Модуль «Основы православной культуры»
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», ЦОР
Иконы
Адулас Наталья Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ
средней школы №10 Санкт-Петербурга
Место урока в системе уроков: № 15
Тип урока |
Урок традиционный, изучение нового материала |
Цель |
Расширить представление о ценностях Христианского искусств, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры |
Задачи |
· объяснить смысл иконы; · познакомитьс особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир; · развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь; · воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов. |
Формируемые УУД |
Познавательные УУД формировать умение определять проблему, отбирать главное, синтезировать и применять полученные знания на практике; учить оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;формирование устойчивого интереса к изучению основ православной культуры Коммуникативные УУД выражать свои мысли в соответствии с возрастом, строить монологическое высказывание; умение формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы Личностные УУД нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им, воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу Регулятивные УУД формировать способность принимать учебную цель и задачи и удерживать их в процессе урока; формирование навыков смыслового чтения; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; давать оценку услышанному, восприятие и понимание оценки других |
Основные понятия урока |
икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени, молитва перед иконой |
Оборудование |
учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2012 г.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, электронное приложение к учебному пособию, музыкальная композиция «AveMaria», репродукции икон Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или др. и картин «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др. |
Формы организации работы |
беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге |
Оформление доски |
слова: картина, светотень, изображение в перспективе; икона, свет, обратная перспектива; репродукции картин и икон, слова Праведного Иоанна Кронштадтского: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы». «Господь весь на всяком месте; потому Он весь же и на иконе, и на лик Спасителя на иконе надо смотреть как на живого Спасителя» |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
примечание |
|
1.Организационный момент |
Приветствие, определение урока: работа в группах |
Рассаживаются на свои места по заранее созданным группам |
сомоопределение |
|
|
2. Повторение пройденного |
У каждой группы схема храма и отдельно названия её составляющих. Задание – обозначить составляющие храма
|
Раскладывают карточки с названиями составляющих храма на схеме, определяют, что лишнее слово бельэтаж, объясняют (часть зрительного зала современного театра, нижний ярус балконов) |
Воспроизведение и актуализация полученных знаний |
Самопроверка, слайд 1 |
|
3. Мотивация учебной деятельности |
Подведение к осознанию целей и задач: послушайте музыкальный фрагмент и дате характеристику, какая это музыка, где её можно услышать |
Слушают фрагмент «AveMaria» в исполнении Robertino Loreti обсуждают в группах, высказывают свои мнения |
умение выражать свои мысли |
Аудиозапись, фото Robertino Loreti, слайд 2 |
|
4. Формирование темы и задач урока |
Посмотрите на кроссворд, слово, которое получится по вертикали, будет темой урока
Посмотрите внимательно на иконы, обсудите в группах, что бы вы хотели узнать про них Обобщение и формулирование задач - У кого дома есть иконы? - Кто изображён на них? |
Решают в группах кроссворд, называют тему урока: «Икона» 1.Священная книга христиан. (Библия) 2.Его устанавливают на Куполах храмов, носят на теле. (Крест) 3.Как называется обращение к Богу? (Молитва) 4.Книги, написанные апостолами. (Евангелие) 5.Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
высказывают предполагаемые задачи
|
умение общаться со сверстниками, подведение под понятие на основе распознавания объектов
|
презентация: слайд 3,
слайд 4
|
|
5. Актуализация опорных знаний |
- Посмотрите на слайд и обсудите, на какие группы можно разделить изображение, обоснуйте (карточки на доске по мере ответов детей) - откройте учебник на нужной стр., найдите и прочитайте, значение слова «икона», в чём её задача?
- вот, что сказал об иконе Праведный Иоанн Кронштадтский |
Обсуждают в группах, отвечают: икона (изображены святые или события с ними связанные по строгим правилам), картина (любое событие, и как хочу)
работа с учебником, словарная работа: - «икона» в переводе с греческого – «образ»; - её задача: показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека - Христа)
просмотр слайда |
синтез
умение выделять главное, смысловое чтение |
слайд 5
слайд 6 |
|
6. Получение новых знаний |
- как вы думаете, когда появилась иконопись
- как называют людей, которые пишут иконы? - первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем - Алипий Печёрский: - один из известных иконописцев…Андрей Рублёв знают во всём мире, его знаменитую икону… «Троица» |
высказывание детей
сообщение заранее подготовленного ученика
иконописцы
предположение детей |
умение слушать, уважительное отношение к другим; умение осуществлять инфосбор
актуализация знаний
|
Презентация ученика
слайд 7(фото, иконы)
слайд 8 (фото, иконы)
слайд 9 (фото, иконы) |
|
|
- посмотрите на слайд и сравните Икону Божьей Матери «Одигитрия» и картину Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», чтобы определить сходства и отличия, вам помогут карточки на столах
дополняет высказывания, поясняя изображения: если мысленно убрать нимбы, то увидим обычную молодую маму (причёска, костюм, окружающие детали) и пухленького малыша, заигравшийся с цветком, она любуется малышом, тихая семейная сцена; святые лики – изменённые, преображённые, взгляд малыша очень мудрый, серьёзный, не просто ребёнок, а Бог, пришедший в мир, чтобы взять на себя грехи человечества, Богородица указывает на Младенца, как на истинный Путь ко спасению
- давайте подведём итог вашей работе - и на картине – образ, и на иконе – образ, чем же они различаются? (если затрудняются, смотрят в учебник)
Сообщение учителя Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона
- поработайте со словарём. Как вы понимаете значение этого слова?
- поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы |
сравнительный анализ по группам, выступление общее:сюжет (младенец Христос на руках Богородицы) разное: (картина) обычная молодая мама с ребёнком; эмоции, реалистично, как в действительности (икона) лица изменённые, преображённые, спокойствие неземное, взгляд младенца не детский, путь к спасению
- на картине художественный образ, а на иконе – святой
слушают
- Кано́н – система правил создания изображений.
|
работа в группах, анализ, высказывания, умение сотрудничать, умение давать и обосновывать оценку выступающим
обобщение полученных знаний
умение слушать с целью получения новой информации |
слайд 10 |
|
7. Физкультминутка |
показывает упражнения для разминки спины, шеи, рук; включает упражнения для зрения |
Выполняют упражнения |
Здоровьесбережение |
|
|
8. Групповая работа |
-работая с текстом учебника, выполните задание на карточке и заполните соответствующую строку в таблице
Оцените свою работу в группе |
Группы получают карточки 1 гр. Где находится источник света на картине и где на иконе? 2 гр. Что такое нимб? Где и как он изображается? 3 гр. Как действует закон перспективы на картине и на иконе? 4 гр. Изображение святых на иконе, и людей на картине Выполняют задание, выступают, в итоге – таблица (приложение 1)
Выполняют самооценку |
Формирование навыков смыслового чтения; умение ориентироваться в новом материале, основываясь на заданный учителем ориентир; eмение выделять главное в соответствии с заданным вопросом; оценивать услышанное, формировать единое мнение группы для выступления, сомооценка |
по шкале (по высоте – степень понимания материала, цвет - комфортность) |
|
9. Анализ работы и обобщение. Рефлексия |
- давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока - что запомнилось, заинтересовало - что хотели бы ещё узнать - «Моё место в уроке» |
Вспоминают (можно с опорой на слайд)
Оценивают с точки зрения активности, интереса, самостоятельности |
Умение контролировать и оценивать свои действия |
|
|
10. Домашнее задание |
По выбору: 1.символика цвета в иконе 2.какие бывают иконы 3.рассказ про любую икону(где, история, чем интересна) 4. «Икона и молитва» читать, пересказ |
|
|
|
|
Приложение 1
|
ИКОНА |
КАРТИНА |
Свет |
Свет проступает через фигуру и лицо святого, нет теней
|
Свет падает извне, есть тени |
Нимб |
Нимб – знак Божьей благодати. Обязательно изображается золотой круг, который окружает голову святого
|
Нимб отсутствует |
Закон перспективы |
Нет заднего плана и горизонта, линии не сходятся вдали, а расходятся, словно икона смотрит на нас
|
Линии исходят от человека и сходятся к горизонту |
Изображение Святых, людей |
пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды, овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими |
Тело пропорционально, движение, эмоции, разная одежда |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. А. В. Кураев. Основы православной культуры 4-5 классы; Учебник для общеобразовательных учреждений; Москва «Просвещение» 2012.
2. А. В. Кураев. Методические рекомендации к урокам; Москва «Просвещение» 2012.
3. А. В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.: Издательский дом «Истоки» 2007.
4. «Основы православной культуры и этики». Методическое пособие для учителей начальной школы; Рекомендовано отделом религиозного образования Смоленско-Калининградской Епархии Русской Православной церкви; Смоленск 2004.
5. Интернет – ресурсы:
- http://newpix.ru/svyato-uspenskij-sobor-v-smolenske http://pamsik.livejournal.com/109151.html
- http://culture.ru/atlas/object/1492
- http://www.nsad.ru/articles/rodina-smolenskoj-ikony
- Video uroki.net