Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Духовно-нравственное развитие человека,
как основа развития гармоничной личности

Печерских Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №285 Санкт-Петербурга

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания очевидна: новое время требует нового понимания воспитания и ребенок должен стать активным участником самостроительства как духовно-целостной личности. Речь пойдет о духовно-ценностном воспитании.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д. Духовно-ценностное воспитание имеет специфику, которая заключается в том, что его конечной целью выступает разносторонне развитая личность на основе духовных ценностей. Итак, духовно-ценностное воспитание – это целенаправленная деятельность педагога по созданию условий, направленных на формирование, развитие и саморазвитие разнообразных качеств и способностей личности, основанных на духовных ценностях. Духовно-ценностное воспитание является основой для всех видов воспитания.

Первые уроки духовно-нравственного воспитания ребенок получает еще в условиях семьи, поэтому важно предъявлять к ребенку единство требований. В условиях дошкольного образовательного учреждения работа продолжается и ребенок может получить более широкие знания в области духовно-нравственного воспитания; научиться наблюдать за своими действиями, пытаться сравнивать себя со сверстниками.

Педагоги школы продолжают формирование нравственных качеств у учащихся: проводятся различные мероприятия по сплочению, объединению детских коллективов, а также внеурочная деятельность по знакомству учащихся с историческими памятниками родного города или посещение театров, т.е. духовно-нравственное воспитание осуществляется искусством. Надо отметить, что на данном этапе роль родителей возрастает, так как дети взрослеют, у них начинает формироваться собственная точка зрения, отношение к миру.

Родителям важно помнить, что  духовно-ценностное воспитание имеет свою структуру. Сюда относится: помощь в формировании мировоззрения на основе духовных ценностей, организация духовно-ценностной деятельности, помощь в самосовершенствовании личности, создание особой культурной среды на основе духовных ценностей. Духовное развитие каждого ребенка  в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически. Без их учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание и оказывать помощь личности в ее самосовершенствовании. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики. И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать.

Формирование личности только в детском периоде протекает с крайне неразвитым самовоспитанием. На определенном этапе развития ребенка, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для формирования его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи ребенка  с обществом, богаче стал его внутренний мир. Он  обрел способность к самовоспитанию, самоизменению. Он по- новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему. Важно направлять ребенка к саморазвитию и чтобы в большей степени, по мере взросления, ребенок проявлял инициативу самостооятельно.

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания». Но, так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, невежества и даже порочного самовоспитания. Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей.

Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и, в конечном счете, может обернуться деградацией духовного облика личности. Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Для выработки такого самоотношения нужна огромная воспитательная и самовоспитательная работа. Нужны не просто определенные, эстетические, этические знания, но и умение применять их в жизни, в своей деятельности, познавать себя, оценивать себя критически, строго требовать с себя, владеть своими внутренними силами, самому управлять своим внутренним ростом. Самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно, прежде всего, является существенным моментом воззрения человека на мир и на себя самого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов – воззрение человека на себя самого.

Современные условия жизни включают в себя многообразие факторов, способных отрицательно повлиять на формирование мировоззрения индивида в целом, поэтому духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших аспектов успешной адаптации ребенка к жизни в обществе и формированию гармоничной, яркой личности.

Литература

1.  Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.

2.  Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. – М., 2002.

3.  Гусейнов А. Золотое правило нравственности. – М., 1982.

4.  Иванова  Е.Н.  Эффективное общение и  конфликты.  –  СПб.:  Рига, 1997.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»