Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики
Армеева Ольга Николаевна,
учитель информатики ГБОУ лицей № 623
Выборгского района Санкт-Петербурга
Вспоминаю себя в школе… Учитель рассказывает новую тему, потом идет закрепление материала в виде решения задачи или выполнения какого-либо упражнения, дома учишь правила, доказываешь теорему и т.п. Сейчас в нашей стране все изменилось. Сидеть на уроках, слушать учителя, потом заучивать это же дома и на следующем уроке повторять стало скучно и неправильно. Школа и учитель в этой школе на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенные знания, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования главной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Как же это сделать? Как заставить ребенка думать? Надо его поставить в ту или иную ситуацию, выход из которой он должен найти сам (может быть с некоторой помощью учителя). Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.
Метод проектов- это такой способ познания окружающей нас действительности, который способствует развитию и становлению личности в современном изменяющемся мире. Учащийся познает эту действительность, т.е получает знания, и прекрасно понимает где и как он эти знания сможет применить, т.е приобщает к жизненно важным проблемам.
Метод проектов развивает у учеников логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, расширять умственные способности, развивает самостоятельные исследовательские умения. Ученик может анализировать ситуацию, обобщать, классифицировать, сравнивать. Он начинает по-другому относиться к реальной жизни – полностью меняется мировоззрение учащихся.
Данный метод можно использовать на любом предмете. Но на уроках информатики данный метод можно использовать в полном объеме, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. У большинства учащихся информатика – любимый предмет. При изучении курса информатики, очень многие важные темы не подразумевают работы за компьютером. В этот же момент можно заметить, что настроение у ребят падает, они уже не так активны, как при работе на компьютере. Ребята без удовольствия отвечают устно. Им непонятно, зачем изучать эту тему, как она связана с предметом. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Проекты учеников показывают как можно применить эти знания, они ищут ответ на вопрос «зачем», показывают все свои умения и навыки. В методе проектов происходят соревнования между группами учащихся, что значительно повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Ребята обмениваются информацией, иногда спорят, помогают друг другу найти ответы на вопросы, вместе находят ошибки, тем самым лучше понимают материал уроков, и, конечно, сплачается коллектив. При этом свои знания могут показать не только хорошо успевающие ученики. Могут раскрыться таланты и способности у ученика, которому было не интересно и не понятно на уроке, в результате плохой успеваемости.
Метод проектов на уроке информатики и во внеурочное время способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.
Метод проектов можно начинать в любом классе. Ребята с удовольствием участвуют в каком-либо исследовании. В качестве примера проектной деятельности учащихся в 5-7 классах можно привести проект по теме: "Мой проект будущего". Учащиеся сами придумывают темы проекта – «Компьютер будущего», «2050 год», «Если бы …». На начальном этапе обучения они изучают несколько тем – графический редактор Paint, мастер презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word. Форма оформления свободная - от макета и рисунка до компьютерного рисунка и презентации. Учащиеся с удовольствием участвуют в таком проекте, привлекая в него своих родителей. Они охотно делятся своими фантазиями, другие ребята задают много вопросов. В 8-9 классах можно предложить следующие темы для проектов - "Компьютерная история", "Алгоритмы в нашей жизни", "Компьютерное здоровье". Проект "Компьютерная история" рассматривается во внеурочное время. История компьютерной техники они уже прошли, но ребята хотят вернуться к этой теме, вернуться в прошлое. Под руководством учителя в нашем городе они нашли небольшой музей компьютерной техники, не виртуальный. И отправились на экскурсию. Воочию увидели и первый ноутбук, и первый процессор, и многое другое. Они с таким восторгом рассказывали другим ребятам и делились знаниями. Проект "Алгоритмы в нашей жизни" предлагается при изучении темы: "Основы алгоритмизация" в 9-х классах. Учащиеся исследуют нашу жизни как под микроскопом, действительно ли мы живем по каким-то пунктам, в каких ситуациях мы осознанно составляем алгоритм действий, а в каких действуем по «инерции». Проект «Компьютерное здоровье» является обязательным. Сейчас дети не отходят от компьютеров. Они все знают нормы, но, к сожалению, их не выполняют. У ребят в результате этого проекта формируется правильное отношение к повседневному использованию компьютеров, на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером. Учащиеся не просто рассказывают правила, как и сколько надо находиться за компьютером, чтобы не нанести вред своему здоровью, но и ищут реальные истории жизни. Также посещают больницы и поликлиники (по возможности) и рассказывают о плюсах компьютера в таких учреждениях, как они позволяют быстро обнаружить заболевание и помочь человеку.
В 10-11 классах можно предложить ребятам поучаствовать в проекте «Всемирная паутина». Этот учебный проект можно рассматривать как проблемно-исследовательский. Создаются группы учащихся, у каждой из которых свои вопросы. Он часто человек ищет что-либо в сети Интернет и, к сожалению, найти нужную информацию в большом количестве предлагаемых ссылок очень проблематично. Вот ребята и исследуют не только различные браузеры и поисковые системы, но и составление различных запросов. Также опрашивают педагогов и учащихся, и в результате проведенных исследований, предлагают варианты решения этих проблем. Несколько педагогов участвуют в данном проекте и также в конце дают свою оценку, помогли ли им эти открытия.
Пока одни ребята выступают, другие слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. По окончанию проекта выбираются лучшие работы. С ними ребята выступают на научно-практической конференции и представляют проекты на рассмотрение других учеников и учителей школы.
Успех всех проектов во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных его этапах (подготовка, организация, проведение, защита). Учебные проекты должны соответствовать возрасту учащегося, повышать их интерес к изучаемому предмету.
