Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Аксенова Виктория Викторовна,

учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ №270 Красносельского района СПб.

Цели урока:

- обучающие: повторение, закрепление и систематизация знаний об антонимах; обогащение словарного  запаса учащихся; формирование умения подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, использовать антонимы в речи, работать со школьным словарём антонимов;

-развивающие: развитие умения применять новые знания на практике; формирование  навыков контроля и самоконтроля;

-воспитательные:  воспитание осознанной потребности в полученных знаниях, развитие любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: презентация «Антонимы», словари антонимов, видеозапись мультипликационного фильма «Ох и Ах».

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

- Что такое синонимы? Приведите примеры.

-Назовите синонимы, которые вы подчеркнули в домашнем упражнении.

-Ребята, перед вами домик.  Вы, конечно, догадались, кто в нём живёт, и почему в домике 3 этажа.

-Давайте запишем «Синонимы» на первом этаже нашего домика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Подпись: ОмонимыПодпись: СинонимыПодпись: Антонимы

                        

III. Объяснение нового материала.

- Ребята, прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть сценку.

1.Диалог. (Сценку показывают подготовленные ученики)

– Ну и жарко!

- Да ты что? Холодно!

-Я весь покраснел!

-А я побелел!

-Ты что такой кислый?

-А ты что, сладкий?

-Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим?  Жарко-холодно, покраснел-побелел, кислый - сладкий…

-Очень интересные пары слов получились. Может, они как-то называются?

-Конечно, это слова-спорщики.

-Ребята, а вы знаете, как называются эти слова? (Антонимы) Давайте запишем новых жильцов на втором этаже нашего домика.

 Объявление темы урока. Целевая установка. Ребята записывают название темы в тетрадь.

 

2. Работа с учебником. Чтение теории. Ребята записывают определение антонимов в тетрадь.

Антонимы - слова одной и той же части речи  с противоположным лексическим значением.

 Anti – против

 Onima – имя, слово.

-Ребята, назовите слова, которые начинаются с  анти-

(антинаучный, антисанитария, антитеза, антибиотики, антивирус, антипригарный, антивоенный…)

 

IV. Закрепление изученного материала.

1.Подбор антонимов. Иллюстрации в Power Point, демонстрирующие антонимы в различных частях речи.

-Потренируемся в подборе  антонимов. Рассмотрите рисунки, подберите антонимы.

Запись слов на доске и в тетради с комментированием орфограмм.

 

 

Весёлый - грустный (имена прилагательные)

 

  

Влево-вправо (наречия)

 

Аверс-реверс (имена существительные)

Аверс - лицевая сторона монеты.

Реверс - оборотная  сторона   монеты.

-Давайте вспомним, почему копейка называется «копейкой»? ( На реверсе  монеты изображён копейщик - всадник с  копьём.  Это Георгий  Победоносец, убивающий змея.)

 

Стоять-идти (глаголы)

-Ребята, какой можно сделать вывод? (В разных частях речи могут быть антонимы.)

-Запишите свои примеры антонимов в разных частях речи. (Устная проверка).

 

 

2.Беседа. Фронтальный опрос.

-Ребята, где мы можем встретить антонимы?

-На уроках математики (сложение-вычитание, умножить-разделить).

-В сказках (1.Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги износил, кафтан истёр. 2.Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом.3.Вот лиса и дразнит зайца: «У меня избушка светлая, а у тебя- тёмная»).

-В названиях произведений художественной литературы («Война и мир» Л.Н.Толстой, «Отцы  и дети» И.С.Тургенев, «Толстый и тонкий» А.П.Чехов, «Принц и нищий» М.Твен, «Живые и мёртвые» К.Симонов).

-В загадках и пословицах.

 

 

3. Игровой момент. Загадки можно  отгадывать хором.

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

6) Антоним антонима? (синоним).

 

V. Контроль знаний.

1. Творческий диктант. (Один ученик работает на интерактивной доске, все остальные -  в тетради).

-Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы. Прокомментируйте орфограммы. Антонимы подчеркните и укажите, какой частью речи они являются.

Корень ученья горек,…

Лучше горькая правда,…

Кто хочет много знать,…

Больше думай,…

Маленькое дело лучше…

Друг спорит,…

Ученье – свет, …

 

2.Работа со словарём антонимов. (Один ученик работает на интерактивной доске, все остальные -  в тетради).

-Подберите антонимы к различным значениям слова свежий, используя словарь антонимов. 

   

Свежий огурец-

Свежая рубашка-

Свежий ветер-

Свежий хлеб-

Свежая мысль-

3.Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах».

-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите  получившиеся пары слов в тетрадь. Не забываем комментировать орфограммы.

Ох

Ах

Ворчун

Шутник

Ленивый

Трудолюбивый

Невезучий

Везучий

Унылый

Жизнерадостный

Пессимист

Оптимист

 

4.Физкультминутка.

 

5. Работа с текстом. (Один ученик работает на интерактивной доске, все остальные – в тетради).

-Прочитайте. Найдите антонимы  к выделенным словам, запишите их в тетрадь,  укажите, какой частью речи они являются.

 Во всякое время года и днём и ночью приходилось мне ездить на станцию из своего села или, наоборот, в село до станции. Летом окажется, что дорога, которая могла зимой показаться и однообразной, и скучной, необычайно разнообразна и живописна.

 

 6.Индивидуальная работа учащихся. Создание текста. ( Контроль умения применять знания на практике.)

Задание  для сильных учеников: создайте  текст, используя антонимы.

Задание для слабых учеников: напишите по этому образцу текст на тему «Лето».

Зима.

  Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи.  Тускло светит зимнее солнце.  Дует холодный северный ветер.  Длинные   ночи, короткие дни.

Проверка результатов. Корректировка записей.

 

VI. Подведение итогов. Объявление и комментирование оценок за урок. Учитель определяет эффективность работы учащихся.

 

VII. Домашнее задание.

-Ребята, в нашем домике остался незаселённым третий этаж. Назовите этих жильцов.

Возвращение к домику по гиперссылке и запись: «Омонимы». Как вы уже догадались, домашнее задание будет опережающим.1.Изучите теорию по теме «Омонимы». 2.Составьте предложения с омонимами среда, овсянка, свет.

 

VIII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мы научились…

Мне понравилось…

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»