Духовно-нравственное воспитание младших школьников
В наше время особенно важно обращение к нравственному чувству ребёнка и начинать духовное воспитание надо как можно раньше. Только тогда мы можем надеяться на возрождение нашего общества.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки.
Опираясь на психологические особенности детей данного возраста, я для работы выбрала такие типы занятий: беседы, диспуты, практикум (разыгрывание различных ситуаций, КВН, викторины, Турниры вежливости, доброты и т.д.), чтение и обсуждение литературных произведений.
Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. В младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
Например, я на уроках и во внеурочное время с детьми разыгрываю различные жизненные ситуации, которые помогают ребенку осознать и освоить нормы поведения в обществе, находить ответы на вопросы: «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Что такое добро, а что такое зло?» и т.д.
Например: Классный час на тему «Мой поступок»
Дети делятся на группы (команды). Учитель заранее продумывает ситуации, в которых могли бы оказаться или видеть дети. Все эти ситуации написаны на отдельных карточках. Каждая команда берет карточку с ситуацией. Ребята командой обсуждают эту ситуацию, находят ответ на поставленный вопрос, распределяют роли. Потом команды разыгрывают свою ситуацию(мини –сценку). Ребята коллективно обсуждают увиденное, высказывают свою точку зрения, делают вывод. На карточках представлены такого вида ситуации:
1. Зимой мужчина идет по скользкому тротуару. И тут он поскальзывается и падает. А проходящие мимо ребята, увидев эту картину стали смеяться над мужчиной. Правильно ли поступили мальчики?
2. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги - ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
3. В трамвае было одно свободное место. На одной из остановок заходит пожилая бабушка и мальчик Коля. Коля занимает свободное место, а бабушка остается стоять. Как вы думаете, правильно ли поступил Коля? Почему?
4. Мама попросила Катю сходить в магазин за хлебом. Девочка пришла в магазин, но в магазине была очередь. Катя не захотела стоять в очереди. Она начала всех расталкивать и пробираться вперед к кассе. Оцените поведение Кати?
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных и духовных взаимоотношений.
К урокам подбирается такой материал, который давал бы не только научные базовые знания, но и формировал в ребенке нравственные и духовные сферы личности.
Например, на уроках математике при решении задач:
“Саша шел по лесу. Под одним из деревьев он увидел трёх маленьких птенцов, которые лежали в траве. А на дереве, в гнезде пищали еще птенцы. Саша поднял птенцов, залез на дерево и положил птенцов в гнездо. Всего в гнезде стало 5 птенцов. Сколько птенцов было в гнезде до того, как Саша положил еще 3-х, и правильно ли Саша поступил?”
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию общественных норм и духовных ценностей России. Ведь неотъемлемую и главную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играет его семья. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения. Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие. И поэтому нам, как учителям, необходимо в сотрудничестве с семьёй воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную нести ответственность за свои поступки и противостоять жизненным трудностям.
В этом направлении проводятся родительские собрания на темы: «Как вырастить ребенка нравственным?». «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Уроки этики для детей и родителей», «Нужно ли в ребенке воспитывать патриотизм?» Родительские собрания проводятся в форме - родительского форума, дискуссий, лекций, обучающих тренингов, круглого стола(обмен мнениями по данной теме).
Тренинговый практикум позволяет родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности школьника, а также помочь детям в преодолении трудностей. Родителям предлагается провести анализ тестирования и рисунков детей на данную тему. На таких тренингах родителям предлагаются различные виды упражнений, которые они могут выполнить со своим ребенком дома.
Упражнение1. «Сказочное волшебство». Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, а ребенок пусть придумает о нём сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
Упражнение 3. «Автопортрет». Пусть ребенок нарисует свой портрет и опишет его с положительной стороны. А потом опять опишет свой портрет только уже от третьего лица.
Проводится анализ ситуаций по проблеме собрания в форме дискуссий. Тема «Семейные традиции».
Ситуация: Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочь очень помогает ей присматривать за малышом. Соседи просят поделиться секретом воспитания такой помощницы. На что мама отвечает: А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой и цивилизацией.
Список литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
2. Богданова О.С., Петрова В.И. “Методика воспитательной работы в начальных классах”: Москва, 1980
3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО,2006
4. Маслова Е.И. Программа духовно- нравственного воспитания младших школьников «ДОМ» (Дети, отец, мать). http://lehrerin10.blogspot.com/2010/09/blog-post.html
5. Романюта В.Н. “Ты и твои друзья”. Учим детей общаться: Москва, 2002