Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы государственного регулирования
миграции сельского населения и пути их решения

Ульябаева Юлия Ахнафовна 
Наибольшие миграционные потоки связаны с переездами между городами и из села в город. На их долю приходится примерно 70% всех внутренних потоков мигрантов. Если оценивать мощность миграционных потоков (число мигрантов на 1000 жителей районов выхода), то наиболее интенсивен поток из села в город, затем между отдельными городами, между сельскими поселениями, а на последнем месте поток из города в село.
Население, как правило, стремится в более крупные города. Меньшие по численности населения города отдают его (население) в более крупные города, восполняя эти потери за счет притока из сельской местности. Постоянно происходит процесс последовательного перетока населения из малых городов в более крупные.
Миграция оказывает существенное влияние на структуру населения. В местах притока населения, благодаря миграции, повышается доля мужчин и молодежи в населении, увеличивается рождаемость, сокращается средний размер семьи, повышается средний уровень образования населения. Но, могут возникнуть и серьезные диспропорции в населении, если доля мужчин среди молодежи резко возрастает. Кроме того, повышается общая потенциальная мобильность населения (кто переехал один раз уже не страшится следующих переездов), но могут возникнуть риски текучести кадров.
В местах оттока населения происходят противоположные изменения – уменьшается доля мужчин и молодежи, обостряется проблема обеспечения экономики региона трудовыми ресурсами, снижается рождаемость, а подчас и ослабевают или даже теряются семейные связи.
Отток населения из сельской местности происходит из-за того, что в деревне почти нет работы, после распада колхозного хозяйства. Население привлекает доступность в получении работы и образования. Для сохранности численности населения необходимо привлекать молодых людей для работы в школах, больницах и в полях с помощью различных привилегий и целевых программ. Например, способствовать притоку населения в развивающиеся города, создавать хорошие учебные заведения, филиалы университетов, дополнительные рабочие места. Таким образом, возможно, сократить приток населения в и так населённые города и распределить численность по районам, нуждающимся в населении.
Для того, чтобы эффективно управлять миграционными процессами, необходимо, прежде всего, систематически производить квалифицированную оценку миграционной ситуации. Для этого необходимо иметь комплексную, унифицированную систему показателей, максимально учитывающую все аспекты миграции и все категории мигрантов – как внутренних, так и внешних. Сегодня создание такой системы – это планы ближайшего будущего, а пока в поле зрения попадают далеко не все миграционные процессы и категории мигрантов. Крайне поверхностно анализируются последствия выезда российских граждан за пределы Российской Федерации, а внутренние перемещения населения нередко вообще выпадают из анализа ситуации.
На основе и с учетом имеющегося исторического российского опыта рассмотрим факторы, влияющие на миграционную активность населения. Как известно, факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию миграционных установок, у человека достаточно много. Но из них можно выделить основные группы факторов, которые обуславливают такие неравномерные, ассиметричные внутренние миграционные потоки в России.
1. Экономические факторы. Эти факторы всегда и везде имеют главенствующее значение. Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов приводит к значительной дифференциации всех территорий страны по уровню и качеству жизни, а значит, и привлекательности с точки зрения переселения. Все это приводит к более высокому уровню жизни, который привлекает население и подталкивает к переселению. В России это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими свое население.
2. Природно-климатические. Они имеют для обширной территории России особую важность. Большей миграционной привлекательностью, при прочих равных условиях, обладают центральные и южные районы страны – с более теплым и более подходящим для жизни климатом. Кроме того, они влияют и на условия экономической деятельности, особенно в аграрном секторе. Разнообразие и полярность природно-климатических условий обуславливают огромную дифференциацию уровня социально-экономического развития отдельных частей страны, а значит создают благоприятную почву для территориального "перелива" населения.
3. Социальные факторы, а именно – наличие родственных и исторических связей. Эти факторы, наряду с другими, составляют основу для возвратной миграции, что актуально для жителей северных и восточных регионов, переселившихся в свое время из центральных и южных районов страны.
4. Факторы, связанные с военными и иного рода конфликтами. Близость отдельных регионов к территориям с "нестабильной обстановкой", военными конфликтами приводит к массовому оттоку населения из них.
Следует считать, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:
– увеличивает доходы работающего населения;
– создает дополнительные рабочие места;
– увеличивает доходную часть бюджета;
– сокращает потребность в бюджетном финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных объектов, благоустройства территории и т. п.;
– снижает уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе (городе и т. п.) и используемые населением и всеми бюджетополучателями.

БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
Ханнанова Т.Р.
Уфимский научный центр РАН. Уфа, 1998.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ
Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р.
Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В.
Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В.
Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Ханнанова Т.Р.
Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ»
Ханнанова Т.Р.
Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ханнанова Т.Р.
Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
Ханнанов Р.А.
Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
Ханнанов Р.А.
Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Ханнанов Р.А.
Уфа, 2006.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р.
NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.
СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИИ РОССИИ
Гарифуллина А.Ф., Декамбаев Т.Д.
Экономика и социум. 2015. № 3-1 (16). С. 420-422.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф.
В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 300-302.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»