Тренинг толерантности
Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила
Чумак Ксения Андреевна,
мастер производственного обучения,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Водных ресурсов» Санкт-Петербурга
мастер производственного обучения,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Водных ресурсов» Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Анализируя многолетний опыт педагогов можно утверждать, что успешная реализация педагогических задач достигается путем органического сочетании учебно-воспитательной работы с целенаправленным воздействием на обучающегося во внеурочное время.
При этом практическая сторона свидетельствует о том, что успех развития творческих способностей учащихся во многом зависит от разнообразных форм и методов развития личности, которые применялись в учебном заведении. Чем больше жизнь учащихся наполнена разноцветными красками и богаче по содержанию, тем больше растет их интерес к саморазвитию и знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросы касающиеся толерантности.
Важнейшей составляющей поликультурного воспитания является толерантность.
Давайте выясним, что же такое «толерантность»?
Официальный статус данный термин приобрел 16 ноября 1995 г. в Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим».
Оппоненты толерантности часто апеллируют к тому, что русский язык очень богат, поэтому нам не нужно новое слово «толерантность». Его можно заменить словом терпимость. Однако толерантность и терпимость не равнозначные понятия. «Словарь иностранных слов поясняет, что понятие «Толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, означающего «терпение». А толерантностью называют «терпимость к чужим мнениям и верованиям». «Толковый словарь русского языка» под редакцией Б. М. Волина и Д. Н. Ушакова определяет это слово как книжное и производит его от прилагательного «терпимый» в значении «способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т.п.». Глагол «терпеть» в русском языке имеет пассивный оттенок, т.е мы просто «миримся» с чем-то, даже если это нам не нравится. Терпение – это отсутствие действия. Толерантность – это активное поведение. Это умение проявить уважение к человеку, имеющему противоположную точку зрения. Толерантность – это неравнодушие. Толерантность – это, если нужно, выражение несогласия, отношение «ты – хороший, но то, что ты делаешь – плохо».
Толерантность – уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя. При этом толерантность – это не уступка, не снисхождение, не потворство. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на права человека. Это активное отношение, а не пассивность.
Одной из главных задач предлагаемого тренинга является сделать понятие «толерантность» близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление обучающихся среднего профессионального образования не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина.
В ходе тренинга обучающиеся, работая с понятием «толерантность», открывают его новые грани и аспекты.
Очень важно не нарушать прав других людей. Но не нужно забывать о том, как не нарушать свои собственные права. Если вы легко идете на поводу у других людей, даже если с ними не согласны или сомневаетесь в правильности их доводов, то, скорее всего, вы не способны сопротивляться давлению среды. Вы легко идете на компромисс, и вас несложно заставить поступать вопреки своим убеждениям. Именно такие люди чаще всего начинают курить, пить, принимать наркотики, попадают в плохие кампании и ситуации.
Среда, в которой мы живем, действительно оказывает на нас влияние. Оно может быть позитивным и негативным.
Для того, чтобы отстаивать свои взгляды, человек должен быть уверенным в себе. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не нарушило права окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других.
Также, не стоит забывать и о том, что человек имеет свободу выбора, он должен быть способен осуществить личную цель при условии выполнения общей цели; в случае несправедливости человек имеет право занять позицию сопротивления. Давайте поговорим об этом больше.
Сейчас можно встретить бытующее мнение: «Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый – сам за себя». Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, который во имя собственных интересов готов пожертвовать чем угодно и кем угодно. В конце концов, позиция такого человека оборачивается против него самого.
Наверное, большинство из нас постарается помочь своим близким. Мы просто не сможем безразлично смотреть на царящую несправедливость, и вряд ли нас остановит чувство страха если речь идет о наших близких.
