Проблемы управления сельскими территориями в Российской Федерации
Мухаметшина Ильвина Ильшатовна,
ФГБОУ ВО БашГАУ
Аннотация. В статье поднимаются основные проблемы развития сельских территорий в Российской Федерации.
Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, государственная поддержка, уровень жизни населения, стратегическое планирование.
Российская Федерация является страной, в которой третья часть населения проживает в сельской местности и 2/3 площади страны принадлежит последним. Также в понятие сельских территорий включают малые города, являющимися экономическими, административными, финансовыми и культурными центрами сельских территорий, где сосредоточена основная часть переработки сельскохозяйственной продукции
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [1].
Сочетание терминов «устойчивое» и «развитие» носит неоднозначный характер. Речь идет и об устойчивом, постоянном росте использования различным ресурсов и, следовательно, нерациональном их использовании. Существует экономическая, социальная и экологическая точки зрения:
Экономический подход предполагает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование сберегающих технологий.
Социальный подход направлен на сохранение стабильности и развитие социальных систем.
Экологическая составляющая должна обеспечить способность экологических систем к самовосстановлению.
Разделяем точку зрения Шерстобитовой Г.И., которая определяет «устойчивое развитие сельских территорий» как развитие сельских территорий с целью обеспечения эффективного роста, диверсификации и повышения эффективности экономики, стабилизации численности населения и увеличения продолжительности жизни, обеспечения полной занятости трудоспособного населения, повышения уровня и качества жизни в сельских районах, рационального использования и воспроизводства их природно-ресурсного потенциала [8].
Сложившаяся ситуация на селе свидетельствует о кризисном состоянии, что проявляется как низкий уровень и качество жизни, низкий уровень оплаты труда, высокий уровень износа основных производственных фондов практически во всех сферах экономики, низкий уровень развития предпринимательства, следовательно, низкий уровень финансового потенциала.
Для снижения кризисных явлений в сельской местности необходимо поддержка со стороны государства в развитии сельских территорий и сельского хозяйства.
Направлениями развития сельских территорий являются [7]:
- развитие конкурентоспособного сельского хозяйства;
- развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства;
- развитие социальной и производственной инфраструктуры;
- развитие местного самоуправления, укрепление их финансовой базы для реализации функций и полномочий, в том числе и по комплексному и устойчивому развитию муниципальных образований и т.д.
Устойчивое развитие сельских территорий должно обеспечивать рост уровня и улучшение качества жизни на основе экономической стратегии развития территории, используя потенциал малого и среднего бизнеса [7].
В процессе управления должна быть обеспечена координация сбалансированных экономических, социальных, производственных и других мероприятий, осуществляемых органами власти, предприятиями, малым и средним бизнесом и населением.
Таким образом управление сельскими территориями для России является одной из важных проблем и эффективное управление развитием села несомненно, является приоритетным.
Библиографический список
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р // СПС «Консультант Плюс».
2. Балашов Е.В., Правовое регулирование оборота земельных долей в аграрной сфере экономики //диссертация – 2006 г.
3. Василова А.И., Ханнанова Т.Р. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников органов местного самоуправления// В сборнике: Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор В.И. Долгий, А.И. Карпович. Саратов, 2014. С. 92-95.
4. Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ// NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 33-35.
5. Кутлиярова Р.Ф., Иксанов Р.А., Кутлияров А.Н. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ПАЕВОГО ФОНДА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА // Аграрное и земельное право. 2016. № 2 (134). С. 79-82.
6. Масягутов Д.Р., Шорохова А.А. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН .Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 298-300.
7. Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
8. Никулина Е.В. Формирование и оценка финансового потенциала устойчивого развития экономики сельских территорий// Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2010. — № 2. — с. 123.
9. Шапошникова Р.Р. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ" // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления, редколлегия: Ф. Н. Зиатдинова, Р. М. Зиязетдинов, отв. ред. Ф. Н. Зиатдинова. 2014. С. 336-339.
10. Шерстобитова Г.И. Концептуальные основы устойчивого развития сельских территорий региона// Вестник СамГУ. — 2012. — № 7. — с. 144.
11. Ханнанова Т.Р. Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы «приземления» // Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
12. Ханнанова Т.Р. Государственная аграрная политика в животноводстве: проблемы формирования и реализации // Политика и общество. 2014. № 2. С. 183-189.