Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дементьева Елена Николаевна,
учитель русского языка илитературы высшей категории
МОУ «Лицей №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»
г. Саров Нижегородской области.
 
Методическая разработка урока
русского языка в 6 классе.
Тема:«Что я знаю о деепричастии».
Тип урока: урок творческого обобщения.
Цели урока:
Образовательные:
1.     Учащиеся повторяют, закрепляют и систематизируют знания о деепричастии : грамматическое значение деепричастий, образование и правописание,  употребление в речи, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.
2.     Учащиеся расширяют знания о слове как коммуникативной единице, о тексте, теме и основной мысли текста.
Развивающие:
1.     Учащиеся закрепляют способы деятельности по употреблению  деепричастий, правописанию и обособлению.
2.     Учащиеся должны уметь осуществлять отбор необходимых знаний и умений и применять их в более сложной, творческой учебной ситуации
3.     Развитие коммуникативных навыков: учащиеся должны уметь вчитываться в текст, видеть его особенности; уметь редактировать текст.
Воспитательная:
1.     У учащихся происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе решения нестандартной задачи творческого плана.
2.     Шестиклассники  учатся внимательному отношению к слову как к средству коммуникации.
 
Содержание урока: работа по подготовке к конструированию и конструирование текста с опорой на систему знаний о деепричастии.
    На уроке осуществляется моделирование условий актуализации и развития опыта личности: конкретные цели систематизации и обобщения знаний по теме «Деепричастие» реализуются в процессе решения задачи творческого характера – распространить текст деепричастиями, деепричастными оборотами. Поскольку учащиеся должны получить конечный продукт деятельности – текст, речевое выражение накопленных знаний, умений, навыков, поставленная задача способствует:
·        развитию коммуникативных умений;
·        повышению мотивации познавательной деятельности учащихся: концентрируясь на том, какие практические навыки, какие способы деятельности необходимы для реализации поставленной задачи, учащиеся могут осознать, насколько важны знания и для чего они важны.
Поэтому задания на повторение на уроке имеют системный и целенаправленный характер, а основной вид деятельности учащихся -  творческо-преобразующий.
 
 
 
 
 
Методы обучения:
·        метод проблемного изложения (поставлена многоцелевая задача – требуется найти путь к ее решению)
·        систематизирующий метод (обобщение и систематизация знаний о деепричастии)
·        преобразовательный (применение умений и навыков в нестандартной ситуации -  создании собственного текста).
 Формы обучения:
·        фронтальная,
·        коллективная,
·        индивидуальная,
·        групповая.
 
Использование компьютерных технологий:
       С целью оптимизации и активизации учебного процесса  методическая
       поддержка деятельности учащихсяна уроке осуществляется с помощью
презентации на Smart – доске.
Данная технология позволяет:
·        наглядно структурировать учебный материал в соответствии с целями урока (по темам раздела «Деепричастие», по этапам работы над текстом), обобщить материал на каждом этапе урока; 
а также   способствует:
·        формированию системного взгляда на процесс учебной деятельности;
·        активизации процесса обучения:
- концентрация внимания, переключение видов деятельности на уроке способствует повышениюмотивации учащихся в ученье;
 - наглядность приобретает особое значение, связанное с активизацией деятельности учащихся (на слайде, в отличие от бумажного носителя, нет готового продукта – отражается логика рассуждений от исходных данных к результату, выводу через анализ, сравнение, выведение закономерностей).
 
Средства обучения:
                                 компьютер, Smart – доска, проектор.
Основные  этапы урока.
           

1.        Актуализация знаний на теоретическом уровне.
Этап целеполагания, подготовка к практической деятельности учащихся по решению поставленных задач.
Фронтальный опрос:
·        Что такое деепричастие?
·        Какова роль деепричастий в речи?
(дописывает, дорисовывает действие; придает речи яркость, динамичность, точность)
2.     Актуализация знаний на практическом уровне.
Создание проблемной ситуации (постановка коммуникативной задачи, для решения которой необходимо осуществить отбор необходимых знаний и умений и применить их в более сложной, творческой учебной ситуации)
Задание: рапространите текст деепричастиями и деепричастными оборотами, чтобы описание метели стало выразительнее, динамичнее.
Крепчал ветер. Он налетал могучими порывами. Вьюга швыряла наземь охапки сухого снега, вздымала их над землей, тянула длинным хвостом поземки на дорогах, рвала соломенные крыши деревенских хат. Ветер метался над полям, и нельзя было понять, откуда он дует.

