Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Наречие как часть речи».

Учитель Шиманская Елена Михайловна ГБСКОУ школы (VIIвида) №609

Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

 

1.     Цели урока:

1.     Образовательнаявыяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять   зависимость  от других частей речи,  выявить  синтаксическую роль наречий в предложении,  в тексте для « живописания действия».

2.     Развивающая:  расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах , развивать устную речь детей , страдающих бедностью словаря и усечёнными конструкциями предложений; развивать их умение анализировать , мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.

3.     Воспитательная:  воспитывать бережное отношение и уважение к родному языку, формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.

2.      Анализ заданий по теме урока:

-   для осознанного усвоения изучаемого материала применяется метод рассуждения и объяснения, задания логически выстроены для поэтапного восприятия информации;

-   учитывая коррекционную направленность урока и индивидуальные  особенности детей, все задания имеют чёткую формулировку,  и после выполнения каждого задания происходит момент проговаривания и закрепления полученной информации для более устойчивого её запоминания;

-  абсолютно все упражнение рассчитаны на развитие  аудиальной, визуальной памяти и кинестетическое восприятие материала;

-  через поэтические тексты и творческие задания происходит формирование интересов учащихся к изучению русского языка, так как все ценности и смыслы ребёнок черпает именно из художественных текстов классики.

 

3.     Оборудование урока , средства обучения:

- учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской

- портрет А.М.Горького, оформлена информационная доска по теме « Наречие»

- индивидуальные листы « В помощь ученику»

- дидактический материал

-  индивидуальные карточки по анализу поэтического текста

-  музыкальная композиция при использовании «метода Цицерона»

-  цветные маркеры и магнитная доска (пословицы, поговорки, загадки, ребусы по тему «Наречие – красноречие»)

Эпиграф к уроку  написан на доске. 

«  Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь  точной, образной,  выразительной».

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления знаний.

 

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой детей на урок, на готовность воспринимать новый материал.

II. Актуализация внимания обучающихся и подготовка к активной УПД. Создание чувства уверенности в собственных силах.

2.1.Учитель читает МЕТАФОРУ  для включения состояния комфорта и увлечённости. Эффективность метафоры в её глубинном воздействии на сознательное и бессознательное, воздействие на правое полушарие, активизации творческого мышления. Они обеспечивают индивидуальное воздействие и закрепление в долговременной памяти. Каждый ребёнок воспринимает чтение по-своему , как ему хочется и удобно для себя.

Чтение.  Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор , пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, что вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картинка.

( Стивен Хеллер» Монстры и волшебные палочки»)

III.  Подготовка к восприятию нового материала.

3.1.  Развитие выборочного внимания.

Учитель  задаёт вопрос:

- Дети, поднимите , пожалуйста руки, кто хочет улучшить своё внимание? Спасибо.

- Поднимите, пожалуйста,  руку, кто хочет развить свою память? Спасибо.

- Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова, которые я буду перечислять.

- Дети, относиться к языку, на котором вы воспитываетесь, учитесь, думаете, нужно БЕРЕЖНО, ЛЮБОВНО,  ВДУМЧИВО,  АККУРАТНО, СЕРЬЁЗНО,  ВНИМАТЕЛЬНО,  УВАЖИТЕЛЬНО ,и пусть в вашей памяти всё останется  НАВЕЧНО,  ПРОЧНО,  НАДЁЖНО,  НАКРЕПКО,  НАВСЕГДА, ТОЧНО,  ГЛУБОКО, ЧЁТКО. ( Учащиеся с помощью учителя  воспроизводят  слова, которые они запомнили).

- Какой вопрос можно поставить к этим словам? Вспомните , какая часть речи отвечает на этот вопрос? (ответы учащихся, запись на доске темы урока).

- Дети, давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. Во-первых,  научиться определять наречие  как часть речи, вспомнить его признаки, во-вторых, выяснить какую синтаксическую роль играют они в предложении, в-третьих, что они нам дают в речи и для чего служат.

IV.  Усвоение новых знаний.

4.1. От слов- к словосочетанию. На доске написан ряд сочетаний.

 -Ребята, сейчас вам необходимо правильно поставить вопросы в данных        словосочетаниях.      

 Учащиеся по очереди читают и ставят вопросы от глагола к наречию. Учитель фиксирует ответы.

Прочитать ___________вслух

Идти ___________вперёд

Приехал ____________ вчера

Сказал ____________ сгоряча

Отдал _____________  много

Смотреть _____________ вверх

Разрезать ____________ пополам

Оказаться __________ рядом

- От какой части речи мы ставим вопрос?( от глагола)

- Так кто же обслуживает наречие ? ( глагол)

Учитель говорит о том , что существительное обслуживает прилагательное( примеры).

