Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение небылицы как жанра фольклора в 5 классе

 Явкина Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 583
Приморского района Санкт-Петербурга

            Небылица в школьный курс русской литературы вошла недавно. В  программах по литературе знакомство с ней предполагается в пятом классе [1; 2; 3]. Многие учителя и по сей день испытывают трудности при ее изучении. Это обусловлено не только отсутствием методических разработок по данной теме, но и тем, что небылица относится к мало изученным жанрам русского фольклора. В  современной фольклористике нет даже четкого определения этого жанра. Некоторые ученые, основываясь только на одном признаке – полном неправдоподобии событий, относят к небылицам  самые разные произведения: небылицы, перевертыши, небылицы-перевертыши, небылицы-скоморошины. Так, в частности, известная исследовательница детского фольклора О.И. Капица сущность «небыличных песен» сводила к тому, что в них «необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих предметы» [4, с.97].

            К.И. Чуковский к этому же жанру относил так называемые перевертыши. С точки зрения ученого, это умственная игра, которая «необходима ребенку лишь тогда, когда он утвердился в «бывальщине». При этом «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной деятельности» [5, с. 97].

            Затрудняет определение небылиц и тот факт, что они бытовали  и как самостоятельные произведения, и как часть сказки, былины, скоморошины.

            Некоторые художественные особенности небылицы можно обнаружить в таких жанрах, как  игровые приговорки, считалки, молчанки, дразнилки, пестушки, песенки и др. Например:

         « …Была у меня, дедушка, пегонькая лошаденка; я на ней езжал в лес сечь дрова. Вот однажды сидел я на ней верхом, а топор у меня был за поясом; лошадь-то бежит – трюк. Трюк, а топор-то ей по спине – стук, стук; вот стукал, стукал, да и отсек ей зад. Ну, слушай дед!» - говорит дурак, а сам его голицею по лысине щелк! «Слушаю, свет!» - «Вот я на предке этом еще три года ездил, да потом как-то нечаянно в лугах увидал задок моей лошади; ходит он и траву щиплет. Я взял поймал его и пришил к передку, пришил, да и еще три года ездил. Слушай, дед!» А сам опять голицею его по лысине щелк! «Слушаю, свет!» [6, стр. 218-219]. (Сказка «Не любо – не слушай»)              

         Словарь научной и народной терминологии дает следующее определение этому явлению традиционной культуры: «Небылица – произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т.д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира» [7, с. 167].

         Как видим, и в этом весьма авторитетном научном толковании небылица определяется как наджанровое образование.

         В этом же определении сформулирована и важнейшая особенность композиции небылиц: «преднамеренное нарушение хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей».

         Мир, который изображается в них,  представляет соединение «нескольких сфер действия, которые существуют параллельно друг другу» [9, с.122]. Поэтому повествование может  прерваться на любом звене или продолжиться новым звеном. Такая композиция делает песню подвижной, оставляет место для импровизации [10, 11, 12].

         Художественный мир небылицы – «это мир невоплощенного и неосуществимого. В несоответствии качеств и действий кроется комизм этих песен:  в них называется один предмет, но выступает он всегда в функции другого» [13]. В детской среде небылица кроме этого имеет и свои особенности. Она, как правило, рифмованная [14].

          Наличие четкой ритмической организованности у детских небылиц, по мнению Е.М. Левиной, «коренится в их (то есть детей - И.Я.) психологической потребности к четким осязаемым повторам» [15, с.49].

         Таким образом, этот мало изученный жанр фольклора  обладает набором специфических свойств, своеобразной структурой, для него характерно использование устойчивых разнообразных языковых художественных средств… Кроме того небылицы и особенно небылицы-перевертыши – своего рода умственная игра. К.И. Чуковский писал: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, - но и мыслями» [16, с.97].

Используя эти обобщения, мы и предлагаем наш возможный вариант урока по данной теме.

Тема: Небылица как жанр фольклора. Разновидности небылиц.

 

Цели урока:

1.     Повторить знания  о фольклоре и его жанрах.

2.     Познакомить с особенностями небылицы как жанра фольклора.

3.     Отработать некоторые литературоведческие термины (фольклор, жанр, метатеза и др.)

4.     Научить учащихся обобщать изученный материал в виде схем.

 

Оснащение урока:

      1. Запись на доске.

      2. Распечатки текстов небылиц.    3. Компьютерная презентация.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

-         Что называется фольклором? (Фольклор - особое искусство слова, которое создается народом).

-         Назовите рода фольклора. (Лирика, эпос, театр).

-         Что называется жанром? (Жанр – исторически сложившийся тип

художественного произведения; совокупность произведений, объединенных общностью предметов изображения, кругом тем, отношения автора к описываемому, сходным способом понимания и истолкования действительности.)