Проектная деятельность может научить детей умению:
1. увидеть проблему;
2. поставить цель и разбить ее шаги;
3. добывать информацию, оценивать ее, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
4. планировать свою работу;
5. оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
6. увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Каждый ученик – это маленький исследователь. Наша задача, как учителя, развить эту способность, научить мыслить, применять полученные знания в жизни. В результате таких операций человек обогащается, начинает видеть многое в другом цвете, делает шаги вперед, развивается и выстраивает свою жизнь.
Исследовательский проект «Образовательный блог» -
«Сделал сам, помоги другому»
Актуальность
В нашей стране все изменилось. То, что было нужно в школе еще вчера, сегодня называется «прошлый век». Если раньше надо было просто выучить правило и его применить, то сейчас такая модель ученика не котируется. Мы, учителя должны не только дать знания, но и научить мыслить, искать пути решения той или иной задачи, причем искатьсамостоятельно, воспитать человека, который может быстро лавировать в огромном потоке постоянно меняющейся информации. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Как же этого добиться? Ведь пока не попробуешь сам, то не поймешь принцип работы, поэтому так важно дать возможность маленькому человеку самому потрогать, самому сделать ошибку и найти выход из нее, исследовать полученный результат, сравнить с реальной жизнью. Учителям информационных технологий, наверно, труднее чем другим. Сейчас в информационно-коммуникативном мире так быстро все меняется, что только и успеваешь следить и учить новое. И на уроках информатики надо изучать те продукты, которые им пригодятся в жизни, с помощью которых можно было бы облегчить свой труд, сэкономить свое время и т.п. Не хватает часов, чтобы все постичь. Да и учителям сейчас предъявляются совсем другие требования – они должны не просто дать знания, но и самим уметь пользоваться различными технологиями и в своей работе и дома. Создавая этот проект, я в первую очередь думала о необходимости, об актуальности его. Проект можно использовать в любом возрасте, но мы его апробируем на учащихся 7-9 классах. Так как темы «Образовательный блог» нет в программе информатики, то мы его вынесли за рамки предмета, во внеурочную деятельность.
Цель проекта
· Развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний;
· Развитие логического мышления за счет исследовательской работы;
· Формирование информационной культуры;
· Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи проекта
· Обеспечить переход от пассивно – воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем;
· Пробудить интерес к предмету, путем использования эксперимента в обучении;
· Научить применять полученные знания в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы.
Гипотеза
Если научить человека (в нашем случае союз педагог-ученик) современно представлять информацию о себе, искать ответы на поставленные вопросы, выражать свои мысли и самого себя, доказывать свою точку зрения, выбирать, то отношения в таком союзе приобретут новый ритм, сотрется грань боязни, ученик сможет раскрыться, показать способности и таланты, а учитель получит возможность проконсультироваться, выступить в дискуссиях, организовать дистанционное обучение, найти единомышленников.
Этапы проекта
1 этап– Ознакомительно-организационный (знакомство учащихся с темой проекта, рассказ о значимости проекта, постановка цели и задач, определение алгоритма действий, выяснение трудностей проекта)
2 этап– практический с обменом информации со своими одноклассниками (работа в малых группах и совместно над созданием блога)
3 этап– практический с обменом информации со учителями (работа в малых группах над созданием блога)
4 этап– контрольно-коррекционный (наблюдение за работой блога учителя).
5 этап– аналитический (обработка результатов проекта, анализ и обобщение результатов исследования).
Описание проекта
Мною были пройдены курсы Web2.0, одним из пунктов которого было создание и ведение блога. Я решилась применить полученные знания в своей школе, т.к кроме как у меня и еще пары учителей блогов не было. Для начала я организовала группу ребят из 7-9 классов, которые могли бы во внеурочное время искать, учиться, находить, применять все знания.
На первом этапе перед учащимися была поставлена цель и задачи проекта. Каждая подгруппа (2 человека) получила задание для самостоятельного поиска информации.
Вопросы:
1 подгруппа – Создать аккаунт Google, зарегистрировать блог, настройка блога.
2 подгруппа – Работа с дизайном блога.
3 подгруппа – Гаджеты в блоге
4 группа – Работа с сообщениями, страницами, комментариями, вставка картинок, видео, ссылок.
5 группа – Как сделать блог успешным.
На втором этапе ребята в подгруппах должны не только найти ответ на вопрос и изучить его под руководством учителя, т.е меня, но потом доступно рассказать остальным в группе и, конечно, проделать это в практической части. Т.е. каждый создавал свой блог.
На третьем этапе каждому участнику группы прикреплялся учитель, который бы хотел создать свой блог. И ученик выступал в роли куратора.
На четвертом этапе, когда учитель создал свой блог, ученик наблюдал за работой, подсказывал, если возникали трудности, исследовал активность работы блога.
На пятом этапегруппа проекта рассказывала о достигнутых результатах, о препятствиях, с которыми они столкнулись, выслушивались мнения, предложения, приглашались учителя – авторы блогов.
Спустя некоторое время группа проекта выступала на научно-исследовательской конференции, где делилась результатами своих трудов, учителя, в свою очередь поделились своими впечатлениями и работой.
Вывод
Не каждый учитель обладает свободным временем для прохождения обучения по созданию блогов. Благодаря такому проекту он может не отходя от своего рабочего времени сделать это. В процессе работы союза учитель-ученик решались различные вопросы, ученик сам попробовал быть учителем. Зачем же учителю блог? Это один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией, общение с единомышленниками, а совместный поиск ответа на различные вопросы позволяют более эффективно решать возникающие проблемы. Учитель может себя презентовать, рассказать о себе, свидетельствуя о высокой степени информационной компетентности учителя. Создание блога позволяет освоить новые информационные и технические возможности, искать и находить нестандартные решения стандартных вопросов и проблем.