Но важнее воспитать в себе такой уровень ответственности, который будет побуждать нас помогать не только близким, но и незнакомым людям, даже если это сопряжено не только с неудобствами, но и с риском для собственной жизни. Это определённая моральная ответственность, которая проявляется в самых разных ситуациях:
При этом практическая сторона свидетельствует о том, что успех развития творческих способностей учащихся во многом зависит от разнообразных форм и методов развития личности, которые применялись в учебном заведении. Чем больше жизнь учащихся наполнена разноцветными красками и богаче по содержанию, тем больше растет их интерес к саморазвитию и знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросы касающиеся толерантности.
Важнейшей составляющей поликультурного воспитания является толерантность.
Давайте выясним, что же такое «толерантность»?
Официальный статус данный термин приобрел 16 ноября 1995 г. в Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим».
Оппоненты толерантности часто апеллируют к тому, что русский язык очень богат, поэтому нам не нужно новое слово «толерантность». Его можно заменить словом терпимость. Однако толерантность и терпимость не равнозначные понятия. «Словарь иностранных слов поясняет, что понятие «Толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, означающего «терпение». А толерантностью называют «терпимость к чужим мнениям и верованиям». «Толковый словарь русского языка» под редакцией Б. М. Волина и Д. Н. Ушакова определяет это слово как книжное и производит его от прилагательного «терпимый» в значении «способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т.п.». Глагол «терпеть» в русском языке имеет пассивный оттенок, т.е мы просто «миримся» с чем-то, даже если это нам не нравится. Терпение – это отсутствие действия. Толерантность – это активное поведение. Это умение проявить уважение к человеку, имеющему противоположную точку зрения. Толерантность – это неравнодушие. Толерантность – это, если нужно, выражение несогласия, отношение «ты – хороший, но то, что ты делаешь – плохо».
Толерантность – уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя. При этом толерантность – это не уступка, не снисхождение, не потворство. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на права человека. Это активное отношение, а не пассивность.
Одной из главных задач предлагаемого тренинга является сделать понятие «толерантность» близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление обучающихся среднего профессионального образования не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина.
В ходе тренинга обучающиеся, работая с понятием «толерантность», открывают его новые грани и аспекты.
Очень важно не нарушать прав других людей. Но не нужно забывать о том, как не нарушать свои собственные права. Если вы легко идете на поводу у других людей, даже если с ними не согласны или сомневаетесь в правильности их доводов, то, скорее всего, вы не способны сопротивляться давлению среды. Вы легко идете на компромисс, и вас несложно заставить поступать вопреки своим убеждениям. Именно такие люди чаще всего начинают курить, пить, принимать наркотики, попадают в плохие кампании и ситуации.
Среда, в которой мы живем, действительно оказывает на нас влияние. Оно может быть позитивным и негативным.
Для того, чтобы отстаивать свои взгляды, человек должен быть уверенным в себе. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не нарушило права окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других.
Также, не стоит забывать и о том, что человек имеет свободу выбора, он должен быть способен осуществить личную цель при условии выполнения общей цели; в случае несправедливости человек имеет право занять позицию сопротивления. Давайте поговорим об этом больше.
Сейчас можно встретить бытующее мнение: «Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый – сам за себя». Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, который во имя собственных интересов готов пожертвовать чем угодно и кем угодно. В конце концов, позиция такого человека оборачивается против него самого.
Наверное, большинство из нас постарается помочь своим близким. Мы просто не сможем безразлично смотреть на царящую несправедливость, и вряд ли нас остановит чувство страха если речь идет о наших близких.
Но важнее воспитать в себе такой уровень ответственности, который будет побуждать нас помогать не только близким, но и незнакомым людям, даже если это сопряжено не только с неудобствами, но и с риском для собственной жизни. Это определённая моральная ответственность, которая проявляется в самых разных ситуациях:
- забота о человеке, лежащем на улице;
- способность уступить место в транспорте;
- защита прав национальных меньшинств в школе, в обществе, стране,
- самопожертвование ради высшего блага (героизм, патриотизм),
Все начинается с небезразличия.
Перспектива – нравственное гражданское мужество, независимость от мнения других.
Перспектива – нравственное гражданское мужество, независимость от мнения других.
Общие рекомендации по проведению тренинга
Методика подготовки и проведения тренинга в системе среднего специального образования прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, их опыта.
