Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие системы электронных взаимодействий
органов местного самоуправления и населения
Сафин Р.Г.
студент 4 курса направления подготовки «ГМУ»
Ханнанова Т.Р.
к.ю.н., профессор кафедры «ГМУ и права»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
 
Процессы демократизации в современной России происходят на всех уровнях организации власти и имеют различную степень эффективности как по своей географии, так и по глубине и качеству самих процессов, а также вовлечению в них населения. В связи с этим представляет научный и практический интерес изучение различных форм взаимодействия населения с самым нижним уровнем власти, наиболее приближенным к проблемам жизнеобеспечения, - местным самоуправлением.
Информатизация затрагивает все аспекты демократического процесса: коммуникацию, агрегацию интересов, их выражение, принятие решений и их реализацию, но качество этих аспектов меняется в разной последовательности и в разной степени. Конечно, прежде всего, речь идет об изменении системы коммуникации власти и населения, получивших новые возможности взаимного информирования, следовательно - взаимного влияния.
Из исследования Организации Объединенных Наций следует, что количество государств, где используются интернет-форумы для обсуждения индивидами вопросов государственной важности, удвоилось с 2010 по 2015 гг. (с 32 % до 78%). Кроме того, удвоилось число стран, где законодательством предусмотрена возможность подачи через Интернет петиций и возможность отслеживания голосования по таким петициям в режиме «онлайн» (с 17% до 42%).
Особое значение использование информационно-коммуникативных технологий приобретает на нижних уровнях организации власти, главным образом на уровне местного самоуправления. Это связано с тем, что, во-первых, решения, принимаемые органами местного самоуправления, оказывают непосредственное воздействие на жизнедеятельность населения муниципального образования и, во-вторых, эти органы власти наиболее доступны населению, лишены ореола недосягаемости. Вовлеченность населения в решение вопросов местного значения предусмотрена самой природой местного самоуправления и организационно обеспечивается действующим законодательством.
Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельную главу посвящает формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления [2]. Законом предусмотрено 11 таких форм, при этом перечень их остается открытым - все они закрепляют возможность населения муниципального образования индивидуально или коллективно влиять на принятие решений по вопросам местного значения.
Эти формы непосредственного участия населения можно условно разделить на две группы: одна предполагает установление прямого контакта представителей власти с населением (публичные слушания, собрания, конференции), другая в наибольшей степени содержит потенциальные возможности реализовать их с использованием электронных коммуникативных средств. Например, использование электронных ресурсов при проведении опросов, голосования на выборах, референдуме, отзыве, изменении границ, реализации правотворческой инициативы, обращениях граждан способно существенно расширить круг участников, повысить эффективность реализации их права участвовать в осуществлении местного самоуправления.
Одним из средств обеспечения электронного взаимодействия населения и органов местного самоуправления является создание сайтов муниципальных образований, чему способствовало принятие в 2009 г. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [3]. Решая организационные вопросы создания сайтов, Закон устанавливает, что «органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация» [4]. Таким образом, ставится двоякая задача: размещение информации о деятельности органов местного самоуправления и обеспечение населению возможности установления связи с указанными органами.
В городском округе г. Уфа используются различные формы взаимодействия населения с органами местного самоуправления. В рамках территориального общественного самоуправления действует 16 комитетов общественного самоуправления, которые не реже одного раза в год отчитываются на собраниях жителей соответствующих микрорайонов.
Поскольку обращения граждан являются довольно распространенной и часто используемой формой взаимодействия населения и должностных лиц местного самоуправления, была создана Общественная приемная.
В дополнение к традиционным формам в городском округе г. Уфа в сентябре 2002 г. был создан официальный сайт администрации. Проанализируем содержание действующего сайта администрации, используя следующие критерии. Во-первых, полнота содержания (оценивается через наличие информации об основных аспектах деятельности администрации и, что особенно важно, через возможность общения, обращений). Во-вторых, оперативность обновления, которая оценивается через актуальность информации (насколько стара информация). В-третьих, частота посещения сайта. В-четвертых, наличие средств обращений граждан к представителям администрации.
Структура сайта администрации ГО г. Уфа информационно насыщенная, дает представление о всех основных аспектах деятельности администрации округа.
Все основные аспекты деятельности администрации так или иначе освещены, представлены соответствующими документами. Имеющийся раздел "Последние публикации" предполагает наличие откликов граждан, но такие отклики отражены нулевым показателем.
Интернет-приемная в наличии имеется, но об интенсивности ее использования судить трудно, сайт не обеспечен развернутой статистикой, она осуществляется на главной странице службой «Яндекс. Метрика» в виде статистики за неделю: просмотры, посетители, визитеры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система коммуникации «народ – власть» даже при наличии информационных средств трансформируется медленно и назвать ее эффективной нельзя. Необходимы специальные организационные усилия по формированию и поддержанию прямых и обратных информационных связей между субъектами демократического процесса. Следует учитывать также то, что видимое на примере анализа сайта администрации ГО г. Уфа несовершенство информационного взаимодействия обусловлено наличным уровнем политико-правовой культуры населения и уровнем развития демократии в стране в целом.
Для того чтобы современное государство соответствовало запросам информационного общества, одного только использования государственными и местными органами современных технологий недостаточно. Применение электронных сетей является лишь способом коммуникации между аппаратом государства и индивидами. Такой способ коммуникации может иметь влияние на решения, принимаемые аппаратом государства, только в том случае, когда индивиды в государстве обладают реальной возможностью влиять на власть и принимаемые ей решения.

 
Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации  [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ: принят ГД ФС РФ 18.11.2003 г.: одобр. Советом Федерации 26.11.2003 г.: (ред. от 11.07.2013 № 200-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. .
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // ИПС "КонсультантПлюс".(ред. от 11.07.2013 № 200-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  4. Васильев, А.В. Демократия: теоретические аспекты и практика современной России // Право и государство: теория и практика. 2015. -  N 12. - С. 4 - 12.
  5. Данилов, Н.А. Правовое регулирование электронного правительства в зарубежных странах: Дис. на соискание ученой степени к.ю.н. М., - 2013.  - С. 56.
  6. Илюхина, Е.А. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации // Правовые вопросы связи. - 2012. - N 1. - С. 7 - 9.
  7. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. - 2015.  - Т. 2.  - № 30. - С. 6-8.
  8. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 143-144.
  9. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  10. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Ханнанова Т.Р.
  11. Федосеева Н.Н. (Телешина Н.Н.). Правовое реформирование институтов современной демократии в условиях информатизации // Юридический мир. 2006. N 11.
  12. Холопов В.А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 10. С. 28 - 30.
  13. Официальный сайт Администрации городского округа город Уфа [Электронный ресурс] : режим доступа -  http://ufacity.info/
  14. НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. С. 694-708.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»