Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления
с органами государственного управления субъектов Российской Федерации

 

Галиева Г.А.,. студенткаФ ГБОУ ВО Башкирского
государственного  аграрного университета, г.Уфа
Кутлиярова Р.Ф., кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО Башкирского
государственного  аграрного университета, г.Уфа

Аннотация.Статья раскрывает пути решения некоторых проблем взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.

Ключевые слова: взаимодействие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Совместные согласованные действия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в условиях реформирования последних, приобретают особую актуальность при разрешении вопросов местного значения. В свою очередь от политики государственных органов субъектов РФ зависит процесс развития местного самоуправления на территории конкретного субъекта.

Эффективность деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во многом зависит от применения новых нормативно-правовых актов, модернизации уже имеющихся, а также ликвидации устаревших актов, что, в конечном итоге, должно положительно влиять на механизм функционирования органов власти в целом.[2,3].

Вытекающее из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации право субъектов в рамках своей компетенции самостоятельно принимать законы и иные правовые акты, регулирующие деятельность местного самоуправления на соответствующих территориях, позволило обеспечить сочетание общегосударственных и местных интересов. Таким образом, появилась новая форма взаимодействия различных уровней власти.

Одной из новых организационно-правовых форм взаимодействия субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления является наделение последних государственно-властными полномочиями. Представляется, что в первую очередь необходимо уточнить содержание  собственных полномочий местного самоуправления для каждого его уровня, а затем решать вопросы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления.  В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеется целая глава, посвященная вопросам местного значения и их разграничению между уровнями муниципальных образований, что является шагом вперед по пути разграничения полномочий между уровнями власти в России.[1].

На сегодняшний день назрела необходимость принятия Федерального закона «Об общих принципах разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления», на основании которого в регионах будет произведено разграничение полномочий между субъектом Федерации и муниципальными образованиями, находящимися на его территории. Он должен закрепить принципы, формы разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов, перечень вопросов находящимся в исключительном или совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, какие полномочия и кому могут быть переданы, а какие делегированы.[4,5,6].

Дальнейшее развитие механизма управленческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям повлекло применение соглашений как форму взаимодействия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это - новое явление, что делает актуальной задачу разработки в ближайшее время института заключения договоров и соглашений между органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Одной из важнейших задач наук конституционного, административного и муниципального права является активное содействие в устранении причин, сдерживающих становление и развитие местного самоуправления. Среди приоритетных задач в области местного самоуправления, требующих глубокого анализа и выработки системы научных и методических рекомендаций, важное место принадлежит исследованию направлений и форм взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[7].

Взаимодействие органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления - это взаимная связь органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, обусловленная самостоятельностью сторон в пределах, установленных действующим федеральным законодательством; основами взаимодействия органов власти субъектов и органов местного самоуправления являются принципы взаимодействия, формы, в которых выражается это взаимодействие и их содержание; форма взаимодействия исполнительных органов власти субъектов и органов власти местного самоуправления - объективно выраженная часть деятельности по взаимодействию исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления, при помощи которой реализуется ее содержание.[8-12].

 Содержание формы взаимодействия органов власти субъектов Федерации и органов власти местного самоуправления включает в себя задачи, функции, методы разрешения вопросов взаимодействия, характер и объем компетенции.

Реализация форм взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется по трем основным направлениям: регулирующему, обеспечивающему и контролирующему. При этом контролирующее направление реализуется в процессе регулирования и обеспечения местного самоуправления органами власти субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что  местное самоуправление по своей правовой природе является одним из видов публичной власти. Государственная власть не вправе необоснованно и противозаконно вмешиваться в сферу жизнедеятельности местного сообщества, которое, в свою очередь, не может произвольно отчуждать себя от государства и его интересов. Государственная власть и местное самоуправление должны не противостоять друг другу, а эффективно взаимодействовать. Проанализировав законодательство о местном самоуправлении, следует отметить, что существует необходимость приведения его в соответствие с действующим федеральным законодательством, исключения из него устаревших и дублирующих норм.[13].

В целях усовершенствования нормативно-правовой базы о местном самоуправлении необходимо провести работу по систематизации законодательства субъектов Федерации, для чего усилить взаимодействие между уровнями власти по формированию и развитию Классификатора правовых актов и Свода законов Российской Федерации. Необходимо создать целостную систему научных и организационных положений, а также разработать и принять Федерального закон «Об основах взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», который определит принципы взаимодействия, основные направления, формы и методы взаимодействия, условия и порядок заключения договоров и соглашений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [электронный ресурс] : федеральный закон; Принят Гос. Думой 16.09.2003, Одобрен Советом Федерации 24.09.2003(ред. от 15.02.2016) / СПС «Консультант Плюс».
  2. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения. Теория и практика реформирования. М., 2015. - С. 16.
  3. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н.  К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С. 257-262.
  4. Капитанец Ю.В. Правовые основы организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Дис. Саратов, 2014. - С. 66.
  5. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Часть III. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. – С.151-154.
  6. Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ // Направлениямодернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции (26 декабря 2014г.). – В 3-х частях. – Ч.2. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов – Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. - С.49-51.
  7. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых (16-17 ноября 2011 г.).-Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. – С. 218-221.
  8. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых (16-17 ноября 2011 г.).-Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. – С. 221-223.
  9. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме паевого фонда сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (16 октября 2009 г.) – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. –С. 231-234.
  10. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Субсидиарная ответственность членов сельскохозяйственного кооператива по обязательствам кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (16 октября 2009 г.) – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. –С. 228-231.
  11. Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н., Кутлиярова Р.Ф. Повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель. // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Часть III. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. С. 226-230.
  12. Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России. // Экономика и социум. - №2(15) – 2015. С. 544-546.
  13. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, 2008.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»