Особенности воспитания обучающихся в кадетских корпусах
кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания
Кадетский корпус (спортивная школа) ФГКВОУ ВО
«Военный институт физической культуры»
Министерства обороны Российской Федерации,
г. Санкт-Петербург,
е-mail: samarin_v_a@rambler.ru
Features of education of students in military schools (for example Cadet corps (sports school) of Military institute of physical culture)
Vladimir A. Samarin
candidate of historical Sciences teacher of history and social studies
Cadet corps (sports school) FGKVOU VPO «Military Institute of physical culture» of the Ministry of defence of the Russian Federation
Saint-Petersburg,
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена организации воспитательной работы у обучающихся в условиях современного кадетского корпуса. Целью настоящей статьи является акцентирование внимания вопросам становления гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала кадетов, как в процессе проведения воспитательных мероприятий, так и при преподавании истории и обществознания в 10-11-х классах.
Ключевые слова: воспитательная работа, патриотизм, правовая культура, кадетское образование, история.
ABSTRACT
The article is devoted to the organization of educational work in students in the modern cadet corps. The purpose of this article is to focus attention on the formation of civil-Patriotic and spiritual and moral potential of cadets, both in the process of educational activities and in the teaching of history and social science in the 10-11 grades.
Key words: educational work, patriotism, legal culture, cadet education, history.
Кадетское образование в России активно развивается в последние годы. В настоящее время получение соответствующего образования укладывается в рамки обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами. Такое обучение имеет целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. В рамках развития данного направления деятельности в соответствии с решением Министра Обороны Российской Федерации генерала армии Шойгу С.К. в 2015 году в составе Военного института физической культуры создан Кадетский корпус (спортивная школа).
Воспитательная работа с кадетами Кадетского корпуса (спортивной школы) Военного института физической культуры (далее – КСК ВИФК, КСК) организуется и проводится в соответствии с Конституцией РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, требованиями нормативных правовых актов Министерства обороны и Минобрнауки РФ, Положениями КСК, Программами воспитания и социализации кадет, разрабатываемых на 2 учебных года, Комплексным планом воспитательной работы на учебный год и другими руководящими документами органов военного управления.
Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания КСК ВИФК и направляется на создание и обеспечение, непрерывного воспитательного воздействия на воспитанников КСК, на выполнение всех стоящих перед кадетским корпусом задач учебно-воспитательного и спортивного процесса и представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности кадетского корпуса и направленных на формирование у кадет необходимых качеств гражданина Российской Федерации [1].
Целями воспитательной работы в КСК являются:
- проведение государственной политики в области ведения образовательной деятельности на основании лицензии на право реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования для 10-11 классов и дополнительных образовательных программ;
- осуществление деятельности в целях выявления, поддержки и развития молодых людей, проявивших способности, имеющих склонность к разносторонней деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, формирование и развитие личности гражданина как патриота своего Отечества;
- сплочение кадетского спортивного коллектива КСК, формирование в нем отношений подлинной дружбы и товарищества, взаимного уважения, взаимовыручки и требовательности;
- формирование общей культуры личности воспитанника на основе усвоения содержания образовательных программ и программ дополнительного образования;
- подготовка обучающихся к поступлению в профильные военно-учебные образовательные учреждения.
Задачами воспитательной работы в КСК являются формирование и развитие у кадет:
- любви к Отечеству – великой России, моральной и психологической готовности к его защите, верности конституционному и гражданскому долгу, уважения к народам и народностям Российской Федерации, их традициям и культуре[2];
- основ правосознания, дисциплинированности, готовности к безусловному выполнению требований законов, «Клятвы кадета КСК», Кодекса чести кадета, приказов и указаний администрации кадетского корпуса, учителей, тренеров и воспитателей;
- гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам России, добросовестного отношения к учебе и стремления совершенствовать свое спортивное мастерство;
- стремления продолжить учебу в высшем военно-учебном заведении и стать подготовленным офицером Вооруженных Сил РФ;
- общей культуры, стремления к самосовершенствованию и здоровому образу жизни.
Главные направления в воспитательной работе в КСК:
- формирование моральной готовности и психологической способности кадетов к выполнению учебных и спортивных задач в любых условиях обстановки;
- поддержание морально-психологического состояния кадетов, необходимого уровня их дисциплинированности и исполнительности, чувства долга по выполнению требований «Клятвы кадета КСК», Кодекса чести кадета;
- сплочение многонационального кадетского коллектива, формирование в нем отношений подлинной дружбы и кадетского товарищества, взаимного уважения и требовательности и др.
Для решения поставленных задач, разработаны рекомендации по оказанию помощи педагогом-воспитателем каждому из кадет. Ведется:
- с целью наблюдения за организованностью кадет на уроке, контроля выполнения домашнего задания, осуществления индивидуального подхода, изучения кругозора кадет посещаются учебные занятия.