(По С. Смирнову)

Побуждение к осознанию противоречия:
- Какие знания, практические умения необходимы для решения задачи?
(- что обозначает деепричастие,
- образование деепричастий,
- употребление деепричастий,
- обособление деепричастий,
- правописание НЕ с деепричастиями)
(Учащиеся способны самостоятельно прийти к осознанию проблемной ситуации, так как на всех уроках по теме «Деепричастие» целенаправленно велась работа по изучению вопросов употребления деепричастий.)
3.Формулирование цели урока учащимися от проблемы
- Какова цель урока? (Что мы должны вспомнить на уроке?)
( вспомнить все, что я знаю о деепричастии,
проверить себя, все ли я знаю о деепричастии)
4. Обозначение темы урока
                     Что я знаю о деепричастии.
5. Систематизация и обобщение знаний о деепричастии.
    Конструирование текста.
 
    1). Подготовительный этап. Отбор  лексики.
        На 1 этапе конструирования текста по отбору лексики повторяется тема «Грамматическое значение деепричастия».
                        ( Развитие коммуникативных умений учащихся)
А). Анализ исходного текста.
·        Определение темы, основной мысли текста
- Что нужно, чтобы распространить текст?
- Какую лексику мы должны отобрать? Чему она должна соответствовать? Вспомните основные признаки текста.
- Определите тему текста, основную мысль. Озаглавьте текст.
 
Метель.
Крепчал ветер. Он налетал могучими порывами. Вьюга швыряла наземь охапки сухого снега, вздымала их над землей, тянула длинным хвостом поземки на дорогах, рвала соломенные крыши деревенских хат. Ветер метался над полям, и нельзя было понять, откуда он дует. (По С. Смирнову)
 
·        Роль глаголов в тексте.
- Использование какой части речи придает описанию динамичность, образность? Какой прием выразительности используется?
 (наблюдения за семантикой глаголов: налетал, швыряла, вздымала, тянула длинным хвостом поземки, рвала, метался; прием олицетворения)
- Есть ли необходимость в более детальном, более красочном описании состояния природы?
 Подсказка: у автора 7 деепричастий. Попробуем их подобрать. Интересно, совпадут ли наши предложения с авторским вариантом.
 
Б). Подбор лексики соответствующей тематики (глаголов-синонимов) для конструирования текста.
- итак, общее значение выделенных глаголов – мощное, стремительное действие, хаотичное, разрушающее.
 Синонимичные глаголы:
 Налетать – проноситься
                        Швырять – подхватывать и бросать
                  разметать
                                            Тянуть –  гнать
 Глаголы со значение звукоподражания:                                               
                                                                 Свистеть, завывать.
- для чего необходимы нам эти глаголы?
(так как деепричастие обозначает добавочное действие, от данных глаголов образуем деепричастия)
   2).  Обобщение знаний по теме «Образование деепричастий»
·        Образование деепричастий от предложенных глаголов несовершенного вида
 Проноситься- проносится + я - проносясь
 Подхватывать-подхватывает + я - подхватывая  …          
 
·        Образование деепричастий от предложенных глаголов совершенного вида
Разметать + в – разметав
Обобщение:деепричастия совершенного и несовершенного вида образуются от разных основ, с помощью разных суффиксов.
 
 
 3).   Обобщение знаний по теме «Употребление деепричастий»
        А) употребление деепричастий совершенного и несовершенного вида.           
     Подсказка: почему подобрали глаголы в основном несовершенного вида (глаголы и деепричастия несовершенного вида используются в речи для описания длительного или незаконченного действия), использование деепричастия совершенного вида при глаголе несовершенного вида возможно, если деепричастие обозначает предваряющее или однократное добавочное  действие.
- где можно вставить деепричастие совершенного вида?
 
