мнения или позиции других людей. Не всегда это мнение совпадает с его собственным. Поэтому конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. А так как для ученика – школа составляет значительную часть жизни, то школьные конфликты составляют значительную часть всех его споров и разногласий с людьми.
Мало кто чувствует себя комфортно, находясь в конфликте с кем-либо. Дискомфорт, угнетенность, раздражительность, неуверенность или излишнее возбуждение неизбежно сказываются на комфортности ребенка в стенах школы и, естественно, влияют на учебный процесс, ради которого и существует школа.
Работая над данной статьей, я провела у себя в школе небольшой опрос среди учеников 7 – 11 классов. Ниже следуют вопросы, на которые детям было предложено ответить и наиболее распространенные ответы на них.
1. Какие типы конфликтных ситуаций возможны в школе?
При ответе на первый вопрос анкетируемые назвали три типа конфликтов: ученик-ученик, ученик-учитель и класс-учитель. Именно с этими типами конфликтов ученики сталкиваются чаще всего.
2. Как Вы считаете, в чем основная причина конфликтов в школе?
Если речь шла о конфликте между учениками, причины указывались самые различные: разные точки зрения, различие характеров, несовпадение интересов, «личные качества некоторых личностей» и т.п. Однако, подавляющее большинство ребят в качестве причины конфликта учитель-ученик (или учитель-класс) назвали непонимание и невнимательность со стороны учителя. В качестве причины конфликтов была названа также скука. Если проанализировать этот ответ, то можно вспомнить, что у учителей, на уроках которых интересно, проблем с учениками гораздо меньше.
3. Случалось ли Вам участвовать в каком-либо конфликте? Если да, нашли ли Вы выход из ситуации?
Как выяснилось, каждый когда-либо принимал участие в каком-либо конфликте. Дети бывают иногда очень жестокими, но они и отходчивые. Между собой они легко могут договориться: «Мы поссорились, а потом помирились», «Мы долго обижались друг на друга, а потом решили все забыть и помирились». Гораздо сложнее серьезнее обстоит дело при разногласиях между учителями и учениками. Самостоятельно найти выход ребята в данной ситуации не могут. Чаще всего они просто замыкаются в себе или начинают вызывающе вести себя на уроках «плохого» учителя.
4. В случае конфликта требуется ли Вам поддержка? К кому Вы обратитесь?
Отвечающие разделились на две группы.
1. «Сильные личности» - им не нужна поддержка, они сами в состоянии во всем разобраться. Однако не стоит забывать, что, отвечая на этот вопрос, ребята в какой-то степени лукавили. Делать вид, что справился с проблемой и на самом деле с ней справиться это совсем не одно и то же. Решением конфликта многие называли просто уход от него.
2. «Нуждающиеся в поддержке». Я не называю их «слабыми», потому, что это не так. Нельзя носить в себе нерешенную проблему, она угнетает, раздражает, требует выхода. Этим выходом может быть, например «беседа по душам» с другом, классным руководителем, мамой.
5. Обращались ли Вы когда-нибудь за помощью к школьному психологу?
О школьном психологе в случае конфликта дети вообще не вспоминают. Видимо, эта практика в наших школах еще не развита.
6. Можно ли избежать конфликтов в школе?
Приведу самый яркий и красноречивый ответ: «Можно, если все будут понимать друг друга, но это вряд ли возможно».
7. Как Вы считаете, существуют ли неразрешимые конфликты? Например?
На этот вопрос ребята затруднялись ответить. Кто-то писал «да», кто-то «нет», примеров приведено не было. Я считаю, что данный вопрос они связывали с предыдущим, и он оказался сложен для них.
Существуют различные способы, выхода из конфликтной ситуации:
– уход – стремление уйти от конфликта, ситуация, в которой одна из сторон не замечает (или не хочет замечать) возникших противоречий;
– приспособление – отказ от своих интересов, от борьбы;
– компромисс – взаимные уступки;
– сотрудничество – решение проблемы с учетом взаимных интересов.
Из всех возможных школьных конфликтов я рассмотрю один, самый распространенный – конфликт между учителем и учеником.
