Духовно-нравственное воспитание школьника в работе воспитателя
Степанова Ольга Николаевна
Одной из первостепенных задач модернизации образования является повышение воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитательной функции образовательных учреждений. Проблема духовно-нравственного воспитания является общенациональной. Это связано с тем, что разрушены прежние идеалы, произошло падение нравственных устоев, утратились существовавшие нормы и принципы морали. Всё это привело к усилению неблагополучия в детской среде, снизило воспитательный потенциал таких факторов социализации как семья, СМИ, общественные организации и учреждения дополнительного образования.
В Концепции модернизации образования говорится, что воспитание-это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей и для самореализации личности. Одним из приоритетных направлений воспитания детей в Российской Федерации является формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотическое воспитание детей. Одной из приоритетных задач деятельности воспитателя является формирование нравственных ценностей.
Духовность начинает формироваться в детском возрасте. Роль воспитателя в этом процессе велика. Одной из ведущих задач воспитателя является оказание помощи детям в понимании национальных духовных ценностей, развитии основ нравственности. Воспитание-это взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов в поиске жизненных ценностей. Совместная выработка нравственных ценностей, правил, законов жизни - суть воспитания.
В своей работе я использую различные формы воспитательной работы по направлениям «Я - человек. Я – гражданин. Я - личность». Каждое направление предназначено для определённого возраста. Цель направлений – создание условий для интеллектуального, духовно-нравственного, физического и эмоционального развития учащихся.
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности. Необходимо целенаправленно развивать у учащихся такие качества, как доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, то есть духовно-нравственные ценности.
Содержание программы выстраивается по шести основным разделам.
1. « Я и мир знаний. Я в этом мире»- формирует нравственный смысл учения, представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда, значения творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству ; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учёбе ; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.
2. «Истоки культуры и духовности» - способствует формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств, представления о душевной и физической красоте человека; формированию эстетических идеалов , чувства прекрасного ; развивает интерес к чтению, произведениям искусства, музыке, занятиям художественным творчеством .
3. «Природа-творец. Я – творец самого себя» - формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде, сознательного отношения к самому себе; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе . Бережного отношения к растениям и животным.
4. «Мир и общество. Я и мир» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.
5. «Я, моя семья и мои друзья»- формирование отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство с традициями российской семьи.
6. «Я и мои жизненные ориентиры» - формирование основ морали, осознанной необходимости поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
Содержание программы отражает социально-значимые ценности, которые признаются обществом. Воплощение в жизнь этих ценностей создаёт условия для развития в человеке гуманизма. Ответственности, долга, чувства собственного достоинства, толерантности и гражданственности.
В результате реализации направлений- ученик, умеющий общаться в различных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми; умеющий выбирать ориентиры, анализировать собственные поступки и поступки окружающих людей; противостоять отрицательным явлениям среды; знающий обязанности человека и гражданина, умеющий рассуждать, высказывать своё мнение; социально активный и социально ответственный; имеющий чувство собственного достоинства.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нём человека. «Гражданин» с педагогической точки зрения – это личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. В течение тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы русской культуры могут сыграть важную роль в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки. Технология воспитания человеческого в человеке на основе направлений «Я - человек, Я-гражданин, Я-личность» является основой для создания системы работы с классом по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся.
Литература:
1. Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.Начальная школа.5-11 классы . 2003 год.
3. Степанов Е.Н. Воспитание в начале 20 века: тенденции развития. Воспитание школьника -2000,№2.
4. Степанов В.М. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике,2000