Метель.
Крепчал ветер. Он налетал могучими порывами. Вьюга швыряла наземь охапки сухого снега, вздымала их над землей, тянула длинным хвостом поземки на дорогах, разметав, рвала соломенные крыши деревенских хат. Ветер метался над полям, и нельзя было понять, откуда он дует. (По С. Смирнову)
 
Б) употребление деепричастия с учетом его грамматического значения.
- что еще нужно учесть при употреблении деепричастий в речи?
     а). Задание: замените один из глаголов в предложении деепричастием.
·        Разбушевавшаяся вьюга швыряла наземь охапки снега и тотчас же вновь подхватывала их, закручивала белыми вихрями.
·        Ветер метался над полями, бросался, как загнанный зверь, то в одну сторону, то в другую.
·        Когда над полями повисла сплошная снежная муть, мрак стал еще непрогляднее.
Ответы:
·        Разбушевавшаяся вьюга швыряла наземь охапки снега и тотчас же вновь подхватывала их, закручивая белыми вихрями.
·        Ветер метался над полями, бросаясь, как загнанный зверь, то в одну сторону, то в другую.
 
Анализ вариантов ответов по вопросам:
- Как выбрать, какой из глаголов можно заменить деепричастием, какой нет?
- Деепричастия какого вида использовали, почему?
- Почему нельзя сделать замену в 3 предложении?
 
Обобщение:
При употреблении деепричастий в речи, необходимо учитывать:
·        деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом,
·        добавочное действие происходит последовательно или одновременно с основным,
·        и основное, и добавочное действие должно относиться к одному субъекту действия
 
        б). Задание: найдите грамматические ошибки в употреблении деепричастий.
·        Закручивая снежные вихри, дороги были совсем заметены.
·        То завывая, то глухо посвистывая, окна дрожали от бившейся в них вьюги.
·        Ветер, усилившись к вечеру, предвещал метель.
Ответы:
·        Закручивая снежные вихри, буря заметала дороги.
·        То завывая, то глухо посвистывая, билась в окно вьюга.
         в). Задание: найдите речевые ошибки в употреблении деепричастий. В каких случаях допускается подобная форма деепричастия?
·        Разбросавши клочья соломы с крыш, ветер принялся за скирды сена.
·        Будто сломя сопротивление, буря прошла через рощицу и завладела деревней.
 
Ответы:
·        Разбросав клочья соломы с крыш, ветер принялся за скирды сена.
·        Будто сломив сопротивление, буря прошла через рощицу и завладела деревней.
_____________
·        Снявши голову, по волосам не плачут.
·        Мчаться сломя голову
 
Обобщение:
При употреблении деепричастий в речи, необходимо учитывать:
·        Некоторые формы (с суффиксом –вши, в парах высунув - высуня) имеют разговорный или устарелый характер.
 
г)Морфологический разбор деепричастий:
 Завывая –
Усилившись –
4). Обобщение знаний по темам: «Знаки препинания при деепричастии, деепричастном обороте, «НЕ с деепричастиями».
 
     - Что должны помнить при употреблении деепричастий в письменной речи?
На этом этапе учащимся предлагается групповая форма деятельности: одна группа работает над предложенным учителем текстом, в котором нужно найти деепричастия и расставить знаки препинания;
другая– выполняет задачу, обозначенную в начале урока: распространяет деепричастиями и деепричастными оборотами исходный  текст С. Смирнова.
(Группа №2, выполняющая творческую задачу, организуется из учащихся с абстрактно-логическим видом мышления, с продуктивным характером познавательной деятельности, способных самостоятельно действовать в ситуации образовательной напряженности.)
  
Задание для 1 группы: расставьте и объясните знаки препинания в речи. Раскройте скобки.
Около полуночи холодный резкий ветер принес первые снежинки. Лес прислушивался затаив дыхание. И вот снег заплясал, закружился во тьме ложась на мерзлую землю. Ветер с шумом проносясь над полями и лихо скатываясь по склонам холмов добежал наконец до деревни, засвистел в печных трубах… Метель бушевала всю ночь (не)умолкая.
 