-  Какую роль играют наречия в словосочетании? Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку, в словах А.М.Горького есть это определение. ( уточняют глагол)

Учитель  информирует учащихся, что наречие в переводе с латинского означает « приглаголивание», учёные считают , что оно должно быть связана с глаголом, уточнять его. Как часть речи , наречие сформировалось только в 18 веке и продолжает развиваться до сих пор. Очень подвижная часть речи, везде успевает и вправо, и влево, и вниз, и вверх,  и вперед, и назад... По вопросу оно показывает где,  как,  когда происходит действие. Учитель помогает детям сделать вывод,:  если прилагательное обозначает признак предмета, то наречие обозначает  признак действия.

Наречия могут относиться не только к глаголу, но и к другим частям речи. Правда, намного реже. РУБАШКА НАВЫПУСК, ВОЛОСЫ ТОРЧКОМ, ЧЕРЕСЧУР СЛОЖНАЯ.

Выводделают дети, используя листки « В помощь ученику» и отвечают на вопрос учителя, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как ведёт себя по отношению к глаголу ( уточняет его)

4.2. Творческая минутка. В подтверждение последнего высказывания учитель на примере афоризмов показывает детям, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, уместно используя её в разговоре, расширяя тем самым круг употребления наречий и обогащая свою речь . Данным заданием проверяется умение детей оперативно мыслить , сжимать информацию и выделять главное.

Задание!

Плакать в три ручья     -    горько

Кот наплакал                 -    мало

Из рук вон                      -   плохо

Рукой подать                 -    близко

Во весь дух                    -    быстро

Яблоку негде упасть   -     тесно

Черепашьим шагом    -    медленно

На край света               -     далеко

Душа в душу                -      дружно

Спустя рукава              -      плохо

Бок о бок                      -      рядом

При затруднении   учитель даёт употребление афоризма в контексте.

 

4.3.Можно ли изменить наречия?

На доске написано предложение с пропущенными орфограммами . Иглы сосен гулко и колко уст…лают ни__кие  пни.  ( А.Ахматова)

При затруднении понимания лексического значения слов гулко и колко, учитель использует толковый словарь русского языка с.И.Ожегова.

Дети объясняют правописание слов, вставляя орфограммы. Далее учитель просит существительное иглы поставить в твор..падеж. ( иглами), прилагательное низкие ( м.р.) – низкий.

-  Что меняется в этих словах? (окончание). Окончания выделяем.

-  Найдите наречия. От какой части речи мы задаём вопрос ?Попробуйте их изменить? Устилают(как?) гулко и колко. Устилали (как?)гулко и колко. Устилала ( как?)гулко и колко.  Устилает(как?) гулко и колко.                                                                                                     Делаем вывод, что окончание в глаголе изменяется ,а  наречие изменить нельзя, значит и окончаний оно не имеет.

Учитель графически выделяет суффиксы наречий.

- Возвращаемся к цели урока. Что такое наречие? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Изменяется ли оно?( дети ещё раз повторяют правило).

4.4. Ученикам предложено открыть учебник русского языка на стр_______  и сверить  свои самостоятельные выводы с правилом.

- Посмотрите, пожалуйста, не меняется, монолитно, вроде бы и проблем нет,  а ситуации риска есть почти в каждом слове…какая самая главная проблема ? НАПИСАНИЕ  НАРЕЧИЙ. В некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, а не вместе . как мы привыкли ( на лету, без умолку), в других через дефис ( по-видимому).  И мы эту проблему будем решать на каждом уроке.

Для того, чтобы быть грамотным человеком нужно чаще пользоваться словарём и запоминать трудные слова, тренируя память, поскольку многое в правописании наречий рассчитано именно на запоминание.

- Кто хочет улучшить свою грамотность, поднимите, пожалуйста,  руки.

Релаксационная пауза.

4.5. Развитие образной памяти. Цель – не только научить ребёнка  запоминать слова, но гораздо важнее -  научить вспоминать, воспроизводить запомненное; уметь создавать ассоциативный образ, связанный с этими словами.

МЕТОД ЦИЦЕРОНА. Стратегия орфографии ( у каждого ученика).  Запоминание – 1-2 мин. Звучит релаксационная музыка ( Гармония души).

- Слова разных частей речи перемешаны, будьте внимательны, постарайтесь запомнить, используя стратегию орфографии. Расставляйте слова в голове , как вам удобно, визуализируйте слово, буквы, требующие запоминания выделяйте любым цветом и размером, пользуйтесь памяткой «Стратегия орфографии».

