Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Уроки русского языка в форме дидактической игры

(инновационный подход)

 

Максимова Галина Геннадьевна

учитель,

 ГБОУ СОШ № 156

с углубленным изучением информатики

 Калининского района  г. Санкт-Петербурга

 

Нам хочется, чтобы ученик обучался добровольно, самостоятельно и творчески. Этого можно добиться, если ввести в учебный процесс активные формы и способы работы.

Новация – это все новое.

Инновация – это новый способ в работе.

Проблема педагогики, как повысить эффективность обучения, всегда актуальна.

Канарская О.В., доктор педагогических наук, профессор создала модель инновационной методики, в соответствии с которой обучение русскому языку осуществляется на основе развития эмоций (в том числе радости открытия, радости познания, интеллектуальных эмоций). Ведь несомненно, что запоминается дольше то, что пережито эмоционально.

Инновационное обучение определяется как обучение нового типа, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика. Организация инновационного обучения обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником, позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности и перевести учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень.

 

              В инновационном обучении происходит усвоение знаний и умений и  опыта мышления на базе подкрепления рационального эмоциональным. Активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер психики ребенка обеспечивается включением его эмоциональных сфер, что ведет за собой обязательное участие в учебном процессе.  ( При проблемном обучении не все включаются в работу).

Инновационный подход в обучении.

Это поиск резервов в недостаточно востребованной эмоциональной сфере учащегося, которые позволят как включить в активную деятельность, так и успешное в ней участие.  А успешным оно будет тогда, когда каждый обучаемый получит возможность удовлетворить возникший учебный интерес, добиться положительного результата, когда организация изучаемого материала на уроке позволит ученику преодолеть интеллектуальные затруднения и на положительно эмоциональном фоне восполнить недостаточность знаний для умственного действия.

Цели инновационной методики:

1. Создать предвосхищение результата (тайна)

2. Обеспечить активное участие каждого ученика в работе

3.  Опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

4. Опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;

5. Опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

6. Развитие ребенка до уровня продуктивного творчества.

 

Инновационная технология обеспечивает:

1. поисковую активность учащихся

2. добровольную учебу в творческом режиме

 

МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

В основе технологии лежит  организационная сторона (особый способ организации и преподнесения материала) – метафоризация  (иносказательное образное представления языка и форма урока – дидактическая игра). Материально-дидактическая сторона- инновационная наглядность : рисунки, опорные сигналы, опорные конспекты, тексты с прозрачным ассоциативным рядом.  Структурная сторона-  алгоритм творческого учения.

В этой технологии все частное усваивается как элемент системы. Ученик движется  самостоятельно от наблюдений, во время которого получает возможность открывать и присваивать знания, к умению самостоятельно создавать продукты ученического творчества.

 

Практическая значимость ТЕХНОЛОГИИ состоит в том, что:

- разработана система обучения, направленная на формирование положительной мотивации при инновационном подходе к изучению русского языка;

- расширены возможности методического арсенала учителей: предложена система инновационных упражнений; методика применения средств зрительной наглядности дополнена инновационными дидактическими средствами;

- установлена вариативность инновационной методики обучения русскому языку, которая может быть применена в школах и классах разного типа (5 - 9 классах средней школы, лицея, гимназии;  педклассах, гуманитарных классах и пр.) для реализации различных образовательных программ: базовых, углубленного и повышенного уровня, специально-профильных, для одаренных и ослабленных детей, для детей с личностными проблемами;

- разработаны обучающие компьютерные программы (поисково-технологическая модель) по предмету "русский язык", построенные на принципах инновационного обучения, и осуществлен перенос инновационного подхода на предметы начальной школы и ряд предметов гуманитарного и естественного циклов.

В основу предъявления содержанияположен принцип дидактической метафоризации лингвистических сведений.

Важное свойство метафоры - семантическая инновация - проявляется в переносе лингвистического содержания в новую форму. В качестве метафорической формы "презентации" учебного материала выбрана "Лингвистическая вселенная", позволившая образно "закодировать" школьную программу изучения русского языка и развития речи с целью формирования учебной мотивации.

Выбранная форма позволила в качестве учебного средства наглядности предложить разработанный с учетом целей исследования Лингвистический атлас, в котором представлены все уровни языка, отобраны основные лингвистические понятия, отражающие ведущие характеристики языковых явлений, рассматриваемых на этапах ввода в процесс обучения.

Таким образом Лингвистическая Вселенная - система понятий, которая отражает язык как системный объект, а Лингвистический атлас -система понятий, которая отражает структуру школьного курса русского языка, то есть составляющие его лингвистические разделы, их расположение, взаимопроникновение.

 

Методы инновационного обучения русскому языку:

- метод проблемной наглядности,

- метод лингвистической аллюзии,

- метод активизации ассоциативных связей;

 Приемы работы на уроках русского языка:

- ассоциативный,

- "немой" вопрос,

- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.

- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

 

Организационная сторонаинновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:

- в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),

- в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).

Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование

Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина)-опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.

Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается:

  • использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, тексты с "прозрачным" ассоциативным рядом),
  •  видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его),
  •  логикой познавательного процесса (индукция сопровождает дедукцию),
  •  учетом психологии познавательного процесса, опирающегося на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический, связь эмоционального и рационального).

Урок-исследование- средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся введено с целью развития речи и построено на использовании текстов с "прозрачным" ассоциативным рядом и приемов инновационного обучения.

Дидактическая игра- средство организации познавательной продуктивно-творческой деятельности учащихся, направленное на вовлечение каждого ученика как субъекта деятельности в творческий коммуникативно-познавательный процесс, в котором происходит его интеллектуально-эмоциональное развитие и реализация индивидуальных возможностей и способностей.

Для разных разделов и этапов обучения разработана инновационная наглядность (своеобразное опредмечивание системы языка), трансформирующаяся по мере надобности из схемы-опоры или опоры учебной картинки в крок, сокращающаяся до компакта, преобразовывающаяся в учебный клип или принимающая вид опорного конспекта.

схема-опора - это модель изучаемого языкового материала, изображение его "устройства", главных черт, взаимоотношения частей; применяется на уроке первичного усвоения.

Рисунок-опора - учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи учащихся на уроках обобщающего и вводного повторения в 5-м классе. При инновационном изучении русского языка с 5-го класса, начиная с 6-го класса, может использоваться на уроках других типов. Такая опорная картинка помогает "зрительно" в системе увидеть содержание материала. В инновационном обучении схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введенная в такую наглядность новая информация, новый способ ее подачи или новые условия ее действия.

Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.

Компакт - производное от опоры сюжетной картинки, ее интерпретация; отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический "мини-портрет" изучаемой темы, обнаруживающий не только знание учеником составляющих пройденного лингвистического материала, а и понимание характера связей и отношений между ними.

Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, с "именем, отчеством, фамилией" (причастие = глагол + прилагательное), "местом работы" (предложение), "занимаемой должностью" (определение, сказуемое), "домашним адресом" (Лингвистическая Вселенная, Морфологическая галактика, Действенно-признаковая орбита) и т.п.

Учебный клип - "склеивание" нескольких "кадров" в наглядный лингвистический сюжет, авторская защита которого проходит на уроке творческом зачете. Кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства обучения и написанные в ходе изучения темы, раздела сочинения-миниатюры, сочинения- лингвистические сказки, а также опорный конспект с дополнениями ученика.

Мы считаем допустимым называть опорным конспектом словесно-образную, вторичную, индивидуализированную краткую авторскую запись учеником основного содержания темы, изучаемой с применением схемы-опоры или рисунка-опоры, разработанных учителем.

Лингвистическая метафоризация построена на идее космического путешествия, работе с Атласом - сборником главных объектов Лингвистической вселенной. 8 игре участвует искусственный объект -межпланетная станция "Логос-текстум" (Logos-textum). Телескоп-логоскоп, "установленный" на ее борту и "направляемый" на различные объекты вселенной, дает более детальное их увеличение.

Образные опоры- средство обобщенного моделирования, наглядного изображения лингвистического материала - в инновационном обучении выступают и как стимулы речевого развития учащихся.

 

Играво Вселенную русского языка(автор Канарская О. В.)

 В основе ее лежит идея многолетнего «космического путешествия» по Вселенной русского языка. Специально для работы был создан атлас — сборник главных объектов этой Вселенной. Первая часть атласа представляет собой общий план, включающий десять лингвистических объектов. Центр Вселенной — планета Лексикония, экспедиция на которую знакомит с ключевой единицей языка — словом (и фразеологизмом). Планета окружена свечением — это Корона Культуры Речи. Кроме Лексиконии имеются еще две самостоятельные планеты — планета Словообразования и двойная планета ФоГра (фонетика и графика). Имеются еще две галактики — Морфологическая и Синтаксическая, а также Млечный путь стилистики, который ведет к совершенствованию устной и письменной речи. Две коварные Туманности — Орфографическая и Пунктуационная — придуманы для того, чтобы ученики не забывали о грамотности. Интонационные облака позволяют работать над звуковой стороной речи. Последний объект — искусственная межпланетная станция «Логос-текстум».

Такая работа, конечно, невозможна без наглядности. Обычно используются опоры-схемы или учебные картинки. Наглядность дает возможность управлять познавательной деятельностью ученика, воздействуя на эмоции, фиксировать внимание на общих и частных вопросах темы, при необходимости увеличивая изображение наблюдаемого объекта, обращая внимание на его основные характеристики. Учебные картинки и схемы могут быть превращены в наброски маршрутов проделанных путешествий, восстанавливаемых в памяти. Такой подход обеспечивает системное усвоение материала (ученики видят состав учебного материала, осознают его элементы, функции и т. п.) Он позволяет активизировать память, эмоции, воображение, показать, что русский язык обозрим, интересен и познаваем. Рисунки-опоры создаются так, что языковая система предстает перед учеником как целостная структура, которую он изучает с точки зрения устройства и как средство общения.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»