Озерова Екатерина Анатольевна,
ГБОУ СОШ №16,
учитель русского языка
Цели урока:
– образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о способах связи слов в словосочетаниях; отработка умения определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; повторение орфографии и пунктуации; умение использовать синонимичные словосочетания в речи;
– развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
– воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Повторение. Орфографическая дуэль (повторяем орфограммы в суффиксах прилагательных, два человека работают у доски):
сонные берёзки, серебряные росы, роса медвяная, в каменной пещере, песчаная дорога, травяные луга, ячменная солома, песенный плен, лунный гребешок, иконный лик.
(Два человека проверяют, можно поставить четыре оценки).
– Можно ли назвать данные примеры словосочетаниями? Почему? (В данных примерах одно слово по смыслу подчиняется другому, можно выделить главное слово и зависимое).
– Какое словосочетание здесь является «лишним» и почему? (Роса медвяная, инверсия).
3) Актуализация знаний (повторение теоретического материала). Кроссвордный диктант.
А) Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
Б) Из каких слов состоит словосочетание? (Из главного и зависимого).
В) Подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. (Управление).
Г) К какому виду относится словосочетание, если главное слово выражено именем прилагательным или именем существительным? (Именное).
Д) Подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, а в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречия, причастия, инфинитив). (Примыкание).
(Учащиеся обмениваются тетрадями, один ученик отвечает, результаты проверки озвучиваем).
4) Основная часть урока.
1. Работа с предложением. (Один человек работает у доски).
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
(С.А.Есенин «Ты запой мне ту же песню»).
Задание№1
Подчеркните грамматическую основу предложения, составьте графическую схему, объясните знаки препинания.
Задание№2
Из предложения выпишите три словосочетания с разными типами связи, выполните их синтаксический разбор.
Полюбил (как?) навек (тип связи – примыкание)
Золотистые косы (тип связи – согласование) – связь между словами с помощью окончания зависимого слова (-ые).
Полюбил (что?) стан (тип связи – управление) – связь между словами с помощью окончания зависимого слова (нулевое).
2. Буквенный диктант (словосочетания не записываем, одной буквой определяем способ подчинительной связи):
Сонный сторож (с), вдыхаешь нежно (п), берёзового ситца (с), по первому снегу (с), зажгу над бездной (у), цвет черёмух (у), златой калач (с), не жалеет ни о ком (у), уйдите прочь (п), золотом охваченный (у).
(Взаимопроверка, оценки озвучиваем выборочно).
3. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным со связью «управление».
Подсказка. Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, мамина книга – книга мамы). Обратите внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится перед главным (соловьиная трель), а при управлении – после главного (трель соловья).
Рябиновые кисти – (кисти рябины)
Соломенные крыши – (крыши из соломы)
В берестяных лаптях – (в лаптях из бересты)
Берёзовые чащи – (чащи из берёзы)
Девичий смех – (смех девушки)
4. Замените данные словосочетания со способом связи «управление» синонимичным со способом связи «согласование».
Росы из серебра – (серебряные росы)
Косы из шёлка – (шёлковые косы)
Шерсть из бархата – (бархатная шерсть)
Скрипка цыгана – (цыганская скрипка)
Часы из дерева – (деревянные часы)
5. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью «управление».
Подсказка. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным; можно использовать предлог (например, озиралась грациозно – озиралась с грациозностью).
Струился сладко – (струился со сладостью)
Скучно слушать – (слушать со скукой)
Трепетно тужить – (тужить с трепетом)
Вдыхаешь нежно – (вдыхаешь с нежностью)
Беззаботно жил – (жил без забот).
(Задание выполняют на карточках, проверяют самостоятельно, оценивают свои знания сами).
5) Подведение итогов урока.
6) Дифференцированное домашнее задание. (Учащиеся, которые справились с синонимией словосочетаний, выписывают словосочетания из предложенного предложения. Остальные ученики выполняют аналогичные задания).
А) Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
С.А.Есенин «Весенний вечер».
Б) Замените данные словосочетания со способом связи «управление» синонимичными со способом связи «примыкание».
Говорил с тревогой, ждал с напряжением, охранял с заботой, глядел со смущением, уезжал со спокойствием, отзывался с гордостью, жил без забот, шагал с усталостью, бросился без страха.