Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию школьников
Что значит быть гражданином?
Пекарева Ирина Константиновна,
учитель истории и права СПБ ПОУ
ГБ Экономический колледж
учитель истории и права СПБ ПОУ
ГБ Экономический колледж
Аннотация к сценарию внеклассного мероприятия «Что значит быть гражданином?»
Данная работа служит целям гражданского воспитания молодежи. Мероприятие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения. Показаны возможности внеклассной формы работы с использованием различных методов и приемов. Возможно использование сценария при проведении тематических классных часов, для организации внеклассной работы в школе среди учащихся 9-11 классов.Форма проведения: интерактивное занятие, круглый стол.
Участники Студенты 1-2 курса
Оборудование: класс, доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, листы бумаги формат А-3, фломастеры, презентация. Понятия: патриот, патриотизм, гражданин, национальная идея, гражданское общество.
Цель: формирование активной гражданской позиции и патриотизма у молодежи. Задачи: - уточнить понимание сущности патриотизма у молодого поколения; - воспитывать ответственность за происходящее в нашем обществе, уважение к истории страны, любовь к малой родине; - развивать коммуникативные навыки, умение организовать совместную работу, креативность, критичность мышления. Предполагаемые результаты: - создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина; - формирование навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих задач; - умение оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм; - умение организовать познавательную деятельность; - умение анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II.Определение уровня информированности учащихся по проблеме. Показ презентации и работа со слайдами: - В современной жизни нам часто приходится слышать слова «патриот», патриотизм», «гражданин». Этим словам несколько тысяч лет. - Как вы понимаете смысл этих понятий? (Ответы учащихся). - Я прошу прослушать отрывок из песни «Поколение пепси» в исполнении Сергея Трофимова. Попробуйте определить проблему, тревожащую многих людей. (Ответы после прослушивания). - В словаре В.И.Даля читаем: «Патриотизм- чувство любви и преданности к Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины». -Какое понятие вы можете поставить рядом со словом патриот? (Ответы уч-ся). -Помните знаменитые строки Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»? - Вот Даль утверждал, что доблести гражданина - это Честь, Любовь, Правда. - Какими качествами, на ваш взгляд должен обладать патриот и гражданин? (Ответы уч-ся). - Кто из наших соотечественников прошлого или настоящего может служить примером гражданина и патриота? (Ответы уч-ся). - Я тоже хочу показать вам несколько ярких примеров патриотизма. (Показ слайдов презентации). 1. М.В.Ломоносов- первый российский академик, ученый, основатель Московского университета, имеющий возможность остаться в Европе для научной деятельности, но он вернулся в Россию, чтобы поднимать отечественную науку и культуру. 2. Ф.Ф.Ушаков- адмирал флота конца VIII века, но в 1812 году, когда Наполеон напал на Россию, этот прославленный человек все свои средства отдал на оборудование госпиталей для раненых и на сбор ополчения. Сам он был весьма преклонных лет. 3. А.Матросов - рядовой, который во время атаки закрыл собой немецкий дзот, дав возможность подняться своим товарищам и уничтожить врага. 4. М.Паникахо - матрос, рядовой, во время Сталинградской битвы, когда не осталось орудийных снарядов, бросился под фашистский танк со связкой зажигательной смеси, загорелся сам, но танк был уничтожен. - Вы заметили, что практически все примеры связаны с героическими страницами истории России? Почему? (Ответы уч-ся). - Давайте подведем итог нашего обсуждения. Какой вывод можем сделать мы - современные граждане? (Сохранять память и уважение к истории нашей страны).
III. Работа с понятиями, уточнение смысла слов патриот, патриотизм. Можно ли в мирное время быть гражданином и патриотом? Может, нужно подождать бедствий и трудных времен? - Познакомьтесь с высказыванием американского президента Джона Кеннеди (Слайд): «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». - Как вы понимаете эти слова? (Ответы уч-ся). - Обратимся вновь к определению слова патриотизм (Слайд). - Какое ключевое понятие мы можем выделить? (Интересы моей Родины). - Что можете сделать вы – современная молодежь? (Ответы уч-ся). -Вывод после обсуждения показан на слайде: - Патриотизм – это: -Труд -Выполнение обязанностей -Образование -Охрана природы -Защита Родины, служба в Армии -Здоровье -Семья, воспитание детей -Участие в политической жизни -Соблюдение законов -Вывод, который формулируют учащиеся: -Быть патриотом в современном обществе, любить свою страну, - значит, быть здоровым, трудолюбивым, активным и ответственным человеком.
IV. Проектная деятельность. Организация групповой работы. Все участники делятся на 3 группы. Каждая группа получает проектное задание. 1 группа Вам предложили организовать фотовыставку, показывающую контрасты сегодняшней жизни. Какие проблемы вы можете осветить? 2 группа Вам предстоит снять фильм об экологических проблемах в Донском крае. Какие сюжеты будете использовать? 3 группа Вам предстоит написать эссе «За что я люблю свою Родину?» Какие аргументы вы представите? Каждой группе нужно подобрать эпиграф к своей работе из раздаточного материала или самостоятельно. Раздаточный материал содержит фотографии по темам. Время выполнения работы 7-10 минут. Во время выполнения работы или после представления проектов включается презентация в виде слайд-шоу «Родной край» с видами Каменского района и хутора Красновка под музыкальное сопровождение песни «Родина» в исполнении С. Трофимова.
V. Защита проектов (по 1-2 минуты каждой группе). Каждая группа защищает свой проект в избранной форме. VI. Подведение итога обсуждения проблемы. Какие ждут вас в будущем дела? И, может, от одной твоей руки Об этом думать вы должны все чаще. Зависит все, что будущим зовется! И если патриот ты настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна. И поднимай, безделью вопреки, Свою решимость до конца бороться.