-         С какими жанрами детского фольклора мы знакомились? (Загадка, считалка, дразнилка, скороговорка, песня, сказка). Зачитайте тексты считалок, которые вы записали от родителей. (Учащиеся зачитывают тексты). 

III. Новый материал.

1. - Сегодня мы рассмотрим еще один из жанров фольклора, познакомимся с его разновидностями, строением.  Какой?! Вы скажите мне сами, прочитав текст, записанный на доске.

 Ехала телега

 Мимо мужика,

 Вдруг из-под собаки

 Лают ворота.

 Выхватил телегу

 Конь из-под кнута

 И давай дубасить

 Ею ворота.

 Крыши испугались,

 Сели на ворон,

 Люди разбежались

 К ним со всех сторон. [17, с. 41]

-         Что необычного в этом произведении? Почему вы смеетесь? (Здесь необычно то, что действия, которые в реальной жизни совершают живые существа, переданы неодушевленным предметам. И такое одушевление в данном случае вызывает смех.)

-         А как можно назвать  это явление, когда предметы начинают лаять, ездить, пугаться?  (Путаница, перепутаница, перевертывание).

-         Расставьте все на свои места. Что изменится?

 (Изменилось звучание (нет ритма, рифмы), исчез смех.)

      -     Прочитаем еще один текст.

 Старину скажу да старопрежную,

 Старопрежную да стародавную

 Старика свяжу да со старухою.

 Я скажу, скажу да побывальщинку,

 По синю морю да жернова несё,

 А по чисту полю да все корабль бежит,

 По поднебесью да все медведь летит,

 На ели корова да белка злаяла,

 Белку лаяла да ноги ширила.

 В осеку свинья да все гнездо свила,

 Все гнездо свила да детей вывела… [18, с. 19]

-         Охарактеризуйте мир, создаваемый этим произведением. Какой он?  (Это мир, где все перевернуто, корабль бежит по полю, медведь летит по поднебесью и т.д. Это мир, который вызывает у нас смех своей нелепостью, неправдоподобностью.)

2.     Слово учителя: Именно такие произведения получили в фольклористике название «небылицы». Как вы понимаете значение слова «небылицы»? Разберите его по составу. (Небылица – это то, чего не бывает на свете; не-был-иц-а.)

-         Подберите синонимы к слову небылица. (Небылица – перевертыш, путаница, чепуха, нелепица и т.д)

-         В английском языке есть еще один синоним к слову небылица – «нонсенс» (nonsense– нет смысла, бессмыслица, нелепость) [19, с. 125].

 А теперь рассмотрим следующий текст. Попробуйте догадаться, о чем говорится в  этом предложении.   (Распечатки текстов лежат на столах учащихся.)

Едки трои не посучишь, на таине заживотит и на ворчале    забрюшит.

(Учащиеся затрудняются в расшифровке, поэтому делаем это совместно: «Трое суток не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит»).

-         Данный текст создан при помощи перестановок частей слов. Найдите их, определите, что с чем меняется местами? ( Меняются местами части близлежащих слов).

Такой прием в литературе называется игрой слов, или метатезой. Метатеза  -  это перестановка звуков или слогов в составе слова. (Термин и его толкование записываются в словарь.)

-         Чем отличается эта небылица от предыдущей? (Первый текст представляет собой повествование: разворачивается ряд событий, следующих друг за другом. Мы даже можем разыграть сценку. А второй текст это предложение, высказывание.)

-         Рассмотрим следующий текст:

Мужик серый,

Кафтан рослый,

На босу ногу топоры.

Лапти за поясом,

Под носом румянец,

А во все щеку – что в носу.

(Здесь меняются местами слова. И если расставим слова в «правильном» порядке, то получим такой текст:

Мужик рослый,

Кафтан серый,

На босу ногу лапти.

Топоры за поясом,

Под носом – что в носу,

А во все щеку – румянец.

Этот текст будет представлять собой описание.)

 

 

IV.Обобщение.

- Обобщим то, что мы рассмотрели на уроке в виде схемы.

                      

 

                                           Небылица

           
   
   

 

 


                  Сценка                высказывание          описание

                 Ехала телега…    Едки трое…             Мужик серый…

 

1. Смех, юмор.

2.  Неузнавание

       
   
 

 


 

Предметы совершают действия,                  Перемещение частей

которые в реальности выполняются           близ стоящих слов; самих

животными, человеком                                слов

                           

 

        Повторим также определение этого явления, которое мы уже приводили раньше:«Небылица – произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т.д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира»

V.Перевертывание, неузнавание очень часто используется в литературных произведениях. Например, К.И. Чуковский  «Ехали медведи на велосипеде», С.Я. Маршак «Эй, полундра, в море кот».  (Произведения зачитываются).

