КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 3 КЛАССА
Тюренковой Аллы Владимировны
ПРОГРАММА «Перспектива»
АВТОРЫ УЧЕБНИКА Л.В. Климанова, Т.В. Бабушкина
ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА»
Цель урока:познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.
Задачи:
Предметные
расширить представления детей о роли мягкого знака
формировать орфографическую зоркость
способствовать усвоению детьми новой орфограммы
Метапредметные
создать у учащихся мотивацию к уроку
формировать умение формулировать тему урока
формировать умение принимать учебную задачу
развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы
формировать умение работать по инструкции
развивать речь и обогащать её словарный запас
мотивировать детей к развитию устной речи
развивать умение работать в паре
формировать умение слушать и вступать в диалог
Личностные
формировать мотивацию к обучению и познанию
формировать способность детей к саморазвитию
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ |
|
Организация направленного внимания на начало урока.
|
Проверяют наличие учебника, письменных принадлежностей, настраиваются на урок. Записывают в тетрадь число.
|
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
|
|
На доске записаны слова: воробей, робость, бассейн, корабль.
- Прочитайте слова. -Найдём букву, правописание которой повторим. а) она находится в слове, которое не имеет формы множественного числа б) она находится в конце второго слога
- Напишите букву «мягкий знак» с разными видами соединений. ( Образец на доске)
|
Учащиеся анализируют слова по указанным признакам и устанавливают, что искомая буква - мягкий знак.
Учащиеся выполняют чистописание по образцу. |
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ |
|
На доске записаны слова: ожерелье, мальчик, витязь, листья, сильный, вьют.
- Прочитайте слова. Значение каких слов непонятно?
- Чем похожи слова?
-Обсудите в паре, на какие две группы можно разделить эти слова?
- Какую роль может выполнять «Ь» в словах? На доске появляется кластер: Ь
разделительный показатель мягкости согл.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Учащиеся называют слова с непонятным значением и при помощи товарищей расширяют свой словарный запас. Учащиеся сравнивают слова и приходят к выводу, что в каждом из слов есть мягкий знак. Работа в паре. Сравнивая и анализируя слова, учащиеся делят слова на группы: Мальчик, витязь, сильный. Ожерелье, листья, вьют. Они в одну группу объединяют слова с мягким знаком- показателем мягкости, а в другую - слова с разделительным мягким знаком.
|
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
|
а) Выявление проблемы. На доске пишу слово «ГЛУШЬ». - К какой группе слов отнесём данное слово?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? На доске в кластере появляется знак вопроса.
б) Наблюдение за словами. - Я буду читать слова. Выделите последний звук каждого слова. Закройте глазки. Шалаш, ложь, лещ, кулич, кулич, смерч, рожь, глушь. - Что можете сказать об этих звуках? В кластере появляются буквы шипящих звуков. На доске открываю слова, с которыми дети работали устно. - Какой частью речи являются данные слова?
- Распределите их в столбики по родам. Проверка.
- Что можете сказать?
в) Составление правила. - Прочитайте алгоритм, по которому вы будете в паре составлять правило о написании мягкого знака. АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПРАВИЛА 1) Какую часть речи изучаем? 2) Какие звуки слышатся на конце слова? 3) В каких существительных с шипящей на конце пишется мягкий знак? 4) В каких существительных с шипящей на конце не пишется мягкий знак? Один ученик отвечает на 1 и 3 вопрос, другой - на 2 и 4 вопрос.
г) Проверка.
д) Выполняется запись в кластере о новой роли «ь» в существительных после шипящих
е) Чтение правила в учебнике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
а) Учащиеся анализируют слово, сравнивая его со словами каждой группы, и приходят к выводу, что роль мягкого знака в данном слове им неизвестна.
Учащиеся предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.
Учащиеся анализируют звуки и на основе своих наблюдений делают вывод о том, что все слова заканчиваются на шипящий звук.
Анализируя слова, учащиеся приходят к выводу, что это – имена существительные. Учащиеся распределяют существительные по родам и выполняют проверку.
Учащиеся делают открытие: мягкий знак пишется в существительных женского рода, а в существительных мужского рода не пишется. Формирование культуры общения. Формирование навыка анализа процессов русского языка и умения делать умозаключения. Учащиеся обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании мягкого знака.
Несколько пар учащихся проговаривают правило.
Учащиеся сравнивают два правила и делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках.
|
5. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ |
|
-Поиграем в игру «Волшебные превращения». Откройте рабочую тетрадь упражнение 46. Прочитайте условия игры. - Составим алгоритм выполнения работы.
-Задание будем выполнять с комментированием. |
Развитие монологической речи.
Ученики составляют алгоритм: 1) читаю 2) заменяю букву 3) определяю род 4) называю орфограмму
Учащиеся формируют умение объяснять правописание слов с новой орфограммой.
|
6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
|
|
- Проверим, как усвоен новый материал. Запишите слово, которое я загадаю, укажите его род, подчеркните орфограмму. 1) женское украшение, которое прикалывают на грудь 2) животное с колючками 3) человек, играющий на скрипке 4) крупное морское северное животное с усатой мордой 5)дикие птицы, на которых охотятся 6) известный в мире музей картин Санкт- Петербурга 7) пролом в стене, пробоина в корпусе корабля
Проверка Учитель открывает на доске запись слов: Брошь, москвич, ёж или ёрш, скрипач, морж, дичь, Эрмитаж, брешь.
- Оцените уровень своих знаний. Оценивать будем только написание новой орфограммы. «5» - нет ошибок «4» - 1, 2 ошибки «3» - 3,4 ошибки
|
Учащиеся отгадывают слово и записывают его, обозначая орфограмму.
Учащиеся выполняют проверку написания слов.
Самооценка Учащиеся определяют уровень своих знаний.
|
7. ИТОГ УРОКА
|
|
Рефлексия - Какие задания оказались трудными? -Кто справился со всеми заданиями? - Над какими вопросами нужно ещё поработать? Вывод - О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих вы узнали?
|
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях.
|
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
|
Правило на стр. 48, упр. 44 в рабочей тетради |
Запись домашнего задания. |