Конспект урока
Роль мужчины и женщины в семье
Голубева Ирина Львовна,
педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
педагог-организатор ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель урока – подготовка подростков к будущей семейной жизни
Задачи урока «Роль мужчины и женщины в семье»
- Информировать о брачно-семейных отношениях, и их развитии на основе приобщения к истокам народной культуры.
- Ознакомить старшеклассников с семейными ценностями.
- Утвердить в сознании подростков ориентации на устойчивость брака..
Перед тем как начать работу, необходимо провести предварительную беседу с будущими участниками, чтобы рассказать об основных целях и задачах.
Групповые занятия ведут два специалиста, что повышает уровень качества ведения занятий за счет возможности взаимного контроля информации.
Анализ результатов:
Анализ результатов группового занятия проводится на основе отзывов, полученных от учащихся педагогов и администрации школы в конце всех занятия.
Cтруктура занятия
- Приветствие
- Основная часть занятия. Задача основной части - раскрытие и проработка темы урока. В соответствии с темой, ее целью и задачами используются следующие формы работы – ролевые игры, творческие задания (индивидуальные и в группах, письменные и устные)
- Заключительная часть. Выводы, рефлексия, ответы на интересующие вопросы.
- Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников)
- Не оценивать участников
- Искренность
- Право сказать «нет»
- Уважение к присутствующим- Говорит один
- Соблюдение принципа равенства участников группы
Содержание занятия.
Роль мужчины и женщины в семье.
1.Вступительное слово - Семью образуют двое – мужчина и женщина становятся мужем и женой. В соответствии с новыми социальными ролями у них появляются новые обязанности. Какие они, на ваш взгляд?(10 мин.)
2. Принятие правил группы (10мин.)
Цитата «Имя женщины – богиня. Она является солнцем семьи»
3. Разбор цитаты. Варианты ответов детей (10 мин.)
- Введение в тему.
Что необходимо для семейного счастья?
Что мешает семейному счастью? В том числе непонимание роли в семье представителя своего пола – за что ответственен мужчина (добытчик и защитник, за что – женщина ( за душевное равновесие членов семьи). Пояснить, что анатомически и физиологически женщина и мужчина созданы для этих ролей. Так, мужчина обладает тоннельным зрением, которое помогает ему быть целеустремленным, женщина – круговым, то есть она может успешно решать свои задачи, когда одновременно можно делать в доме несколько дел сразу и не упускать из виду ребенка, который может нанести вред своему здоровью
Обсуждение и сравнение с традиционным представлением об этих ролях (20 мин).
В народе говорят: «Муж – голова, жена – душа семьи»
«Женщина должна быть на 20% веселее, чем у нее есть для этого оснований» - французская пословица. Вы согласны с этим высказыванием?
- Что происходит, если не соблюдать правила «Отец – глава семьи»?
Если женщина берет роль мужчины на себя, она берет на себя и его ответственность.
Традиции в русской семье. Раньше классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак. Эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял хозяйством и всей жизнью семьи.
Большак нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства – «всякий дом хозяином держится». Он собирал на семейный совет всю семью. В присутствии детей решались все сельскохозяйственные дела, такие, как выбор культуры для сева, покупка – продажа вещей, а также женитьба сыновей и т.д. Наибольший вес в решении семейных вопросов имели старшие, а дети получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим членам семьи. Вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим членам семьи.
Изба имела свою половину для мужчин и отдельно – для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины. Дом без мужчины – карточный домик, в котором все хрупко и ненадежно. Мужчина – опора, дающая уверенность в завтрашнем дне семьи. Именовать с отчеством было почетно.
Распределением домашних обязанностей среди женской части семьи (дочерей, снох, невесток, вдов) в доме руководила жена большака, это мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания и контролировала выполнение, выговаривала в случае нерадивости, но и сама выполняла много работы по хозяйству. Женщины в крестьянской семье были не равны по положению и имели неодинаковые права. Они все должны быть сдержанными и относиться почтительно к мужчинам семьи. В приниженном положении оказывались молодые невестки. Им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались все домашние работы. Дети должны были довольствоваться тем, что дает им мать. На особом положении до замужества в крестьянской семье находились девушки. Они были более свободными в выборе причесок, одежды. Так, девушка могла ходить простоволосой, с одной косой, украшать голову лентой. В то время как замужняя женщина обязана была покрывать голову платком или носить чепец, кокошник. Появление ее простоволосой считалось безнравственным.
Почтением, особым уважением была окружена в семье мать. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого детства. Мать показывала личный пример любви, заботы, чуткости, нежности. В свою очередь она могла рассчитывать на уважение и уход в старости со стороны детей. Если же взрослые забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось все общество, требовавшее наказания для них.
Нравственная глубина семейных отношений проявляется в чувстве долга каждого члена семьи друг к другу. Долг мужчины – заботиться о семье, брать на себя самые сложные обязанности, долг женщины – быть хранительницей семейного очага, долг детей – не огорчать родителей. Семья – это то место, где можно восстановить свои душевные и физические силы, найти психологическую поддержку, почувствовать заботу о себе.
В семье неотделимо серьезное от игрового. Игра сплачивает семью, принося радость. Игровой аспект должен быть во всех делах, т.к. в семье нужно жить с удовольствием. В семейной практике достаточно всяких занятий, которые не приносят никакого удовольствия и совсем неинтересны. Тем важнее подключить к ним игровой момент.
Что мешает семейному счастью?
Измены, низкая граница терпимости, неготовность к браку – незрелость, отсутствие жилья, вмешательство родителей, их негативное восприятие вашего избранника, незапланированное рождение детей – и дети нежеланные счастливы не бывают, разные цели в браке, эгоизм, ревность, жадность, несдержанность и т.д. Жизнь многообразна, и помех для семейного счастья предостаточно.
Супруги могут быть разными по характеру, но настроение, которое переживает один, должно быть понятно другому, и он должен уметь его разделить – расспросить, посочувствовать, помочь, подсказать. Сопереживание создает желание понять чувства другого человека и причины его поступков.
Самый распространенный и самый утомительный для жизни стиль – авторитарный, командный. Роль диктатора в семье может выполнять кто угодно – муж, жена, ребенок, теща. Люди живут вместе, но как бы отдельно: каждый отыскивает для себя отдушину во внешних связях, интересах, контактах.
Выводы
Семья – жизненная опора, дающая человеку защиту, любовь, поддержку, материальные блага. Любовь родителей бескорыстна. Это – любовь в высшем своем проявлении. Она характеризуется прощением, терпением, добротой, снисходительностью, помогает выстроить личностные ориентиры, дает правильное направление в жизни. Самое большое желание родителей, чтобы дети были здоровы и счастливы. Мир за стенами дома может быть недоброжелательным, но внутри нас ждут уют и забота, радость, тепло, свет семейного очага.