Проблема духовно-нравственного воспитания детей
Чебан Варвара Степановна
Духовно-нравственное воспитание детей волнует общественность, духовенство, правительство. Сегодня лучшие силы общества направлены на восстановление исторической памяти, нравственных ориентиров, ценностей культуры. Успешно закончился эксперимент по введению в школы курса «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является духовно-нравственное воспитание детей. С 2012 года этот курс введен в расписание и изучается как обязательный. Поднимался вопрос о духовно-нравственном воспитании детей и дошкольного возраста, однако менее деятельно. Между тем данная проблема в детских садах не менее актуальна.
Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. И от того, как и насколько раньше-позже будут усвоены эти нормы и как будут поддерживаться на протяжении всей жизни, будет зависеть не только жизнь воспитанника, но и жизнь общества в целом. Известный русский философ И. А. Ильин, утверждает, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
В дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт общения с окружающими его людьми и важно воспитывать у ребенка правильное отношение к другим людям, учить, упражнять с помощью правила «никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай». Первая часть правила — «не обижай» (или «не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе») — включает в себя ряд запретов. В христианстве эти запреты основаны на Заповедях, из которых вытекает золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Следует развивать умения оценивать свои поступки с позиции духовно-нравственных ценностей, и не только формировать умение отличать добро от зла, но умение отдаляться от зла и выбирать добро, и не только в уме, (умом все понимают, что добро – хорошо, а зло – плохо), а в деятельном отношении к добру: творить добро учить.
Духовно-нравственным воспитанием следует заниматься с дошкольного возраста, продуманно, систематически, по возможности совместными усилиями педагогов и родителей. Отсутствие духовности приводит к преобладанию в жизни людей материальных ценностей, и понимание добра и зла, основной идеи нравственности, становится непостоянным понятием, когда можно подменить одно понятии другим, оправдывая это пороками общества («сейчас время такое», «не надо сравнивать, как раньше было, сегодня время другое»). К чему это может привести, сегодня видит каждый мыслящий человек. Нравственность в обществе по капелькам (потому и незаметно на первый взгляд) утрачивается со временем. Необходимо еще в детском саду дать детям нравственные ориентиры, используя для этого уроки прошлого, реальные духовные и культурные ценности, воспитывать сознательную привычку делания добра: от дарения улыбок и добрых слов до добрых дел, с участием родителей.
Проблема является своевременной и актуальной. Еще И. Г. Песталоцций сформулировал общее правило, заключающееся в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Безнравственный, бездуховный человек, овладевший большой суммой знаний и умений может распорядиться ими не во благо человечества.