Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Творческая самореализация ребенка

Кулакова Вера Валентиновна
Творческая самореализация ребенка. Известно, что чем творчески активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное «Я». Это позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды сравнений с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. В творческом направлении, ребенок вправе работать в собственном темпе, отказаться от коллективного обсуждения, открытой вербализации чувств и переживаний. Например, предоставить детям возможность «выплеснуть» свои эмоции и предложить выразить в рисунке свое настроение. Помогают снимать усталость и такие занятия, на которых творческая работа идет под музыку. Такие занятия интересная и увлекательная страничка в жизни ребенка – где для каждого найдется дело по душе. На занятиях в изостудии возможен и важен дифференцированный подход к заданиям. Каждый ребенок имеет возможность овладевать материалом на разных уровнях, может выбрать тот уровень сложности, который ему доступен, тот материал или технику работы, в применении которой он уверен и чувствует, что именно таким образом он способен выполнить поставленную задачу в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. В искусстве очень важно передать ребенку собственный опыт творческой деятельности, своего эстетического отношения к действительности. Приобрести таковой только упражнениями невозможно – это надо пережить, пронести через себя, затронуть струнки детской души. Развитию эмоциональной чуткости во многом способствует применение метода единства восприятия и созидания, реализуемого через интеграцию знаний. Такие занятия всегда проходят интересно и оставляют яркий след в душе ребенка, и творческие работы учащихся получаются непосредственными, идущими из души, выразительными. Ребенок на фоне эмоционального восприятия различных произведений искусства создает свои собственные работы, при этом они размышляет, выдвигает свои гипотезы, отстаивает свои версии, догадки, предположения. Единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство. Важно, дать понятие схожести в приемах изображения. Пространство в музыке создается посредством нарастания или удаления звука, в живописи - усилением интенсивности цвета на первом плане и ослабление на втором, третьем плане. Мелодия как нить, характерная для главного в музыке и выделение цветом, размером, расположением - главного в живописном произведении. Использование литераторами, поэтами цветовых ощущений для передачи замысла, чувств и настроения и то же самое у художников в живописи. Точек соприкосновения много и их надо умело использовать в обучении творчеству. Духовное развитие личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости важнейшая задача, требующая от педагога большого такта и интуиции. Внеклассные занятия, посвященные изобразительному творчеству - большое «подспорье» в эстетическом воспитании детей. Преимущество и особенности студии в том, что ребята в большей степени раскрываются на занятиях, чем на уроках: здесь не ставят отметок, не дают примелькавшихся заданий, восприятие материала превращается в занятие сотворчества. Обычно лучшим примером для ученика является сам педагог – «от сердца к сердцу» - только так можно достичь желаемого результата в творчестве. Следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей как «особо ценного типа образования», так как внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Целью педагогической работы должна быть организация такого творческого процесса, при котором даже не рисующие маленькие дети начинают творить, необходимо создать все условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребёнка. В художественной изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве кроются неограниченные возможности для развития творческой личности. На занятиях изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества очень важно не только научить мастерству (это именно то, зачем к нам приходят дети), но гораздо важнее, воспитать творческую духовно-богатую и культурную личность – гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Эта задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть решена без приобщения к традициям своего народа, без глубокого познания его духовного богатства. Огромное значение в художественно-эстетическом воспитании детей имеет народное искусство. Оно несёт в себе большой духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей, я отмечаю его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Успешно выполненное задание позволяет ребёнку испытать чувство гордости, уверенности в своих силах. У ребёнка формируются интегративные качества и развиваются универсальные способности, дающие ему ключ к успешной самореализации в быстро меняющемся мире. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, ребёнок испытывает чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, проникается уважением к народному мастеру, создавшему их, у него возникает стремление самому научиться создавать прекрасное. Важно, чтобы дети сами стали творцами прекрасного – не только умели видеть и понимать его, но и творить, создавать красоту вокруг себя.В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления. Можно спорить о правомерности и границах социокультурного пространства на воспитание детей подростков, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подрастающего поколения в его свободное время нельзя. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей детей и подростков.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»