Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста
Национальная культура и традиции в семье
Созыкина Нелли Владимировна,
воспитатель ГБДОУ № 11
Петродворцового района Санкт Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 11
Петродворцового района Санкт Петербурга
«Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное
и сейчас самое необходимое для человечества»
С. Лихачёв
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных и сложнейших проблем. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, может помочь дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и к другим в дошкольном детстве способствует толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. Толерантность - это умение с пониманием относиться к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причиной вышеназванных явлений можно назвать негативное влияние СМИ, недостаточное внимание родителей к этой проблеме, нехватка практического опыта по формированию у детей навыков уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности. Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является восприимчивым для формирования и развития нравственных качеств. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций. В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составною частью общей духовной культуры народа. В требованиях ФГОС ДО указывается, что в образовательном процессе должны учитываться интересы воспитанников, членов их семей, в частности их национальные, социокультурные особенности. ФГОС ДО направлен на решение задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса: детей-родителей-педагогов – является метод проектов. Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир. Так возникла идея создания проекта «Национальная культура и традиции в семье». Данный проект начался по запросу родителей. Многие из них хотели активно принять участие в проекте, поделиться своими знаниями о культуре и традициях своего народа с другими, тем самым предоставить реальную возможность обмена культурным опытом. На примере нашей группы можно сказать, что национальные корни семей воспитанников идут не только из территории бывшего СССР, но и Европы и Азии. В каждой семье присутствуют корни разных народов. Содержание проекта.и сейчас самое необходимое для человечества»
С. Лихачёв
Участники педагогического проекта
Дети подготовительной группы
Педагоги-воспитатели группы
Родители воспитанников
Длительность педагогического проекта - 3 месяца (долгосрочный)
Вид педагогического проекта: информационно-творческий, фронтальный (с группой детей и их семьями)
Цель: Создание в группе условий для приобретения социо-культурного опыта через знакомство с национальной культурой и традициями семей воспитанников.
Задачи:
Изучение национальных корней семей воспитанников.
Развитие интереса у детей и родителей к истории, образу жизни, культуре различных наций.
Развитие поисковой деятельности, творческой активности, коммуникативных навыков.
Привлечение родителей детей в воспитательно-образовательный процесс.
Развитие эмпатии, доброжелательного отношения к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания .
Планируемый результат:
У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях.
Дети и их родители получат положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности
Родители самореализуются как субъект образовательной деятельности, тем самым возникнет активное конструктивное сотрудничество и взаимодействие между педагогами и родителями, а также благоприятный микроклимат в детско-родительском коллективе.
1 этап – подготовительный «Рождение проблемы»
Беседы с детьми, выяснение знаний о своей малой Родине.
Формирование проблемы – «Культура моего народа, его традиции и обычаи»
Анкетирование родителей
Беседы с родителями на тему «Национальные корни в семье»
Установление партнерских отношений с родителями и детьми
Выявление возможностей, средств необходимых для реализации проекта
2 этап – деятельностный «Мероприятия и события»
Цикл бесед с детьми «Знакомство с культурой и бытом народов разных стран»
Чтение художественной литературы: - русские народные сказки - сказки народов мира Чтение пословиц и поговорок народов мира
Цикл НОД «Народы мира», включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, игровую, продуктивную.
Видео просмотры: «Танцы народов мира»,«Песни народов мира», «Природа северных народов»
Оформление папки «Пословицы и поговорки народов мира»
Посещение театра (спектакли по сказкам народов мира)
Экскурсия в деревню «Шуваловка»
Оформление выставки творческих работ совместной деятельности педагога и детей на тему «Национальные костюмы»
Оформление игр для детей: «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Лото «Национальные костюмы», «Кто где живет?»,«Кривое зеркало» «Часть – целое»,«Лабиринт»
Рассматривание журналов «Куклы в народных костюмах»
Рассматривание открыток, иллюстраций на тему: «Куклы в народных костюмах», «Жилища народов мира», «Национальные костюмы»
Экскурсия в районную детскую библиотеку «Сказки народов мира»
Новогодний праздник «Новый год шагает по планете»
Создание мини-музея «Русская изба»
Консультация для родителей на тему «Культура, традиции и обычаи народов мира» Пополнение библиотеки группы коллекцией сказок народов мира (творческие работы родителей и детей)
3 этап – заключительный «Подведение итогов»
Создание музея в группе «Декоративно-прикладное искусство стран мира»
Создание этнокалейдоскопа группы
Создание книги рецептов «Кухня народов мира»
Итоговое познавательное мероприятие совместно с родителями «Кругосветная прогулка»