Национальная политика и критерии оценки ее эффективности
Габдракипов Эльмир Шавкатович,
студент 4 курса, кафедра ГМУ и права
ФГБОУ БГАУ, г. Уфа
студент 4 курса, кафедра ГМУ и права
ФГБОУ БГАУ, г. Уфа
Аннотация. В данной статье предпринята попытка сформировать систему критериев оценки эффективности национальной политики.
Ключевые слова: Национальная политика, критерии оценки эффективности, социальная стабильность,
Национальная политика представляет собой целенаправленную деятельность по регулированию этнополитических процессов, в ее основе лежат теория, цель, принципы, а также система мер по реализации. В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации национальную политику можно определить, как «систему федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации». Данное определение, на наш взгляд, является расплывчатым и не вполне отражает сущность национальной политики.
Думается, главная ее цель состоит в том, чтобы создавать в государстве и обществе условия и стимулы для позитивного сотрудничества национальных и этнических групп, уважительного отношения к культурным и конфессиональным особенностям.
Понятие «эффективность» является одним из ключевых при оценке проводимой политики (как государственной политики в целом, так и политики в конкретных областях). Анализ эффективности национальной политики осуществляется по двум направлениям: с позиции центральной власти и с позиции региона. В ходе исследования выявляются острые проблемы и цели, являющиеся приоритетными как для центра, так и для региональных властей. Зачастую они могут не совпадать, т.к. интересы национального субъекта, национальной элиты могут отличаться от целей и интересов цен тральной власти. Во взаимоотношениях этносов на региональном уровне существует перекос в сторону отстаивания интересов титульного этноса с позиций региональной элиты, что находит непосредственное отражение в реализации национальной политики на местах.
Минусом существующей национальной политики, в первую очередь, является отсутствие критериев ее эффективности. Опираясь на концепцию Р. Даля об эффективности власти, можно выделить общий критерий оценки эффективности национальной политики — это самочувствие народа или этнической группы. В данном случае речь идет об их собственном отношении к мерам по предупреждению проблем и механизму их решения. Это — субъективный критерий.
Сложность в оценке эффективности политики заключается в том, что ее результаты могут быть недостаточно объективными, к тому же не всегда могут быть представлены в числовом выражении. Тем не менее можно выделить ряд критериев, которые позволят контролировать процесс функционирования механизма национальной политики, указывать на его сбои.
Во-первых, это шкала расходов на реализацию конкретных программ в рамках национальной политики. Ключевым моментом становится соотношение «затраты — результативность».
Во-вторых, — число функционирующих центров национальных культур, домов дружбы народов, различных неправительственных организаций. Развитая система неправительственных организаций, отстаивающих и защищающих интересы различных этнических групп, проживающих как на территориях национальных республик, так и за их пределами, в рамках диаспор, свидетельствует о работающем механизме реализации национальной политики.
В-третьих, это равные возможности изучения национальных языков. Это стимулирует, с одной стороны, изучение собственной культуры и сохранение традиций, а с другой стороны, другие этнические группы будут больше узнавать о культурных особенностях и традициях, что способствует толерантности в обществе. Примером может служить двуязычие. Так, согласно законам Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании», образование здесь ведется на двух языках: русском и татарском.
В-четвертых, национальная политика должна оцениваться центральной властью по шкале эффективности по достижению (или не достижению) целей и задач, описанных в документах и законах, принятых в сфере межнациональных отношений.
В-пятых, это отсутствие конфликта и противоречий между региональным и федеральным законодательством. Это правило касается и сферы межнациональных отношений. Местные законы не должны гарантировать права только «избранным» — отдельным этническим группам; напротив, должны быть учтены и защищены интересы всех этносов, проживающих на территории национального субъекта федерации.
В-шестых, в разработке национальной политики активное участие должны принимать представители различных национальностей и этнических групп, общественных организаций. «Национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников. В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединения», — подчеркивал В.В. Путин.
В-седьмых, это экономическая, политическая, социальная стабильность в регионе, важная как для центральной власти, так и для национальной элиты, т.к. является залогом перманентного доступа к властному ресурсу.
И наконец, это укрепление позиций диаспор, проживающих за пределами республик.
Разработка системы критериев эффективности национальной политики является сегодня процессом актуальным и востребованным. При наличии подобной системы создаются условия для выявления неполадок и сбоев в механизме реализации национальной политики, что должно приводить к быстрому и качественному решению проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Конституция Российской Федерации : от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] : (ред. от 05.02.2014) // СПС «Консультант Плюс».
- О национально-культурной автономии [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ : принят Гос. Думой 22 мая 1996 г. : одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. : (ред. от 04.11.2014) // СПС «Консультант Плюс».
- О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 30 апр. 1999 г. № 82-ФЗ : принят Гос. Думой 16 апр. 1999 г. : одобр. Советом Федерации 22 апр. 1999 г. : (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
- Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст] : курс лекций / Г. В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – Москва.: Омега-Л, 2010. – 586 с.
- Балабанов, А. А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности [Текст] / А. А. Балабанов // Журнал российского права. – 2013. – № 2. – С. 77–79
- Варвивончик, И. В. «Американская мечта» сегодня: средний класс США в конце ХХ - начале ХХI века [Текст] : учебник / И.В. Варивончик. – Москва: Изд-во НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 318 с.
- Ващекин, Н. П. Безопасность и устойчивое развитие России [Текст] : учебник / Н. П. Ващекин, М. И. Дезлиев, А. Д. Урсул. – Москва, 2011. – 125 с.
- Витрук, Н. В. Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика): Избранные труды (1991-2012 гг.) [Текст] : учебник / Н.В. Витрук. – Москва : Изд-во Норма, 2012. - 688 с
- Возжеников, А. В. Национальная политика России: методология исследования и политика обеспечения [Текст] : учебник / А. В. Возжеников. – Москва : Изд-во РАГС, 2012. – 263 с.
- Гаджиев, К. С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России [Текст] : учебник / К. С. Гаджиев. – Москва : Изд-во Логос, 2013. - 408 с.