Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ
Хуснутдинов Евгений Олегович
Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором школьной дисциплине «Информатика» отводится первостепенная роль. Не случайно одной из четырех междисциплинарных учебных программ является программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
В этой связи надо отметить, что нам, учителям информатики, отводится особая роль. Ведь мы знакомим обучающихся с персональным компьютером не только как с устройством и обучаем работе с ним, но и формируем навыки применения его как инструмента для обучения по всем школьным дисциплинам. Овладение техническими устройствами и работа с ними на всех школьных предметах фактически является фундаментом стандартов второго поколения, а это означает, что происходит информатизация всех сторон школьной жизни.
В процессе преподавания предмета информатика и ИКТ в школе, я отметил, что обучающиеся при изучении различных тем затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять перед аудиторией, то есть не сформированы должным образом информационные и коммуникативные компетентности. Я поставил перед собой цель найти способ, формы и средства для решения данной проблемы.
За годы работы у меня сложилось стойкое убеждение, что задачей школы является создание такой атмосферы, которая бы способствовала умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. В таких условиях легче найти в каждом ребенке искорку и развить его таланты, сделать его успешным человеком независимо от полученных отметок и в конечном итоге подготовить выпускников, готовых органично вписаться в современный динамично меняющийся мир.
В процессе решения этой проблемы я в первую очередь использую работу над рефератами, различного рода творческими заданиями и проектами, которая зарекомендовала себя более эффективной. У обучающихся повышается познавательный интерес, они с большей усидчивостью относятся к учебному материалу, быстрее усваивают сложные темы, овладевают навыками: планировать свою деятельность, качественно работать с информацией, самостоятельно принимать решения, проводить рефлексию и предъявлять результаты своего труда перед аудиторией.
В поисках педагогической технологии, которая бы удовлетворяла потребностям ребенка, я остановился на проектной деятельности. Метод проектов эффективен. Этот метод позволяет ребенку самому решать ту или иную проблему, много самостоятельной работы, что является следствием самых прочных знаний, кроме этого привлекает знания из других школьных дисциплин. Я вижу интерес детей к занятиям, так как они видят результаты своего труда.
Внедрение метода проектов в уроки проходило в течение года в 3 этапа: подготовительный, практический и обобщающий. Все начиналось с мини-проектов.
В 5-7 классах я предлагал детям творческие задания по различным темам информатики, такие как составление ребусов, кроссвордов, небольших по объему презентаций «Мое хобби», «Моя школа», «Мой класс» и другие. Причем эти проекты решаются с помощью компьютерных технологий, а средством этого у ребят формируются информационно-коммуникативные компетентности: умение использовать различные компьютерные программы: графический редактор Paint, текстовые редакторы Блокнот и WordPad, средства создания презентаций в среде MS PowerPoint. В своей работе я не использую полностью практические задания по учебно-методическому комплекту Босовой Л.С., а стараюсь предложить обучающимся выполнять творческие проекты.
В 8 классах предлагаю ребятам проекты более сложные по своему исполнению. Например, создать и оформить сборник задач на тему «Измерение информации», творческие проекты «Предыстория и история развития ЭВМ», «Информационный бюллетень», творческий проект «Логотип». При изучении тем, связанных с Web-дизайном, я предлагаю ребятам создание страничек для школьного сайта, создание программ в системе программирования TurboPascal и другие. А для обучающихся 10-11 классов работа над проектами еще больше усложняется. Ребята подготавливают электронные тесты по различным темам информатики для того, чтобы ими можно было воспользоваться и обучающимся младшего возраста; создают проекты-стенды, школьную стенгазету, выполняют презентации с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения, используют Flesh-технологии для создания анимации и многое другое.
По результатам работы с применением проектного метода обучения могу сделать следующий вывод: при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников, особенно в области информационной и коммуникативной компетентностей. Значительно повышается интерес обучающихся к предмету, хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты и участвуют в различного рода конференциях и выставках.
Решая проблему, обучающиеся учатся думать, а это самое важное. Ведь современный человек должен быть не только эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию в системе знаний, адекватно конкретной ситуации. Использование проектного метода обучения служит достижению основной цели – формированию информационно-коммуникативной компетентности, призванной помочь выпускнику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Инновационные методы обучения прочно входят в жизнь школы, поэтому работа в данном направлении продолжается и совершенствуется.
1. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
2. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58