Гражданско-патриотическое воспитание в лицее №384
Герасимов Евгений Викторович,
педагог дополнительного образования;
Пономарева Инесса Анатольевна,
педагог дополнительного образования, педагог-организатор
ГБОУ лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования;
Пономарева Инесса Анатольевна,
педагог дополнительного образования, педагог-организатор
ГБОУ лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга
Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в последние годы, в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие разрушающее действие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу общества.
Непереданность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую историко-культурную и социальную общность, недоверие многих людей к обществу и государству, неверие в собственные возможности, приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является великой страной.
Одна из причин такого положения в том, что нет актуализации системы общенациональных ценностей и приоритетов. Среди людей ощущается недостаток сознательно принимаемых моральных принципов, не хватает согласия в вопросах конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет целостного представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.
Таким образом, становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократичной личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только путём традиционного знаниевого подхода невозможна. Настоящее время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Усиливается необходимость деятельностного компонента гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, социально-ответственной личности.
Исторически сложилось, что важнейшей характеристикой деятельности лицея является ориентация на формирование разносторонней социально активной личности, обладающей навыками креативного мышления, умением работать в команде, толерантностью, аналитическими и коммуникативными способностями, обеспечивающими успешность личностного, профессионального и карьерного роста, на основе синтеза качественного лицейского образования с широким спектром дополнительного образования. Сохранение и развитие этой особенности рассматривается как основа миссии данного образовательного учреждения.
В основе патриотического воспитания лежат давние традиции, связанные с основанием нашей школы в 1927 году, как первой школы для детей Нарвской заставы. Школе присвоили имя 10-летия Октября. Одна из немногих наша школа работала все 900 дней блокады Ленинграда, воспитала Героя Советского Союза – летчика Фёдора Фоменкова.
Учителей и учащихся лицея связывают многолетние тесные дружеские отношения с жителями блокадного Ленинграда, ветеранами Великой Отечественной войны. Нынешние учащиеся с блокадниками, бывшими учениками нашей школы, работают на субботниках в Петропавловской крепости и на Пискаревском мемориальном кладбище, ездят на экскурсии по Дороге жизни, Зеленому Поясу Славы, участвуют в митингах и шествиях. Традиционными в лицее стали Уроки Мужества, встречи с ветеранами, школьные концерты, на которых учащиеся исполняют близкие по духу и настроениям ветеранам номера, всегда тепло, по-родственному встречают гостей, готовят для них открытки, выставки рисунков на тему: «Блокада», «Никто не забыт, ничто не забыто». Учащиеся лицея ухаживают за могилой героя СССР Белоусова Виталия Фёдоровича.
На протяжении многих лет школа поддерживает тесную дружбу с городским обществом «Юные участники обороны Ленинграда», Российским детским фондом, районным обществом жителей блокадного Ленинграда и ветеранов Великой Отечественной войны.
Одной из лучших традиций лицея является участие в оборонно-спортивной игре «Зарница». Учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями региональных и Всесоюзных финалов игр «Зарница» и «Орленок»: г.Одесса (1981), г.Днепропетровск (1983), г. Фрунзе(1986), г. Севастополь (1990); участвовали в международной военно-спортивной игре в Польше; в 2000 году наши зарничники стали призерами Всероссийского фестиваля «Наследники великой Победы» в ВДЦ «Орленок» в г.Туапсе. С 2001 года команды лицея № 384 каждый год становятся победителями регионального финала «Зарница».
Учащиеся и педагоги лицея являются участниками Международных слётов и конференций. В 2003/2004 учебном году члены Совета музея были приглашены на Международный детский слет Городов-героев в Киеве и в Минске, посвященный 60-летию освобождения этих городов от немецко-фашистских захватчиков. Весной 2005 года учащиеся лицея № 384 представляли Санкт-Петербург на Международном Форуме Городов-героев в Москве «От трагедии войны к культуре мира» и стали участниками международной программы «Академия детской дипломатии». В рамках этой программы ученики лицея приняли активное участие в Международной Исторической Интернет Конференции «Роль и значение ООН в современном мире» и по итогам конференции были приглашены в Москву. В 2006 году учащиеся лицея участвовали в Международной конференции «Им тоже досталось в лихую годину…(Дети и война)» в городе Нелидово Тверской области. В 2008 году учащиеся лицея № 384 представляли Санкт-Петербург на Международном слете активов школьных музеев Городов-Героев Стран СНГ в Волгограде «На улице мира о мире тревога…». Осенью 2013 года наш лицей принял участие в Международном слёте в городе Киеве и конференции «Через годы, через поколения».
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в нашем лицее в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, социально-ответственной личности.