Реализация тренинга невозможна без использования различных методов и приемов, дополнительного материала для обсуждения.
Подготовка к тренингу предполагает определение его структуры или плана.
Структура тренинга:
1. Вступительная часть – активизация внимания участников тренинга, настрой на обсуждение заданной тематики, определение места и значения обсуждаемого вопроса в жизни человека. Не стоит забывать, что время вступительной части ограничено до 10 минут.
Рекомендуем начать данный тренинг с проблемной ситуации, которая станет активатором мыслительной деятельности участников.
2. Основная часть раскрывает цели и задачи тренинга, определяет формы проведения, которые помогут усвоить содержание темы.
3. Заключительная часть или рефлексия необходима в конце каждого занятия. Данный этап всегда направлен на результат проделанной работы, так как важно пробудить у участников тренинга чувство удовлетворения от изучаемой темы, возбудить желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах образовательного учреждения.
Помните, чтобы рефлексия не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.
Реализация тренинга невозможна без использования различных методов и приемов, дополнительного материала для обсуждения.
Подготовка к тренингу предполагает определение его структуры или плана.
Структура тренинга:
1. Вступительная часть – активизация внимания участников тренинга, настрой на обсуждение заданной тематики, определение места и значения обсуждаемого вопроса в жизни человека. Не стоит забывать, что время вступительной части ограничено до 10 минут.
Рекомендуем начать данный тренинг с проблемной ситуации, которая станет активатором мыслительной деятельности участников.
2. Основная часть раскрывает цели и задачи тренинга, определяет формы проведения, которые помогут усвоить содержание темы.
3. Заключительная часть или рефлексия необходима в конце каждого занятия. Данный этап всегда направлен на результат проделанной работы, так как важно пробудить у участников тренинга чувство удовлетворения от изучаемой темы, возбудить желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах образовательного учреждения.
Помните, чтобы рефлексия не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.
План тренинга
Тема: «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ – И В ЭТОМ НАША СИЛА»
Цели тренинга:
Цели тренинга:
- Знакомство учащихся с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
- Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
- Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
Задачи тренинга:
- актуализировать знания студентов о понятии «толерантность»;
- активизировать внимание, память, творческое мышление;
- формирование чувства коллективизма, единства;
- формирование активной жизненной позиции;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.
Место проведения: тренинг может проводиться на классных часах в учебном кабинете или во внеурочное время в актовом зале.
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Определение количества участников тренинга.
- Знакомство.
Психологическая акция: «С миру по нитке, собираем мы улыбки» (перед началом тренинга участникам раздаются символические значки с изображением веселых смайлов или ладошек).
Упражнение «Снежный ком»
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение «Снежный ком»
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
- Введение в проблематику тренинга: определение целей и задач тренинга.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ознакомительная лекция с термином «толерантность».
Упражнение «Ассоциации»
Необходимо каждому участнику нарисовать на листе бумаги формата А4 символ, который характеризует понятие «толерантность».
Психологическая акция: «Хочешь изменить мир – начни с себя»
Участники на готовой ладошке из бумаги пишут на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе и приклеивают на плакат «Хочешь изменить мир – начни с себя»
Игра «Яма»
Приглашается 4-5 участников. Один из них выходит за дверь, добровольно. С остальными нужно договориться, что в процессе игры, когда будет сказано о яме на дороге они все должны прыгнуть. Ученик возвращается.
Поздно вечером вы возвращаетесь домой и вдруг видите, что на дороге яма, совсем радом с вашим домом Яма глубокая, широкая, в ней пар, вода, что-то еще непонятное. Перепрыгнуть можно, наверное. А можно обойти, но это по другой улице, довольно долго и далеко. Что же делать? Прыгнуть или обойти? Все ребята прыгают по договоренности. Важно, как поведёт себя четвёртый ученик – прыгнет или нет.
Обсуждение игры:
Какие причины того, что мы уступаем давлению среды вы увидели в этих играх?