Коллективная работа по анализу продукта деятельности  2 группы:  
 
 Метель.
Крепчал, все больше и больше раззадориваясь, ветер. Он налетал могучими порывами, срывая теплые одеяла с деревьев, кустов, земли. Злясь, вьюга швыряла наземь охапки сухого снега, вздымала их над землей, постепенно просыпая добычу, тянула длинным хвостом поземки на дорогах, рвала соломенные крыши деревенских хат. Будто потерявшись, ветер метался над полями, и нельзя было понять, откуда он дует.
 
 (Работа имеет предваряющий характер: на данном этапе обсуждается уместность, правильность употребления деепричастий и деепричастных оборотов и постановка знаков препинания. Роль деепричастий в тексте будет обсуждаться на следующем уроке – подготовке к сочинению по теме «Роль деепричастий в речи». Работа по конструированию текста остальными ребятами будет завершаться дома.)
 
Обобщение:
·        Как пишется НЕ с деепричастиями?
·        Когда обособляется деепричастие, деепричастный оборот?
7. Подведение итогов урока
Что необходимо учитывать при употреблении деепричастий в речи:
·        деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом,
·        видовая форма деепричастия должна соответствовать глагольной (с учетом характера действия)
·        и основное, и добавочное действие должно относиться к одному субъекту действия
·        НЕ с деепричастиями пишется раздельно, если слово употребляется без НЕ
·        Деепричастие, деепричастный оборот обособляется.
Исключения:
одиночное деепричастие в роли наречия,
деепричастие в составе фразеологического оборота.
·        соблюдение правила стилистического единства
7. Формулировка Д/З  (дается дифференцированно)                                    
    1. Повторите теорию по теме «Деепричастие».
    2. 1 группа.
        Распространите текст С. Смирнова, используя деепричастия, 
        деепричастные обороты.
        (Материал к уроку подобран так, что может послужить опорой для данной работ;, кроме того, учащиеся могут воспользоваться алгоритмом действий , вытекающим из логики общих действий на уроке.)
3. 2 группа.
     Составьте план к сочинению на тему «Роль деепричастий в речи».
 
 
8 Урок. Развитие речи.
Тема:  Подготовка к сочинению «Роль деепричастий в речи».
           
Образовательные цели урока:
3.     Учащиеся расширяют знания о признаках текста, о типологической структуре текста – рассуждения.
4.     Учащиеся учатся определять стилистические возможности деепричастий и деепричастных оборотов.
5.      Учащиеся учатся рассуждать на лингвистическую тему, правильно употреблять термины, раскрывать понятия.
 
Содержание урока:
Ставится учебная задача:установить стилистические возможности деепричастий и деепричастных оборотов в тексте и использовать полученные материалы для создания собственного текста – рассуждения на лингвистическую тему.
Этапы работы:
1. Анализ творческих работ учащихся с точки зрения правильности, уместности употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
2. Сопоставление работ учащихся с авторским текстом, выявление особенностей употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
3. Обсуждение  плана сочинения – рассуждения на тему «Роль деепричастий в речи».
4. Самостоятельная творческая работа учащихся, завершающаяся дома.
 
Метод обучения– творческо-преобразующий.
Формы обучения– активные: учебная задача реализуется в диалоге – от ученика к учителю, от ученика к ученику.
 
 
Материал для 2 этапа урока.
Метель.
Крепчал ветер. Гоня перед собой плотные облака снега, он налетал могучими порывами, с шумом проносясь над полями,  лихо скатываясь по склонам холмов, протяжно свистя в печных трубах. Швыряя наземь охапки сухого снега, вьюга тотчас же вновь подхватывала их, вздымала над землей, закручивала белыми вихрями, тянула длинные хвосты поземки на дорогах, трепала скирды соломы на полях, рвала соломенные крыши деревенских хат. Ветер метался над полями, все сильнее взмучивая снежную пелену, бросаясь то в одну, то в другую сторону так, что нельзя было понять, откуда он дует.

По С.Смирнову

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»