Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание уважительного отношения к подростку в семье

Серьезные осложнения в отношениях между родителями и подростками чаще возникают из-за неправильного поведения родителей. Молодой человек ожидает понимания и признания своей личности. А если родители подавляют личность  своего ребенка постоянной опекой, необоснованными придирками и замечаниями, становится понятно их противостояние родителям. Такие отношения могут привести к тому, что ребенок вырастет несамостоятельным, будет бояться высказать свое собственное мнение или сделать что-то сам без посторонней помощи.
  • Чем яснее представляют себе родители переход своего ребенка о управляемого к более самостоятельному человеку, тем более самокритично оценивают они свои отношения с ними и строят в соответствии с этим свою линию поведения, тем более благополучно происходит в семье изменение между родителями и детьми.
  • Родители начинают ощущать, что для подростка связи и контакты с его сверстниками становятся более значимыми и что усиливается влияние друзей на действие и поведение юноши или девушки. Причиной служит то, что молодой человек все больше и больше «вырастает» из семейного круга. Он хочет самостоятельно планировать и проводить свое свободное время. Помимо стремления к самостоятельности в этом проявляется желание общаться с друзьями, находиться в кругу своих сверстников. Тем самым он удовлетворяет одну из своих основополагающих потребностей человека. В бессвязном обмене мнениями и мыслями, при прослушивании музыки, при посещении молодежных собраний и вечеринок юноши и девушки имеют возможность обсуждать и делиться волнующими их вопросами и проблемами, а также самовыражаться и самоутверждаться. Такие отношения являются проявлением возрастающей самостоятельности подростков. Это совершенно нормально и вовсе не означает того, что родители уже «списаны со счетов», их мнение уже не интересует ребенка и они не играют в его жизни никакой роли.
  • Отношения подростка со сверстниками, с другом или подругой, с компанией - важнейший шаг на пути к взрослости.
  • Если родители продолжают очень строго следить за своим ребенком, если стиль их воспитания остается прежним, если попытки подростка к самостоятельности в суждениях ми действиях строго подавляют, то взаимоотношение с родственниками могут перерасти в серьезную проблему. Часто такой молодой человек, стремясь получить признание и понимание со стороны сверстников, начинает нарушать общепризнанные формы поведения, различные запреты, демонстрируя отсутствие страха перед возможным наказанием. Такое «мужество» демонстрируется; чтобы получить признание в своей компании, подросток старается сделать что-то такое, что поразит и знание и поддержку, ориентируется на правила, которые приняты в компании. Не всегда эти нормы и ценности совпадают с тем, что его родители. Иногда молодому человеку приходится вести себя самым вызывающим образом, чтобы стать признанным лидером в своей компании. Порой подросток может пойти на такой поступок, против которого он сам внутренне протестует, и все это ради того, чтобы не прослыть слабаком или трусом. Попытки родителей прекратить все контакты и отношения своего ребенка с компанией, которая оказывает на него дурное влияние, оканчиваются, как правило, ничем. Такие запреты приводят подростков к необходимости врать родителям, они с помощью различных уловок и уверток ищут способы продолжить общение со своей компанией. С неспокойными родителями ребенок продолжает общаться и встречаться со своими товарищами и друзьями, но уже тайно от них. Таким способом родители могут достичь лишь одного: ребенок все больше отдалиться от них.
  • Родители должны сделать все возможное, чтобы поближе узнать товарищей и подруг своего сына или дочери, с которыми они общаются. Постараться выяснить, чем они интересуются, чего хотят добиться в своей жизни, чем увлекаются. Имея точные знания, родители гораздо лучше смогут объяснить подростку ценность настоящей дружбы, поспорить с ним относительно тез отношений, которые царят сейчас в его компании, выработать у подростка критический взгляд на свое окружение.
  • В каждой семье, где мы можем констатировать искреннее уважение, детям уделяется много времени.
  • В качестве примера могут послужить автобиографии знаменитых людей.
  • В семье с «искренним уважением» родители не только уделяют много времени ребенку, но и если этого времени не хватает, забота о детях проявляется через внимание и чуткость к ним.Уделяя время ребенку, родители вовлекают его в совместную деятельность.Для подтверждения этого хочу привести отрывок из биографии Пабло Пикассо. В данном случае постижению мира взрослого ребенка служит совместная деятельность отца и сына.Пикассо начал помогать отцу с самого раннего возраста. Дон Хосе поручал сыну дорисовывать голубей для росписей, отец и сын динаково любили голубей, которых Пикассо продолжал рисовать до конца жизни. Так разрешая ребенку помочь: осторожно ударить по гвоздю молотком, подать костюм, поправить прическу прививается чувство ответственности за свои поступки и любовь к труду. И чем важнее поручение, которое дается ребенку, тем выше его интерес. Уважение всегда задевает интересы личности. Личность ребенка развивается когда отец или мать берет ребенка в качестве помощника по своей деятельности.
  • Искреннее уважение возникает не при условии всепрощения и любви к ребенку, а при наличии определенной доли требовательности и строгости.