- любопытство и доверие близким, знакомым;
- чтобы быть как все;
- другие варианты.
Игра «Домино»
Цели:
• создать в группе атмосферу открытости;
• позволить участникам открыто говорить о себе;
• показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;
Ход упражнения:
– Кто знает правила игры в «Домино»?
Я предлагаю вам поиграть в «особенное домино». Наша цель собрать в цепочку всю группу.
Я начинаю, «с одной стороны я женщина, с другой стороны я люблю мороженное»…
Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино – можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.
Обсуждение:
– Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»;
– Старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;
– Что нового они узнали друг о друге;
– Что они чувствовали, когда узнавали, что кто–то в группе похож на них;
– Что они чувствовали, когда узнавали, что кто–то на них не похож;
– Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
Мини-тренинг «Что этот предмет знает обо мне»
Участники тренинга расходятся по учебному кабинету и выбирает предмет, который их характеризует. Собравшись, садятся в круг. Первый участник (или преподаватель) показывает свой предмет и рассказывает, почему он его выбрал. Например: «Я – яркий цвет. Я – окружен другими яркими фломастерами, это – другие люди».
Тестирование «Насколько Вы толерантны»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неё).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте количество баллов.
За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.
От 0 до 4 баллов: вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 баллов: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 баллов: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Синквейн "Толерантность"»
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.
Психологическая акция «Дерево счастья»
Участники на готовых листочках пишут пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наше окружение, наша страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными и приклеивают их на дерево.
В завершении тренинга можно прочитать слова известного писателя Л. Н. Толстого: «Человека никогда не будут хвалить все. Если он хороший, дурные люди будут находить в нем дурное и будут или смеяться над ним, или осуждать его. Если он дурной, хорошие не будут одобрять его. Для того, чтобы все хвалили человека, ему надо перед добрым претворяться добрым, а перед дурным – дурным. Но тогда и те, и другие угадают притворство, и те, и другие будут презирать его Одно средство: быть добрым и не заботиться о мнении других, а награду за свою жизнь искать не в мнении людском, а в себе».
Цели:
• создать в группе атмосферу открытости;
• позволить участникам открыто говорить о себе;
• показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;
Ход упражнения:
– Кто знает правила игры в «Домино»?
Я предлагаю вам поиграть в «особенное домино». Наша цель собрать в цепочку всю группу.
Я начинаю, «с одной стороны я женщина, с другой стороны я люблю мороженное»…
Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино – можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.
Обсуждение:
– Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»;
– Старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться;
– Что нового они узнали друг о друге;
– Что они чувствовали, когда узнавали, что кто–то в группе похож на них;
– Что они чувствовали, когда узнавали, что кто–то на них не похож;
– Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
Мини-тренинг «Что этот предмет знает обо мне»
Участники тренинга расходятся по учебному кабинету и выбирает предмет, который их характеризует. Собравшись, садятся в круг. Первый участник (или преподаватель) показывает свой предмет и рассказывает, почему он его выбрал. Например: «Я – яркий цвет. Я – окружен другими яркими фломастерами, это – другие люди».
Тестирование «Насколько Вы толерантны»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неё).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте количество баллов.
За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.
От 0 до 4 баллов: вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 баллов: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 баллов: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Синквейн "Толерантность"»
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.
Психологическая акция «Дерево счастья»
Участники на готовых листочках пишут пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наше окружение, наша страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными и приклеивают их на дерево.
В завершении тренинга можно прочитать слова известного писателя Л. Н. Толстого: «Человека никогда не будут хвалить все. Если он хороший, дурные люди будут находить в нем дурное и будут или смеяться над ним, или осуждать его. Если он дурной, хорошие не будут одобрять его. Для того, чтобы все хвалили человека, ему надо перед добрым претворяться добрым, а перед дурным – дурным. Но тогда и те, и другие угадают притворство, и те, и другие будут презирать его Одно средство: быть добрым и не заботиться о мнении других, а награду за свою жизнь искать не в мнении людском, а в себе».