  СТРАТЕГИЯ  ОРФОГРАФИИ

1.            Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.

2.            Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном и расслабляющем.Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.

3.            Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре.

4.            Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием.

5.            Неясные буквы выделите, сделав их больше по сравнению с другими

6.            Закрасьте слово своим любимым цветом.

7.            Нарисуйте в воздухе пальцами силуэты букв, представляя в уме, что вы пишете.

Затем два ученика выходят и воспроизводят слова на доске. Ошибки допускать нельзя ни в одном слове.

Цыплёнок,  обжора,  крыжовник,  чуть-чуть, солнце ,  вверх, облака, шоколад ,  направо, фонарь, терраса, иллюстрация.

Вопрос к детям: Кто видит наречия? Назовите их.

V.  Закрепление новых знаний. Развитие речи. Совершенствование дикции.

5.1.  Последняя цель урока – это  наблюдение  за ролью и употреблением наречий в тексте,  что они нам дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются наречия. Самая высшая работа с русским языком – это работа с  художественным текстом. 

Учитель раздаёт карточки. Настраивает учащихся  на выразительное чтение стихотворений , на хорошую дикцию, за которой необходимо следить во время чтения.

Карточка.

    Прочитайте  внимательно  поэтические тексты.

1.  Как неожиданно иярко,

      На влажной неба синеве,

      Воздушная воздвиглась арка

      В своём минутном торжестве!   ( Ф.Тютчев)

Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать мироощущение писателя? Какова смысловая роль наречий в данном четверостишии?  

2.   Однозвучно гремит колокольчик,

      И дорога пылит(ть)ся слегка,

     И уныло по ровному полю

     Разливает(ть)ся песнь ямщика.       ( Иван Макаров)

Найди все наречия.

Сколько их? _______________

Сколько частей в этом предложении? Какое оно простое или сложное?

Найди грамматическую основу и подчеркни наречия как члены предложения.

3.  Природа  неслышно  уход__т  от  нас.

Уходит, как девоч(?)ка с  праз__ника  взрослых.

Уход__т. Никто  ей  вдогонку  не  послан.

Стыдливо  и  молча  уходит  от  нас. ( В Шефнер)

Вставьте пропущенные орфограммы.  Найдите наречия. Выпишите их

 

Учитель говорит о том, что наречия служат для выражения состояния души человека и состояния природы. Идеал – гармония души человека и природы.

- Какой делают нашу речь наречия? (  точной, образной , выразительной) Обратимся ещё раз к высказыванию А.М.Горького ( ученик читает высказывание).

-  Попробуем убрать наречия из текста №2. Что изменилось? ( Текст потерял свою образность, выразительность). Мы не знаем, как звенит колокольчик, как звучит песнь ямщика, как пылится дорога.

-  Подумайте, что значит однозвучно ? ( монотонно). Наречие слегка каким можно синонимом заменить? ( чуть-чуть, немножко). А к наречию уныло подберите синонимы ( грустно, жалобно, печально, протяжно ).

Вывод.Роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее.

- Разберём  предложение в первом стихотворении. Выясним синтаксическую роль наречий.( Дети производят синтаксический разбор предложения и определяют каким членом предложения является наречие, подчёркивают его)

Вывод. Наречия в предложении чаще всего бывают обстоятельством и подчёркиваются _._._._

VI. Подведение итогов урока. Мотивация на обучение.

6.1. Итог урока. Возвращаемся к целям , поставленным в начале урока. Поэтапно, по пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли.

- Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если, кто-то не всё понял, не стесняйтесь. Непонимание – дверь к пониманию и ошибка – тоже результат деятельности.

- Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в следующие уроки. Звучит музыка.

6.2. Позитивный настрой на конец  урока. Воспитание чувства  ответственности, уважения, любви к родному языку.

Хочу закончить урок словами …… (слова написаны заранее на доске)

Родная речь – Отечеству основа.

Не замути божественный родник

Храни себя: душа рождает слово,

Великий святорусский наш язык.

Учитель спрашивает детей, как они понимают выражения «божественный родник», «душа рождает слово», «святорусский язык».

Мини-беседа о бережном отношении к языку ( вспоминаем начало урока и слова, как нужно относиться к языку), о его красоте, великолепии, о его духовности, о его величии, о его значении в жизни каждого человека. Важно не только грамотно писать , но и любить свой язык, чувствовать ответственность за то , что ты говоришь, следить за своей не только письменной , но и разговорной речью. Эти строки детям предложено выучить для контрольного письма по памяти.

 

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание.  Упр_______ стр. _______ , повторить правило.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»