Мастер-класс неформального общения с учениками
для закрепления метапредметных связей согласно ФГОС
Липский Владимир Михайлович,
учитель математики-физики
школы №304 Санкт-Петербурга
1). Дата! (Знание и понимание истории, биологии, юриспруденции-обществознания).учитель математики-физики
школы №304 Санкт-Петербурга
Начиная урок , я, как и все учителя в мире, пишу дату на доске мелом. Эсклюзив в том, что дату я пишу в следующем формате: 15 мая 2017г.,н.э.,пт.
Естественно, у хороших учеников всегда есть вопросы! А для хорошего учителя любой вопрос, или звук, исходящий от ученика с учебной целью и по теме предмета – это святое! Реплика из класса: -«а что такое - «н.э.»?
Справка: «С учебной целью можно всё, кроме криминала! Реплики ускоряют учебный процесс и ценные мысли и вопросы не теряются.»
Мой учительский ответ на вопрос о «н.э.»: - «Уважаемые учащиеся! Вы задаёте вопрос о буквах «н.э.», а всё остальное вам известно? Кто объяснит, что означают эти числа? С какого события идёт отсчёт 2017 лет? Что было до этого события? Кто придумал этот календарь и летоисчисление? Кто придумал эти цифры? И, наконец, из чего делают мел, которым мы пишем на доске? ». Часто раздаются реплики: -« это мелочи не имеющие отношения к предмету!». Стоп!
2). Мелочи! (Знание и понимание философии, истории, обществознания и математики).
Наш огромный мир состоит из мелочей. Математика учит уважать мелочи – каждую точку и запятую, каждый минусик и плюсик, каждого маленького и слабенького ученика. Тот, кто научится уважать мелочи, добьётся успехов в будущем!
2017 лет назад - это было младенчество цивилизации- человечества, ведь древние Римляне считали Римскими цифрами-палочками с которыми вести серьёзные арифметические операции было невозможно! Римская империя не могла научно-технически развиваться по этой причине, но для первых проблесков интеллектуальной цивилизации этого было достаточно! Оставалось подождать 1000 лет, пока арабы привезут в Европу цифры и позиционную десятичную систему счисления из Индии, которыми мы пользуемся сегодня и благодаря которым стали возможными быстрые масштабные расчёты. Есть сильное подозрение, что подъём империи Чингисхана, после его вторжения в Индию, тоже с этим сильно связан.
Вот вам и мелочи – от маленького десятка «цифирок» зависит успех прошлой и будущей цивилизации!
3) «н.э.» - наша эра! (Знание и понимание истории.).
Что касается даты – отсчёт идёт от рождества Христова – от дня рождения Иисуса Христа. Иисус Христос первый, кто объявил начало новой эры - «нашу новую эру»: эру добра, любви, дружбы, учёбы и творческого труда.
Татьянин день – день учащегося студента – тоже имеет отношение к идеям Иисуса Христа. Титиана была помошницей Иисуса Христа для открытия первых школ и университетов в мире.
Ценности зарождающейся цивилизации « до нашей эры» гласили, что любовь, дружба и добро – признак слабости, а учиться надо только воевать и убивать, а работать должны только рабы – военнопленные на грубой низкоквалифицированной работе. Отсюда следовало, что мужчины были исключительно агрессивные воины – сильные, жестокие и грубые с соответствующим запасом слов для поля брани. Все случаи грубости и агрессии квалифицируются как: «до нашей эры!»
4) Грубости! ( Знание и понимание психологии, философии, обществознания и литературы).
Дети часто обзывают друг друга и не является секретом у кого они этому научились. В лучшем случае это обзывание животным, ну а в худшем – нецензурными словами. Это легко «лечится» беседой о том, что согласно математической логике то, что кто-то говорит – характеризует только того, кто это говорит, а нет того, кому это адресовано:
«- что говоришь – туда и попадёшь! - все животные хорошие!
- что говоришь – то и получишь!
- то, что мы говорим – характеризует нас самих, а не тех, о ком мы говорим! - пчёлы про мёд, а мухи про … ?!)»
Благородное получается поведение!
5) Благородство! Не позволяйте детям-учащимся себя «испортить» или, другими словами, разозлить, т.к. в этом случае вы становитесь пассивно-ведомыми и теряете руководящую интеллектуальную роль родителя-учителя. Это относится в первую очередь к родителям и учителям, поэтому и объединяет их с детьми учащимися в учебно-воспитательную команду. Ну разве только для вида можно повысить голос, построжиться и тут-же на курс вечной доброжелательности:
-« уважаемые учащиеся – не забывайте, что Вы – УВАЖАЕМЫЕ!!!»; -«там где агрессия - там нет интеллекта и это «до нашей эры»!
6) Метапредметные связи. (связь всех предметов).
На каждом уроке необходимо подчёркивать тесную связь между всеми предметами. Смысл этого заявления требует подробного описания предметов и их взаимосвязей парами:
1) Математика и английский язык связаны логикой построения словесной и математической моделей мира и логикой построения слов и предложений. Вы спросите: «Неужели знание именно английского языка развивает математические способности?» Да! По ряду историко-географических причин именно английский язык является наиболее кратким, логичным и годным для программирования компьютера. Русский язык имеет ряд логических ошибок, таких, например, как двойные отрицания, а Китайский язык хорошо развивает память благодаря изобилию иероглифов-картинок (по типу древне-Египетского), но не логику: -«на каком языке говоришь – так и живёшь!» гласит древняя мудрость!
Тема межпредметных связей подразумевает обсуждение каждого предмета с каждым другим перебором всех комбинаций сочетаний двух предметов из великого множества, но если взять основные предметы школьной программы, а их около 25 (согласно ФГОС общего образования от 1 марта 2012г.) , то получим по формуле комбинаторики для сочетаний всех возможных пар – это 2 из 25 можно выбрать 300-ми способами.
2 25! 24*25
С = ------------------ = ---------------- = 300 пар предметов и соответственно тем
25 2!*(25-2)! 2 для обсуждений.