Правовые основы государственной поддержки паралимпийского движения
Петрова А.М.,
студентка кафедры ГМУ и права;
Кутлиярова Р.Ф.,
к.ю.н., доцент кафедры ГМУи П
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
В данном случае определение государственной поддержки зависит от сферы, к которой она применяется. Так, государственная поддержка социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости подразумевает социальные обязательства государства перед населением в области медицинской помощи, сфере занятости. Также бывает государственная поддержка инновационной деятельности, малого бизнеса, научной деятельности и прочие разновидности.
Паралимпийские игры — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями (кроме инвалидов по слуху).
В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов; формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Финансирование участия российских спортсменов-инвалидов в официальных международных соревнованиях, включая Паралимпийские игры, увеличилось с 1998 года более чем в 10 раз. Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов за пять лет вырос с 8 до 60 млн рублей.
Главной задачей Международного паралимпийского комитета считается развитие процесса интеграции спортсменов-инвалидов в международное спортивное движение. Для этого он пытается:
а) добиться включения в программу наиболее крупных международных соревнований как минимум по одному виду программы для каждой нозологической группы, представляющему как можно более широко спорт инвалидов;
б) обеспечить участие спортсменов-инвалидов в Олимпийских играх и других основных чемпионатах мира.
Паралимпийский комитет России был образован в 1996 году. По итогам отчетно-выборного Паралимпийского собрания, состоявшегося 13 сентября 2002 года, В.П. Лукин избран Президентом ПКР на второй срок.
В ХIПаралимпийских играх в Сиднее приняло участие 3824 спортсмена-инвалида из 123 стран мира, в том числе 90 россиян. Наша сборная выступала в 10 видах программы из 21 и завоевала 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых медалей. На предыдущих Паралимпийских играх в Атланте спортсмены-инвалиды выиграли 27 медалей (9, 7 и 11). Наиболее успешно россияне выступили в легкой атлетике (18 медалей) и плавании (10 медалей). А Римма Биталова (Башкортостан) стала трижды чемпионкой в легкой атлетике.
В VIII зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити приняло участие 420 спортсменов-инвалидов из 36 стран мира по 4 видам спорта. Сборная России, представленная 26 спортсменами, завоевала 21 медаль, в том числе 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых наград.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. 381-р определен порядок выплаты денежного вознаграждения российским спортсменам-инвалидам и их тренерам по итогам выступления в Солт-Лейк-Сити. Причем выплата денежного вознаграждения производится в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Госкомспорту России на физическую культуру и спорт.
Следует отметить, что внимание к физической культуре и спорту инвалидов в стране в последнее время значительно выросло, однако, по иронии судьбы, спортивные успехи людей с инвалидностью (прежде всего, паралимпийцев) ценятся тем более, чем меньше успехи здоровых спортсменов.
Категории участников названным Президентом ПКР паралимпийского движения нуждаются в нормативно-правовом регулировании их деятельности. При этом особенность регулирования отношений в области физической культуры и спорта инвалидов заключается в том, что оно на федеральном уровне осуществляется, по меньшей мере, четырьмя видами законодательства:
1) законодательство о физической культуре и спорте;
2) в отношении Паралимпиады в Сочи – известные «олимпийские» законы, включая Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) законодательство о социальной защите инвалидов;
4) иное законодательство, в том числе бюджетное и налоговое, затрагивающее интересы развития физкультуры и спорта инвалидов.
Паралимпийское движение расширяется, профессионализируется и в связи с этим получает не только достижения, но и проблемы большого олимпийского спорта. К этим проблемам относятся борьба за финансовые потоки, угроза использования допинга и т.п. К чести движения надо заметить, что на паралимпийском уровне они пока проявляются намного менее остро. Паралимпийское движение пока ещё не страдает от бюрократизации, в том числе благодаря стилю руководства Президента ПКР В. Лукина.
Таким образом, социальная политика в области физической культуры и спорта требует более тщательного планирования. Также есть необходимость в создании дополнительных программ финансирования в данной сфере. Это даст возможность создания новых игровых площадок, спортивных сооружений, школ и клубов. Многие имеющиеся спортивные школы плохо оборудованы, не имеют возможности расширять сферу своей деятельности и т.д.
Создание специальных спортивных комитетов даёт возможность работы с Комитетом образования и Комитетом по социальной защите, комиссиями по делам несовершеннолетних в муниципальных образованиях. Кроме того, они разрабатывают ряд стратегических мероприятий в рамках существующих программ молодежной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Федеральный закон «О физической культуре и спорте» :[Электронный ресурс] от 04.12.2007 N 329-ФЗ; принят Государственной Думой 16.11. 2007 года(ред. от 03.11.2015)// СПС «Консультант Плюс».
2 Паралимпийское движение в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olimpic.su/paralimp/paralimp.html.
3 Федеральный закон:[Электронный ресурс]от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».
4 Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С. 257-262.
5 Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Часть III. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. – С.151-154.
6 Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ // Направлениямодернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции (26 декабря 2014г.). – В 3-х частях. – Ч.2. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов – Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. - С.49-51.
7 Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых (16-17 ноября 2011 г.).-Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. – С. 218-221.
8 Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых (16-17 ноября 2011 г.).-Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2011. – С. 221-223.
9 Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме паевого фонда сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (16 октября 2009 г.) – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. –С. 231-234.
10 Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Субсидиарная ответственность членов сельскохозяйственного кооператива по обязательствам кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (16 октября 2009 г.) – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2009. –С. 228-231.
11 Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н., Кутлиярова Р.Ф. Повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель. // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Часть III. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. С. 226-230.
12 Зиозетдинова А.Б., Кутлиярова Р.Ф. О современном состоянии общественного контроля в России. // Экономика и социум. - №2(15) – 2015. С. 544-546.
13 Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, 2008.