Процесс воспитания кадет посредством проведения
внеклассных мероприятий
Шпаков Игорь Леонидович
Внеучебная деятельность учащихся – это объединение всех видов деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания учащихся и их социализации. Согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Внеурочная деятельность направлена на воспитание достойных граждан нашей страны, обладающих высокими моральными качествами. В кадетском военном корпусе проводится большое количество внеклассных мероприятий, способствующих всестороннему развитию личности воспитанников. Проводимые мероприятия достаточно эффективны, кроме всего прочего, за счет длительного совместного проживания кадет, которые воспитываются в духе товарищества.
С давних времен кадетские корпуса формировали слой общества, который способствовал приумножению славы России. Комплексная воспитательная работа и проводившиеся мероприятия развивали в кадетах чувство патриотизма, честь, верность долгу, порядочность, ответственность, бескорыстие. И сегодня кадетский военный корпус сохраняет и приумножает славные традиции прошлого.
В практике воспитательного процесса можно выделить следующие основные направления:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• художественно-эстетическое;
• трудовое и экологическое;
• физкультурно-спортивное.
В рамках каждого из представленных направлений проводятся различные внеклассные мероприятия. Мероприятия - это занятия, события, организуемые воспитателями или кем-либо еще для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Целью проведения таких внеклассных мероприятий является обеспечение гармоничного и всестороннего развития личности.
Данное требование отвечает основной идее формирования личности, сочетающего в себе высокие моральные качества, духовное богатство и физическое совершенство.
Примером проводимых внеклассных мероприятий, направленных на формирование всесторонне развитой личности кадета может являться следующий цикл воспитательных мероприятий под названием «Моя малая Родина». Воспитатели ответственно отнеслись к проведению занятий, насытив каждый из своих классных часов собственной неповторимой «изюминкой».
Вместе со своими воспитателями кадеты ещё раз раскрыли понятие – Малая Родина, какая она бывает, почему она важна для каждого из нас, и чем дорога каждому. И взрослые, и дети делились друг с другом историей своей Малой Родины, интересными фактами, достопримечательностями родных мест, рассказывали об известных земляках и героях, некогда защищавших или прославивших любимую сторонку.
Вместе с воспитателем Шпаковым И.Л. и педагогом-организатором Козловой Е.А. кадеты 6Б учебной группы изучили историю мест, связанных с Великой Отечественной войной, вспомнили о боевых заслугах соплеменников, ковавших Победу нашей великой страны. О своем родном городе Выборге рассказал ребятам давний друг и наставник шестиклассников – чемпион мира по боям без правил Андрей Семенов, пришедший в качестве гостя на классный час. А гостья классного часа в 6А учебной группе Е.Б. Филимонова (ветеран труда, заслуженный учитель России, жительница блокадного Ленинграда) рассказала кадетам о юности, проведенной в осажденном Ленинграде. Елена Борисовна поведала ребятам о стойкости духа ленинградцев в суровые будни блокады, об их безмерной любви к родному городу и стране и каждодневном подвиге во имя нашего будущего.
Нужно сказать, что на 2-м учебном курсе сохраняется добрая традиция, переданная шестиклассникам еще от кадет-выпускников: в Чайной комнате роты, на стене устроена выставка сувенирных тарелочек, привезенных воспитанниками из мест их постоянного проживания. И если представить, что это не просто стена, а большая карта России, то эти тарелочки будут теми самыми точками городов, составляющими нашу необъятную Родину.
На мероприятии воспитанники читали стихи, пели песни о Родине, угадывали и составляли пословицы, находили однокоренные слова к этому всеобъемлющему и красивому слову, рассуждали. И сделали вывод: Малой Родиной мы зовем все то, что дорого нам: наши семьи, наши друзья, любимые и памятные места, где тепло, светло и радостно. И наш долг – любить, беречь и приумножать богатство и славу Родины, быть готовыми в любую минуту помочь ей и встать на ее защиту.
Таким образом, мы видим яркий пример того, как с помощью проводимых внеурочных мероприятий можно влиять на формирование личности кадет, развивать в них патриотизм, чувство любви к Родине и долга перед ней, порядочность и честность.
Шпаков И.Л. - воспитатель
ФГКОУ «Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса МО РФ»
Литература:
• Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей [текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: 2002.
• Колчина Н. А. Современные формы и методы в проведении культурно-досуговых мероприятий с кадетами // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1181-1184.
• Сластенин В.А. Педагогика [текст] / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2008. - 576 с.
• Савельева Ф.Н. Нравственный идеал как центр воспитательной системы школы [электронный ресурс] // http://old.portal-slovo.ru/