Не все ученики одинаково легко справляются со всеми предметами. Не у всех хватает усидчивости и терпения для того, чтобы разобраться в непонятных определениях, формулах и законах. Проще всего заявить, что этот предмет не нужен и в жизни не пригодится. Так возникает противоречие: ученик не хочет изучать предмет, учитель вынужден ставить ему плохие отметки, это, в свою очередь еще больше снижает интерес ученика к предмету. Свое негативное отношение к предмету ученик вымещает на учителе, и, наоборот, негативное отношение к учителю сказывается на отношении к предмету. Таким образом, процесс усвоения знаний и процесс взаимоотношений учитель-ученик в школе очень тесно сплетены друг с другом. Нельзя решить одну проблему, не решая другой, необходимо рассматривать их в комплексе. Хорошие отношения между учеником и учителем – это одна из мотиваций ребенка к процессу обучения. Порой бывает, что ученик выполняет задания по предмету только для того, чтобы не обидеть учителя. Естественно, это не самый лучший способ заставить ребенка учиться, но для начала подойдет и он. Рано или поздно желание ученика не огорчить учителя приведут к увеличению знаний по предмету, увеличение знаний приведет к улучшению успеваемости, а это стимулирует интерес уже к самому предмету.
Для решения любого конфликта всегда необходимо в первую очередь выяснить его причины. Можно ли было его избежать? Могут ли участники конфликта сами договориться между собой? Если это невозможно, то кто должен решать возникшую проблему?
Как поступить учителю, если ученик плохо ведет себя на уроке: нарушает дисциплину, выкрикивает с места, отвлекает других учеников? Терпеливо делать ему замечания в течение всего урока (или многих уроков)? Накричать и выгнать из класса? Отвести к завучу или директору? А, может быть просто не замечать, не обращать внимания? Какой способ наиболее действенен? Приведет ли хотя бы один из них к решению проблемы? Скорее всего, нет.
Терпеливые замечания войдут в привычку, поведение ребенка не изменится, он так и будет продолжать мешать и учителю и одноклассникам.
«Жесткие меры» так же не достигнут цели, хотя и могут привести к видимости порядка. Внешне ученик может стать тихим и послушным (а может и не стать таковым), но внутри себя он затаит обиду и недовольство, что рано или поздно скажется и на его успеваемости и на отношениях с учителем. Известно, что «гнев – плохой советчик». Он не позволяет четко мыслить и понимать других. Управление собственным эмоциональным состоянием, – пожалуй, одно из самых необходимых условий конструктивного решения проблемы.
Не обращать внимания на выходки ученика и ждать, пока ему самому надоест так себя вести – это тоже не выход. Не замечать проблему – не значит ее решить. Чувствуя свою безнаказанность, ученик начнет вести себя еще хуже. Более того, его примеру, скорее всего, последуют одноклассники, руководствуясь соображением: если можно ему, почему нельзя мне?
Неужели совсем нет выхода в такой ситуации? Конечно, есть. Прежде, чем принимать меры, необходимо выяснить, почему ребенок так себя ведет. Как выяснить? Проще всего поговорить с самим учеником. Скорее всего, он пояснит свое поведение. Большинство детей контактны и общительны, особенно, если чувствуют интерес к себе. Если ребенок не пойдет на разговор с учителем, то, скорее всего, откроется классному руководителю. В самых крайних и тяжелых случаях можно прибегнуть к помощи психолога или поговорить с родителями. Практика показывает, что существует две основных причины плохого поведения:
1. привлечение к себе внимания любым способом;
2. личная неприязнь к учителю.
Каждая из этих проблем требует отдельного решения. Если ребенку нужно внимание, то почему? Ему не хватает внимания дома? Он хочет выделиться среди учеников? Зарабатывает себе авторитет? А может быть ребенку нравится этот учитель, и он добивается именно его внимания? Правильно поставленный вопрос – это уже половина ответа.
