Практическое занятие
Толерантность
Прохорова Валентина Ивановна,
социальный педагог ГБОУ лицей №470
Цель: способствовать формированию мотивации совместного конструктивного общения.
Задачи: формировать представление о значении базовых понятий «дружба», «толерантность».
Педагог объясняет учащимся значение слова «толерантность» у представителей разных народов и культур.
- В испанском языке оно означает способность признавать отличие от своих собственных идеи или мнения.
- Во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.
- В английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным. В китайском языке – позволять, принимать, быть к другим великодушным.
- В арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, расположенность к другим.
- В русском языке - способность терпеть что-то или кого-то, не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.
То есть толерантность – это способность допускать, принимать, существование чего-то иного, кого-то, не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо
16 ноября 1995 года в Париже подписана «Декларация принципов толерантности» 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию. В декларации дано определение толерантности:
толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность- это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»
Игра «Комплимент»
Вступительное слово педагога к игре.
Каждый человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали. Нам просто необходимо слышать от окружающих добрые слова и пожелания – от этого улучшается настроение, мы готовы делиться радостью и помогать другим, кто в этом нуждается. Педагог предлагает учащимся сделать комплимент или похвалить одноклассника, сидящего рядом.
Вопросы для обсуждения:
- Что чувствовал каждый из вас, когда о нем говорили?
- Кому из вас были приятны сказанные слова?
- Кто был смущен, кому было неприятно?
- Были комплименты одинаковыми или разными? Почему?
Далее для учащихся вывешивается плакат на котором надпись: «Не оценивайте людей, а цените» (слова «а цените» закрыты листом бумаги).
Педагог. Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое, например картину, так из вас, разных людей, можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами, идеями. А что у нас общего?
- Учеба;
- цель - получить образование;
- класс, то есть коллектив;
- возрастные интересы.
Невозможно нравиться всем, любить всех, а также чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать одноклассника таким, какой он есть, то есть быть толерантными.
Педагог предлагает учащимся прочитать и закончить фразу, написанную на плакате. Учащиеся высказывают предположения. Затем педагог снимает лист бумаги с плаката, и присутствующие могут оценить правильность своего ответа.