Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 Модуль «Основы православной культуры»
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», ЦОР

Иконы

Адулас Наталья Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ
средней школы №10 Санкт-Петербурга

Место урока в системе уроков: № 15

Тип урока

Урок традиционный, изучение нового материала

Цель

Расширить представление о ценностях Христианского искусств, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры

Задачи

·   объяснить смысл иконы;

·   познакомитьс особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

·   развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

·   воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

формировать умение определять проблему, отбирать главное, синтезировать и применять полученные знания на практике; учить оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;формирование  устойчивого интереса к изучению основ православной культуры

Коммуникативные УУД

выражать свои мысли в соответствии с возрастом, строить монологическое  высказывание;  умение формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Личностные УУД

нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им, воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Регулятивные УУД

формировать способность принимать учебную цель и задачи и удерживать их в процессе урока; формирование навыков смыслового  чтения; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; давать оценку услышанному, восприятие и понимание оценки других

Основные понятия урока

икона, образ, гармония,  нимб, пространство без тени, молитва перед иконой

Оборудование

учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2012 г.;

 компьютер,  проектор,  мультимедийная презентация,

электронное приложение к учебному пособию, музыкальная композиция  «AveMaria», репродукции икон Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный  Сергий Радонежский или др. и картин «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.

Формы организации работы

беседа, выборочное комментированное  чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге

Оформление доски

слова: картина, светотень, изображение в перспективе;  икона, свет, обратная перспектива; репродукции картин и икон, слова Праведного Иоанна Кронштадтского: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы». «Господь весь на всяком месте; потому Он весь же и на иконе, и на лик Спасителя на иконе надо смотреть как на живого Спасителя»

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

примечание

1.Организационный  момент

Приветствие, определение урока: работа в группах

Рассаживаются на свои места по заранее созданным  группам

сомоопределение

 

2. Повторение пройденного

У каждой группы схема храма и отдельно названия её составляющих. Задание – обозначить составляющие храма

 

Раскладывают карточки с названиями составляющих храма на схеме, определяют, что лишнее слово бельэтаж, объясняют (часть зрительного зала современного театра, нижний ярус балконов)

Воспроизведение и актуализация полученных знаний

Самопроверка,

 слайд 1

3. Мотивация учебной деятельности

Подведение к осознанию целей и задач: послушайте музыкальный фрагмент и дате характеристику, какая это музыка, где её можно услышать

Слушают фрагмент «AveMaria» в исполнении Robertino Loreti обсуждают в группах, высказывают свои мнения

умение выражать свои мысли

Аудиозапись, фото  Robertino Loreti, слайд 2

4. Формирование темы и задач урока

Посмотрите на кроссворд, слово, которое получится по вертикали, будет темой урока

 

 

 

 

Посмотрите внимательно на иконы, обсудите в группах, что бы вы хотели узнать про них

Обобщение и формулирование задач

- У кого дома есть иконы?

- Кто изображён на них?

Решают в группах кроссворд, называют тему урока: «Икона»

1.Священная книга христиан. (Библия)

2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на теле. (Крест)

3.Как называется обращение к Богу? (Молитва)

4.Книги, написанные апостолами. (Евангелие)

5.Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

 

 

 

 

 

 

высказывают предполагаемые задачи

 

 

 

 

 

 

умение общаться со сверстниками, подведение под понятие на основе распознавания объектов

 

презентация:

 слайд 3,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 4

 

5. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на слайд и обсудите, на какие  группы можно разделить изображение, обоснуйте (карточки на доске по мере ответов детей)

- откройте учебник на нужной стр., найдите и прочитайте, значение слова «икона», в чём её задача?

 

 

- вот, что сказал об иконе Праведный Иоанн Кронштадтский

Обсуждают в группах, отвечают:

икона (изображены святые или события с ними связанные по строгим правилам), картина (любое событие, и как хочу)

 

работа с учебником, словарная работа:

- «икона» в переводе с греческого – «образ»;

- её задача: показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека - Христа)

 

просмотр слайда

синтез 

 

 

 

 

 

умение выделять главное, смысловое чтение

слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 6

6. Получение новых знаний

- как вы думаете, когда появилась иконопись

 

 

 

- как называют людей, которые пишут иконы?

- первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем  - Алипий Печёрский:

- один из известных иконописцев…Андрей Рублёв знают во всём мире, его знаменитую икону… «Троица»

высказывание детей

 

 

сообщение заранее подготовленного ученика

 

иконописцы

 

 

 

 

 

предположение детей

умение слушать, уважительное отношение к другим;

умение осуществлять инфосбор

 

актуализация знаний

 

Презентация ученика

 

 

 

 

 

слайд 7(фото, иконы)

 

слайд 8 (фото, иконы)

 

слайд 9 (фото, иконы)

 

- посмотрите на слайд и сравните Икону Божьей Матери «Одигитрия» и картину Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», чтобы определить сходства и отличия, вам помогут карточки на столах

 

дополняет высказывания, поясняя изображения: если мысленно убрать нимбы, то увидим обычную молодую маму (причёска, костюм, окружающие детали) и пухленького малыша, заигравшийся с цветком, она любуется малышом, тихая семейная сцена;

святые лики – изменённые, преображённые, взгляд малыша очень мудрый, серьёзный, не просто ребёнок, а Бог, пришедший в мир, чтобы взять на себя грехи человечества, Богородица указывает на Младенца, как на истинный Путь ко спасению

 

- давайте подведём итог вашей работе

- и на картине – образ, и на иконе – образ, чем же они различаются? (если затрудняются, смотрят в учебник)

 

Сообщение учителя

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона

 

- поработайте со словарём. Как вы понимаете значение этого слова?

 

- поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы

сравнительный анализ по группам, выступление

общее:сюжет (младенец Христос на руках Богородицы)

разное:

(картина) обычная молодая мама с ребёнком; эмоции, реалистично, как в действительности

(икона) лица изменённые, преображённые, спокойствие неземное, взгляд младенца не детский, путь к спасению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        на картине художественный образ, а на иконе – святой

 

 

 

 

 

слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кано́н – система правил создания изображений.

 

 

 

 

 

работа в группах, анализ, высказывания, умение сотрудничать, умение давать и обосновывать оценку выступающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обобщение полученных знаний

 

 

 

 

умение слушать с целью получения новой информации

слайд 10

7. Физкультминутка

показывает упражнения для разминки спины, шеи, рук; включает упражнения для зрения

Выполняют упражнения

Здоровьесбережение

 

8. Групповая работа

-работая с текстом учебника, выполните задание на карточке и заполните соответствующую строку в таблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу в группе

Группы получают карточки

1 гр. Где находится источник света на картине и где на иконе?

2 гр. Что такое нимб? Где и как он изображается?

3 гр. Как действует закон перспективы на картине и на иконе?

4 гр. Изображение святых на иконе, и людей на картине

Выполняют задание, выступают, в итоге – таблица (приложение 1)

 

 

 

 

 

 

Выполняют самооценку

Формирование навыков смыслового чтения; умение ориентироваться в новом материале, основываясь на заданный учителем ориентир; eмение выделять главное в соответствии с заданным вопросом;

оценивать услышанное, формировать единое мнение группы для выступления, сомооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по шкале (по высоте – степень понимания материала, цвет - комфортность)

9. Анализ работы и обобщение. Рефлексия

- давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока

- что запомнилось, заинтересовало

- что хотели бы ещё узнать

- «Моё место в уроке»

Вспоминают (можно с опорой на слайд)

 

 

 

 

 

Оценивают с точки зрения активности, интереса, самостоятельности

 

 

 

 

 

 

Умение контролировать и оценивать свои действия

 

10. Домашнее задание

По выбору:

1.символика цвета в иконе

2.какие бывают иконы

3.рассказ про любую икону(где, история, чем интересна)

4. «Икона и молитва» читать, пересказ

 

 

 

           

                                                                          

                                                                                  

 

Приложение 1

 

ИКОНА

КАРТИНА

Свет

Свет проступает через фигуру

и лицо святого, нет теней 

 

Свет падает извне, есть тени

Нимб

Нимб – знак Божьей благодати.

Обязательно изображается золотой круг,

который окружает голову святого

 

Нимб отсутствует

Закон перспективы

Нет заднего плана и горизонта,

 линии не сходятся вдали, а расходятся,

словно икона смотрит на нас

 

Линии исходят от человека и сходятся к горизонту

Изображение

Святых,

людей

пропорции человеческого тела сознательно нарушаются:

фигуры устремляются вверх, становятся тоньше;

 всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками

одежды, овал лица удлиняется, лоб пишется высоким,

нос и рот – мелкими, глаза – большими

Тело пропорционально, движение, эмоции, разная одежда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     А. В. Кураев. Основы православной культуры 4-5 классы; Учебник для общеобразовательных учреждений; Москва «Просвещение» 2012.

2.     А. В. Кураев. Методические рекомендации к урокам; Москва «Просвещение» 2012.

3.     А. В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки» 2007.

4.     «Основы православной культуры и этики». Методическое пособие для учителей начальной школы; Рекомендовано отделом религиозного образования Смоленско-Калининградской Епархии Русской Православной церкви; Смоленск 2004.

5.     Интернет – ресурсы:

- http://newpix.ru/svyato-uspenskij-sobor-v-smolenske  http://pamsik.livejournal.com/109151.html

  - http://culture.ru/atlas/object/1492

  - http://www.nsad.ru/articles/rodina-smolenskoj-ikony

  -  Video uroki.net

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»