- партнерское взаимодействие со всеми учителями, работающими в классе, в решении проблем обучения, повышения уровня успеваемости;
- с целью оптимизации учебного процесса проводятся консультации и занятия с психологом корпуса;
- организована взаимопомощь внутри класса среди кадет;
- с воспитанниками неоднократно проводятся беседы, как классным руководителем, так и иными учителями воспитателем на тему ответственного отношения к учебе, мотивируя на достижение поставленной цели;
- учителями во взаимодействии с воспитателями, и тренерами намечается совместный план ликвидации пробелов, возникших из-за пропусков занятий по болезни, тренировочного процесса и участия в соревнованиях;
- результаты учебной деятельности постоянно обсуждаются с воспитанниками и их родителями;
- итоги успеваемости обсуждаются на классных собраниях.
Она включает в себя следующие составляющие:
Информационную работу, котораяпроводится по следующим основным направлениям: гражданско–патриотическое воспитание - цель: актуализация чувства любви к своей Родине, ответственности за её судьбу. Поддержка чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам.
Для визуализации исторического опыта кадеты вместе с воспитателями в отведённое время стали художниками – авторами картин, стен-газет, рисунков, съемок видеосюжетов. Участвовали в подготовке концертов самодеятельности к Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, к Дню Победы.
Кадеты принимали участие в параде Победы 9 мая 2017 г. Для решения задач патриотического воспитания проводятся тематические мероприятия для кадет класса, например: Торжественное обещание кадет, «День снятия блокады Ленинграда (27.01.1944г.); беседы посвященные дням воинской славы России и др.; неделя истории, обществознания и географии.
Большой интерес у кадетов вызвали выборы Президента России 18 марта 2018 г. (примерно у 50% - в 10-х классах и 65% в – 11- х классах). С кадетами в рамках занятий по «Обществознанию», а также в ходе внеклассных бесед были закреплены знания об избирательной системы России, проанализированы, с точки зрения знаний кадет по экономике, праву и политологии, предвыборные программы основных кандидатов.
Работу по укреплению правопорядка и дисциплин, которая включает в себя, прежде всего правовое воспитание и культура безопасности. Правовое воспитание — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике. Данная работа проводится в четкой взаимосвязи работы воспитателей по контролю поведения катетов и индивидуальной воспитательной работы с ними и преподаванием правовых знаний в рамках предмета «Обществознания».
Социальную работу. Данная работа включают мероприятия по разъяснению перечня льгот и гарантий кадетам, предоставляемым в период обучения, а также социально-правовое положение военнослужащих.
Психологическую работу. Целью данной работы является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося в процессе всего обучения, создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития подростка в условиях обучения,создание условий для совершения кадетом осознанного, ответственного и самостоятельного выбора его жизненного пути, в том числе и профориентационная работа, проводимая во взаимодействии с воспитателями и учителями.
Культурно-досуговую работу. Способность отличать и замечать прекрасное продвигает человека в разряд творцов, наделяет его качествами хорошего идеолога, развивает фантазию, позволяет быть в искусстве, движет на поиски идеала и самосовершенствование. Для актуализации эстетических компонентов у кадет проводятся мероприятия: посещение театров, музеев и выставок г. Санкт-Петербурга. Интересным представляется опыт организации спортивного отдыха в 2018 г. в аквапарке «Питерлэнд». Даже на отдыхе кадеты смогли блеснуть своими спортивными талантами и выиграть три турнира по водному поло, победить соперников в заплыве, забрав все возможные призы. На этом кадеты не остановились и показали всем присутствующим мастер-класс по танцам, где кадеты также оказались на высшей ступени пьедестала почета, также кадеты принимают участие в иных конкурсах и смотрах талантов, организуемых как в Выборгском районе, так и Санкт-Петербурге.
Для кадет спортивной школы важным аспектом является здоровье сберегающее воспитание, так как здоровье физическое, психологическое взаимосвязаны. Оба они для укрепления нуждаются в физических тренировках и положительном эмоциональном опыте. Кроме того, занятие спортом развивают волю и укрепляю дух. Волевые качества способствуют развитию логического мышления, рациональности, способности к самонаблюдению, здоровой самокритике, продуктивному целеполаганию. Данная работа ведется в рамках дополнительного образования так и тренировочного процесса, что позволяет кадетам активно принимают участие в спортивных мероприятиях, организованных в стране и городе: в 2018 г. Корпус занял первое место на Чемпионате Вооруженных сил РФ среди довузовских общеобразовательных учреждений Минобороны России; второй год подряд корпус выигрывает Кубок губернатора Санкт-Петербурга и др. Составной частью этой работы является недопущение проникновения наркотических и токсических веществ в кадетский спортивный коллектив, профилактика курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, борьба за здоровый образ жизни
Таким образом, воспитательная работа в КСК проводится с использованием следующих воспитательных средств: различные виды учебной и спортивной деятельности в кадетском корпусе; моральное стимулирование и поощрение; технические средства обучения и воспитания; информационные средства; формирование педагогической среды и др. Применение методов, средств и форм воспитания кадетов КСК осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.
Подводя итог хочется отметить тот факт, что воспитателями в течение всего учебного процесса делается все необходимое для достижения главной цели воспитательного процесса - становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Список литературы
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации. Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014г. № 515 [Электронный ресурс] // URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=15010(дата обращения: 29.03.2018)
- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (внеучебная, воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики. Письмо Минобрнауки России от 19.12.2017 № 08-2687 [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=293614&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.06382925955883545#006398470788988941 (дата обращения: 29.03.2018)