  • Уважение, в сочетании с требовательносью встречается в описаниях многих семей.Таким, например, было воспитание известного артиста Андрея Миронова: «Андрея Миронова никогда не пестовали в детстве. Он не помнил, что бы с ним нянчились. Дом был строгий. Но строгость в нем распространялась в первую очередь на отношение к профессии, к искусству, на выбор чтения и развлечений, на обязанности каждого в семье. И дом был традиционным». «В родительском дому А.Миронова не принято было раскисать. И здесь прекрасно понимали, что относиться слишком серьезно к себе самим вредно, поэтому особенно высоко ценили чувство юмора.
  • Строгость им требовательность обязательно должна сочетаться с педагогическим тактом, как это было в семье Ю.Никулина: «Никогда отец не критиковал сына в присутствии других, и очень не любил, когда в его присутствии кто-нибудь ругал сына: он бледнел и выходил из себя», но и хвалил умеренно: «Он верил в меня, но никогда в глаза не хвалил». Высшая форма его похвалы -слова: «Это ты сделал неплохо»....Притягивали меня к отцу его доброта, душевность.События в школе, ссора с приятелями, впечатления от прочитанной книги, увиденного фильма — обо всем я неизменно рассказывал отцу, и его мнением и советом дорожил».Это уважительное отношение к отцу сохранятется на протяжении всей дальнейшей жизни Юры, и в трудные моменты жизни сын всегда обращается к отцу за советом.
  • В искреннем уважении часто встречается любовь и восхищение детей по отношению к родителям. Эта любовь может возникать даже если взрослый не прикладывает каких то больших усилий.Во влюбленности детей в родителей в этом случае присутствует, какая то тайна, дистанция между ними, усиливающая влияние образа родителей. «Странное влияние имел на меня отец — странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу — он даже был, если можно так выразиться, вежлив со мною... только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины — и, боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если бы я постоянно не чувствовал его отклоняюшейся руки!»-писал Иван Сергеевич Тургенев о своем отце. Марина Цветаева, обожавшая отца, в своих воспоминаниях пишет о том, что у отца есть увлеченность делом, свой собственный мир, который и увлекал и восхищал ее, и в тоже время слудил препятствияем для «соединения с отцом».
  • В семьях, где встречается «искреннее уважение» ребенок ориентируется на поведение родителей, перенимает привычки, традиции семьи. В семьях с «искренним уважением» воспитывается и перенимается все положительно и отбрасывается отрицательное. Так например, в автобиографии В.Даля мы видим, что сын не пернял отцовской горячности и отчужденности, но прямую и строгую честность в делах Даль «зацепил».Наперекор отцу Владимр Даль врастает человеком общительным, но возьмет отцовскую роботоспособность.Мать Даль вспоминал как «Мать разумным и мягким обращением своим, а более всего примером, поселила во мне нравственное начало».Ведущей ролью в возникновении доверия в данном примере является высокая оценка нравственных и деловых качеств ребенокм родителей.
  • Любовь без искреннего уважение становится противоположностью уважения. Такое проявление родительских чувств в быту носит название «слепая любовь». Слепая любовь — это неучет положения ребенка, его интересов и желаний. Примеры в автобиографиях слепой любви встречается довольно часто: «Ничего удивительного, что я рано замкнулся в себе и уже в одиннадцать — двенадцать лет почувствовал себе одиноким, чужим и непонятым. Родителям было уже не под силу справиться со мной. И безотчетно я чувствовал это. Что до причин их бессилия, то мне, ребенку,они были безразличны. Главное- казалось, что они неспсобны вникнуть в то, что происходило внутри меня. Для них существовала лишь одна истина, и этой истиной был их собственный взгляд на вещи и обстоятельства. Когда я интересовался девочкой, они называли это «детской любовью», когда я привязывался к приятелям, их обзывали «легкомысленными» и «дилетантами», когда я занимался своей коллекцией марок, это было «бесполезной тратой времени», лишь отвлекавшей меня от занятий. Я чувствовал, что со всем, что меня увлекало помимо скрипки и школьных занятий, родители, в лучшем случае, лишь смирялись. Несчастьем родителей был насыщен воздух моего детства. Мама, уходя от своего горя, переносила всю свою любовь на меня. Я... подсознательно понимал, в чем были «ни ее чрезмерной заботы».
  • Значительно реже встречаютсяпримеры уважения «через страх». Как правило в автобиографических описаниях авторы стараются избегать этой темы. И все же изредка мы находим примеры уважения через страх в отдельных автобиографиях..
  • «Дома меня ставили в угол, иногда били.Между тем я не делал ничего выходящего за пределы обычных мальчишеских проказ... Я не знал нормального детства». Описывает свое детсво Александр Грин. Часто дети видели отца своего пьяным. Оставляло такое детство тяжелое, безрадостное впечатление. Ребенок, испытывая страх перед родителями, вынужден им подчиняться, внутренне уходит от родителей в другой, свой мир. Таким образом для А.Грина была природа, «врачевала раны и питала фантазию».
  • Таким образом на основании этого, можно сделать вывод, что наиболее полное отражение в биографии ребенка несет воспитание основанное неа искреннем уважении.
Список Литературы:
1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д Методика исследования межличностных отношений ребенка.Методическое пособие. Серия:Психодиагностика детей и подростков.Выпуск 7 М: Фолиум,1994
2. Голод С.И Стабильность семьи: социологический и демократический аспекты
3. Хеннингсен Ю.Автобиография и педагогика/Пер.с нем. В.А Волкова; Под общ ред.В.Г Безрогова.- М.Изд во УРАО,2000.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»