          К.И. Чуковский «Путаница».

          Замяукали котята:

          «Надоело нам мяукать!

          Мы хотим, как поросята,

          Хрюкать!»

 

           А за ними и утята:

          «Не желаем больше крякать!

        Мы хотим, как лягушата,

           Квакать!»

 

            Свинки замяукали:

            Мяу! Мяу!

          

            Кошечки захрюкали:

            Хрю, хрю, хрю!

 

            Уточки заквакали:

             Ква, ква, ква!

 

             Воробышек прискакал

             И коровой замычал:

             Му-у-у….                  

 

      Домашнее задание.  1) Найти примеры литературных «небылиц», записать в тетрадь, указать автора. 2) Попробовать сочинить небылицу-сценку.

 

Данный урок был апробирован в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой (в двух классах) и по программе А.Г. Кутузова (тоже в двух классах). Апробация проходила в течение пяти лет. Об эффективности усвоения материала говорят творческие работы, которые приводятся в приложении.

 

Приложение.

1.     Хомячок сидел в горшке,

А цветок рос в клетке.

В глаз мне капали из ложки,

Суп в рот из пипетки. (Матюшин Максим)

 

2.     Ехала карета на базар,

Съела она пачку шоколада.

А мужик смотрел на нее

И кричал: «Иго-го!». (Тюрина Татьяна)

3.     Иду я, а мне навстречу кот с ведром идет и мычит. А из-под колодца змея выбегает и как зарычит. Кот от страха под землю зарылся. На заборе тигр сидит и «петухом» кричит. Бабулька на кактусе скачет. На крыше козы гнезда вьют, а в небесах крокодилы летят и курлычут. (Цветнова Анна)

4.     Тетя Маша гол забила!

Васька-кот читал газету.

Старичок стащил котлету,

Врач варил с лапшою суп,

Игроки лечили зуб. (Федотова Анастасия)

5.      Вышла я как-то во двор, а там старушка сидит. Вот стала я ее рассматривать: вижу, сама она одета не богато, да и не бедно. В кружевном платье, да в старом платке, а ребятишки кричат возле нее, да так и кружат, так и кружат. Решила я подойти. Подошла и села в уголок. Слышу она истории какие-то рассказывает. Посидела некоторое время, ну и подошла история к концу, а ребятишки кричат, просят еще. Так вот слушайте, что она рассказала:

 В конюшне лошадь яйца снесла,

 А курица жеребят родила.

 На сосне кукушка поросят вывела,

 По сучкам они висят да полететь хотят.

 Это еще ничего, вот слушайте:

 «Кошка по небу летает,

 А внизу из пушки в нее крокодил стреляет!»

 Хотите верьте, хотите нет.

 Ну, вот и всё. (Кувватова Мария)

Литература

      1. Программа по литературе. / Под ред. А.Г. Кутузова. // Программно-методические материалы.- М., 2010. («Небылицы как игровой  жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц»).

     2. Программа по литературе / Под ред. М.Б. Ладыгина. // Программно-методические материалы. - М.,Просвещение, 2008. («Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыши)».

3.     Программа по литературе / Под. ред. М.А. Снежневской. // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2009.. (Малые жанры фольклора. Для чтения и бесед

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. )

4.     Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.

5.     Там же.

6.     Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. Том 3.- М.: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1957.

7.       Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной

терминологии./ Редкол. К.П. Кабашников (отв. редактор и др.).- Минск: «Наука и техника», 1993.

8.     Детский поэтический фольклор. Антология. /Сост. А.Н.Мартынова.- С.-Петербург,1997.

9.     Ивлева Л.М.  Скоморошины.(Общие проблемы изучения)// Славянский

фольклор.- М.: Наука, 1972, С. 110-124.

10.           Аникин В.П. Русский фольклор : Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. / Сост. и прим. В. Аникина. – М., 1985.

11.           Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.

12.           Кутузов А.Г и др. Как войти в мир литературы. 5 класс. Методическое

пособие. - М.: Дрофа, 2010.

13.           Ивлева Л.М.  Скоморошины.(Общие проблемы изучения)// Славянский фольклор.- М.: Наука, 1972, С. 110-124.

14.           Левина Е.М. «Ехала телега мимо мужика…» (О строении детской небылицы и перевертыша) //Живая старина, 1995, N2, С. 49-50.

15.           Там же, С. 49

16.           Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.

17.           Кутузов А.Г и др. Как войти в мир литературы. 5 класс. Методическое

пособие. - М.: Дрофа, 2010.

18. В мире литературы. 5 класс: Учебная хрестоматия для общеобразовательных  учебных заведений. В двух частях. Часть 1. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов и др.-М.: «Дрофа», 2010.

19. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс / Под общей ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»