Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание условий для  развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

(среди кадет 10-х классов)

 

Позняк Ирина Николаевна,
воспитатель Федеральное Государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

 

В последние годы для реформирования системы образования предлагается большое разнообразие инноваций. Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов современного общества.  Перед КМКК поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей кадет самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве, создавать условия, способствующих развитию способностей воспитанников по разным предметам. Проблема активного, творческого восприятия знаний остро стоит перед педагогами. Необходимо сделать учебно-воспитательный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в корпусе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в нашем учебном заведении.

В центре внимания педагогов и воспитателей КМКК находится принцип сотрудничества, исследовательская деятельность кадет и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения и воспитания. Большое значение для развития творческих способностей кадет имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию способностей воспитанников, но и мотивирует их на выполнение учебных задач, способствует социальной адаптации в среде сверстников, позволяет осознавать собственную значимость.

Большие возможности представляет проектная деятельность кадет, направленная на становление личности через активные способы действия. Кадеты могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта, приобретение новых знаний путем самообразования. Проектная деятельность способствует личностному развитию воспитанников, потому что требует от кадета показать, что он умеет и знает,  помогает преодолеть страх перед незнанием. При работе над проектом формируются общие учебные компетенции: постановка целей и задач, выбор методов и средств получения данных, комплексное раскрытие проблем, перенос знаний из одной области в другую.

Основные цели развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации воспитанников к саморазвитию в КМКК:

-развитие творческие способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности ;

-научить самостоятельному движению к намеченной цели;

-конструирование полученных знаний;

-формирование потребности к интеллектуальной деятельности;

-формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

-находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

-получить навыки обработки информации;

-формировать навыки проведения исследований;

-формировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

Методика работы над проектом включает в себя несколько этапов. На разных этапах кадеты действуют самостоятельно, педагог выступает в роли консультанта.

-планирование работы над проектом;

-аналитический этап;

-этап обобщения;

-этап презентации полученных результатов работы над проектом.

Проекты создаются в разных областях человеческой деятельности, благодаря чему кадеты могут приобретать знания и навыки в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе  решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, безопасностью человека и природы, миром профессий, с достижениями науки, историческим прошлым. В итоге достигается связь теории с практикой. В ходе исследований используются все возможные источники информации: библиотека, консультации со специалистами, наблюдения, телевидение, интернет.

Опыт показывает- деятельностный подход в обучении и воспитании решает задачи новой школы. Кадеты должны проанализировать учебный материал, а для этого подходит выполнение проектных работ. Проектирование помогает осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение кадет в создание проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений между воспитанниками и педагогами.

Кадеты 10-х классов участвуют в проектно-исследовательских работах по разным учебным дисциплинам. Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы предоставляется кадетам во внеурочное время. Кадеты, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в корпусных, районных, городских олимпиадах, научно-практических конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Исследовательская работа по изучению истории нашего государства через исторические события– это осознание своей социальной значимости, элемент гражданско-патриотического воспитания. Этой теме посвящены исследовательские работы Чекризова Г. и Мельникова Ф. «Сражение при мысе Тендра» к научно-практической конференции, посвященной 270-летию адмирала Ф.Ф.Ушакова, работа Чекризова Г. «Частный человек на троне» для региональной открытой научно-практической конференции «Традиции дома Романовых». Ежегодно  готовят исследовательские работы к «Ушаковским чтениям» Мельников Ф. «Флот и православие, деятельность корабельных священников». Мельников Ф. участвовал в Петербуржских молодежных дебатах с работой «Русская история в изречениях великих». Данный метод учит пользоваться историческими фактами для решения поставленной проблемы, видеть причинно-следственные связи в исторических событиях.

При проведении исследования по химии и биологии кадеты отталкиваются от явления природы, процесса: оно описывается словесно, с помощью графиков, схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений. На базе этих описаний создается модель, которая и проверяется путем наблюдений, опытов. Так создавали свои работы Мельников Ф. «Сравнение качества разных видов молока: сырого, пастеризованного и ультрапастеризованного», Смирнов Р. «Влияние аскорбиновой кислоты на организм человека и ее содержание в яблочном соке (натуральном и промышленного производства)», Смирнова Р. «Реакция сердечно-сосудистой системы в зависимости от предмета учебного плана».

Занятие научно-исследовательской деятельностью по математике и информатике– это хорошая стартовая площадка для тех кадет, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях по техническим специальностям. Интересны исследовательские работы Левенкова А. «Направления и развитие вычислительных устройств в России», Пирогова Д. «Числа Фибоначчи», Ярука Д. «А.С.Пушкин и математика», Бондаря А. «Авторское право и борьба с компьютерным пиратством в России».

В настоящее время также ведется активная исследовательская деятельность по разным направлениям. Готовятся кадеты к традиционным «Ушаковским чтениям». Максимов Н. исследует период начала ВОВ «Таллинский переход». Эти события лично близки ему, так как в них участвовал прадед Беспалов Н.Н. Седельников И. посвятил свою работу забытой странице истории «Петергофскому десанту». Чекризова Г. , Бондаря А., Смирнова Р. интересует развитие астрономии Древнего мира и достижения астрономии Нового света. Сегодник А. и Левенков А. в рамках конкурса, посвящённого 75-летия Победы, пишут рецензии на книги Б Васильева «А зори здесь тихие» и «В списках не значится».

Таким образом, создание условий для развития проектно-исследовательской, творческой деятельности способствует

-повышению мотивации воспитанников к саморазвитию;

-привлекают к активной практической деятельности;

-реализуют условия для отношений сотрудничества между педагогами и кадетами, совместной творческой деятельности, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.

Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность– новым содержанием. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

-критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

Главная задача педагогов– вовлечь воспитанников в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, дающие развитие интеллектуальной и мотивационной сфер кадет.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу– воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»