Причину негативного отношения ученика к учителю так же можно выяснить. Нельзя забывать, что неприязнь ученика к учителю может вытекать из неприязни учителя к ученику. Как это ни банально, учителя – тоже люди. Людям свойственны свои симпатии и антипатии, которые даже они сами порой не могут объяснить. Возможно, данный ученик похож на другого, с которым у учителя связаны неприятные воспоминания. Может быть, учителю не нравится внешний вид ребенка, манера поведения, привычки, какие-то личные особенности. Это объяснимо. В данной ситуации задача учителя – не показать своего личного отношения, сдержать свои эмоции, хотя это порой очень трудно.
Нельзя так же забывать, что конфликты могут быть и неявными, незаметными на первый взгляд, но от этого ситуация не становится более простой. Внешне все гладко и тихо, но кто знает, что происходит в душе у ребенка? Порою трудно понять саму причину конфликта. Почему Витя Васильев так плохо учится по биологии? Учитель – Марина Владимировна - замечательный педагог, у нее высокая результативность, ровные отношения с другими учениками класса. Витя – хороший ученик, его успеваемость выше среднего, а вот по данному предмету он просто отказывается выполнять задания, говорит, что они сложные и непонятные. Как поступить в данной ситуации? Чаще всего классный руководитель подходит к учителю, просит за ученика, но о чем можно просить, если задания не выполняются? При разговоре с учеником классный руководитель натыкается на стену.
Несмотря на всю свою внешнюю браваду дети очень ранимые. Они тонко чувствую отношение к себе и любое неосторожно брошенное слово или необдуманный жест могут вызвать негативную реакцию ученика со всеми вытекающими последствиями. Однажды на уроке Марина Владимировна сказала Вите, что он не способен понять элементарные вещи. Сказала это в запальчивости, совсем не желая обидеть мальчика. А он запомнил эти слова, был сильно ими уязвлен, замкнулся в себе. Человек всегда старается быть таким, каким его видят окружающие. Порой эту фразу нужно понимать буквально.
Кто виноват в сложившейся ситуации? Как можно выйти из нее? Приведенный выше пример не вымышленный, он имел место в моей практике. Я была классным руководителем этого ученика. (Имена изменены). Можно сказать, что виноват учитель, нельзя так необдуманно бросаться словами. Но все мы люди, об этом тоже необходимо помнить. Все мы можем ошибаться. Марина Владимировна действительно не хотела обидеть Витю. Вина мальчика в том, что он нес конфликт в себе, никому о нем не рассказывая. Иногда стоит поделиться с кем-нибудь своей проблемой. Правильнее всего было бы, конечно, обратиться к самой учительнице. Когда Марина Владимировна узнала, в чем дело, она попросила прощения у Вити, несколько уроков подряд буквально стояла у парты мальчика, помогала ему. Отношения наладились, конфликт был исчерпан. Однако его могло вообще не быть, если бы стороны сразу признали его существование, не пытались уйти от него.
Уважаемые учителя! Надо понять и принять тот факт, что не всем ученикам потребуется в дальнейшем Ваш предмет. Не все могут учиться отлично в силу тех или иных обстоятельств. Но все ученики могут выполнить необходимый минимум, главное вызвать у них желание это сделать.
Порой учителю достаточно трудно представить, сто такие элементарные законы и формулы могут быть кому-то непонятны. Ведь это так просто – выучить наизусть! Как может кто-то этого не сделать? Надо признать: да, можно не понять элементарной формулы, можно не выучить простого определения. То, что кажется простым одному не совсем просто для другого. Учителю нужно представить себя на место своего ученика. Это совсем не значит, что за одно правильное слово надо ставить пятерки или хвалить за наполовину выполненное задание. Просто надо дать понять ребенку, что он все сможет, если постарается. Не получилось сегодня - получится завтра. Главное – не сдаваться, не бросать начатое. Именно это нужно внушить ребенку. Пусть он чувствует заботу о себе, видит, что учитель не просто хочет поставить ему какую-либо оценку, а старается дать ему знания. Необходим индивидуальный подход к ученику. Одни могут понять материал с первого раза, как говориться «быстро схватывают», другим нужно время. Вполне возможно, что им мало и двух, и трех, и больше объяснений. Самое главное – не сдаваться. В первую очередь не сдаваться учителю и не дать сдаться ученику.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.