Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 3 КЛАССА

Тюренковой Аллы Владимировны

 ПРОГРАММА  «Перспектива»

 АВТОРЫ УЧЕБНИКА Л.В. Климанова, Т.В. Бабушкина

ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА»

 

Цель урока:познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.

  Задачи:

Предметные

расширить представления детей о роли мягкого знака

формировать орфографическую зоркость

способствовать усвоению детьми новой орфограммы

Метапредметные 

 создать у учащихся мотивацию к уроку

формировать умение формулировать тему урока

формировать умение принимать учебную задачу              

развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы                  

формировать умение работать по инструкции

 развивать речь и обогащать её словарный запас

 мотивировать детей к развитию устной речи                                                               

развивать умение работать в паре

формировать умение слушать и вступать в диалог

Личностные

формировать мотивацию к обучению и познанию

формировать способность детей к саморазвитию                                                                                        

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Организация направленного внимания на начало урока.

 

 

Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, настраиваются на урок.

Записывают в тетрадь число.

 

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

 

 

На доске записаны слова: воробей, робость, бассейн, корабль.

 

 - Прочитайте слова.

-Найдём букву, правописание которой повторим.

а) она находится в слове, которое не имеет формы множественного числа

б) она находится в конце второго слога

 

- Напишите букву «мягкий знак» с разными видами соединений. ( Образец на доске)

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют слова по указанным признакам и устанавливают, что искомая буква - мягкий знак.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют чистописание по образцу.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 

На доске записаны слова: ожерелье, мальчик, витязь, листья, сильный, вьют.

 

- Прочитайте слова. Значение каких слов непонятно?

 

- Чем похожи слова?

 

 

-Обсудите в паре, на какие две группы можно разделить эти слова?

 

 

 

- Какую роль может выполнять «Ь» в словах?

На доске появляется кластер:

                                Ь

 

 


разделительный      показатель мягкости согл.             

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

 

 

 

Учащиеся называют слова с непонятным значением и при помощи товарищей расширяют свой словарный запас.

Учащиеся сравнивают слова и приходят к выводу, что в каждом из слов есть мягкий знак.

Работа в паре.

Сравнивая и анализируя слова, учащиеся делят слова на группы:

Мальчик, витязь, сильный.

Ожерелье, листья, вьют.

Они в одну группу объединяют слова с мягким знаком- показателем мягкости, а в другую - слова с разделительным мягким знаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

а) Выявление проблемы.

 На доске пишу слово «ГЛУШЬ».

- К какой группе слов отнесём данное слово?

 

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

На доске в кластере появляется знак вопроса.

 

б) Наблюдение за словами.

- Я буду читать слова. Выделите последний звук каждого слова. Закройте глазки.

Шалаш, ложь, лещ, кулич, кулич, смерч, рожь, глушь.

- Что можете сказать об этих  звуках?

В кластере появляются буквы шипящих звуков.

На доске открываю слова, с которыми дети работали устно.

- Какой частью речи являются данные слова?

 

- Распределите их в столбики по родам.

Проверка.

 

- Что можете сказать?

 

 

 

в) Составление правила.

- Прочитайте алгоритм, по которому вы будете в паре составлять правило о написании мягкого знака.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПРАВИЛА

1) Какую часть речи изучаем?

2) Какие звуки слышатся на конце слова?

3) В каких существительных с шипящей на конце пишется мягкий знак?

4) В каких существительных с шипящей на конце не пишется мягкий знак?

Один ученик отвечает на 1 и 3 вопрос, другой - на 2 и 4 вопрос.

 

 

 

 

г) Проверка.

 

д) Выполняется запись в кластере о новой роли «ь» в существительных после шипящих

 

е) Чтение правила в учебнике.

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

 

а) Учащиеся анализируют слово, сравнивая его со словами каждой группы,  и приходят к выводу, что роль мягкого знака в данном слове им неизвестна.

 

Учащиеся предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.

 

 

 

 

Учащиеся анализируют звуки и на основе своих наблюдений  делают вывод о том, что все слова заканчиваются на шипящий звук.

 

 

 

 

 

 

 

Анализируя слова, учащиеся приходят к выводу, что это – имена существительные.

Учащиеся распределяют существительные по родам и выполняют проверку.

 

Учащиеся делают открытие:

мягкий знак пишется  в существительных женского рода, а в существительных мужского рода не пишется.

Формирование культуры общения.

Формирование навыка анализа процессов русского языка и умения делать умозаключения.

Учащиеся обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании мягкого знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несколько пар учащихся проговаривают правило.

 

 

 

Учащиеся сравнивают два правила и делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

УПРАЖНЕНИЯ

 

-Поиграем в игру «Волшебные превращения».

Откройте рабочую тетрадь упражнение 46.

Прочитайте условия игры.

- Составим алгоритм выполнения работы.

 

 

 

 

-Задание будем выполнять с комментированием.

 

Развитие монологической речи.

 

 

Ученики составляют алгоритм:

1) читаю

2) заменяю букву

3) определяю род

4) называю орфограмму

 

 

Учащиеся формируют умение объяснять правописание слов с новой орфограммой.

 

 

 

 

 

 

 

6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 

 

- Проверим, как усвоен новый материал.

 Запишите слово, которое я загадаю, укажите его род, подчеркните орфограмму.

1) женское украшение, которое прикалывают на грудь

2) животное с колючками

3) человек, играющий на скрипке

4) крупное морское северное животное с усатой мордой

5)дикие птицы, на которых охотятся

6) известный в мире  музей картин  Санкт- Петербурга

7) пролом в стене, пробоина в корпусе корабля

 

Проверка

Учитель открывает на доске запись слов:

Брошь, москвич, ёж или ёрш, скрипач, морж, дичь, Эрмитаж, брешь.

 

- Оцените уровень своих знаний.

Оценивать будем только написание новой орфограммы.

«5» - нет ошибок

«4» - 1, 2 ошибки

«3» - 3,4 ошибки

 

 

 

 

Учащиеся отгадывают слово и записывают его, обозначая орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют проверку написания слов.

 

 

 

 

Самооценка

Учащиеся определяют уровень своих знаний.

                   

 

 

7. ИТОГ УРОКА

 

 

Рефлексия

- Какие задания оказались трудными?

-Кто справился со всеми заданиями?

- Над какими вопросами нужно ещё поработать?

Вывод

- О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих вы узнали?

 

 

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях.

 

 

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Правило на стр. 48, упр. 44 в рабочей тетради

Запись домашнего задания.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»