Использование метода проектов в ходе воспитательной работы в кадетском корпусе
В воспитательной, внеурочной деятельности кадетов главное место занимают групповые проекты. При работе над групповыми проектами кадеты приобретают опыт общения, взаимопомощи, взаимозаменяемости и повещают свои шансы в самореализации шанс самореализации. Метод проектов развивает интерес к жизни, к военной профессии, а, следовательно, учащиеся глубже овладевают, социокультурными навыками. Также повышается мотивация учащихся к изучению к изучению обязательных предметов образовательного стандарта. Ребята начинают соперничать не только внутри коллектива, но между классами. Воспитанники всегда просят показать работу другого кадетов, стараются придумать что-то новенькое, интересное, сделать лучше, красочнее. С годами растет уровень выполнения творческих работ.
Метод проектов я использую уже несколько лет. Считаю, что он приносит свои плоды и результаты. По крайней мере, у ребят не теряется интерес к их выполнению, что немаловажно. Плюс к этому развивается эстетический вкус, воспитывается целенаправленность, устремленность, раскрывается творческий потенциал ребенка. Кроме того, повышается самооценка учащихся, что положительно отразится на дальнейшем будущем специалиста.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в воспитания, но это эффективное средство организации самостоятельной работы учащихся. Оно способствует развитию воспитанников, осознанию себя членом коллектива, расширению общеобразовательных знаний.
Проект – это реальная возможность использовать метапредметные знания, в процессе общеобразовательной подготовки на уроках и во внеурочной деятельности.
Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.
проекты могут подразделятся по разным основаниям:
- по видам деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;
- по предметному содержанию: монопрект или метапроект
- по характеру координации: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
- по характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;
- по количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
- по продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
В воспитательной работе чаще используются и приветствуются групповые проекты
Основные принципы организации и работы с группой:
- группы кадетов формируются преподавателем с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;
- группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;
- оценивается работа не одного воспитанника, а всей группы;
- воспитатель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый кадет, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).
Требования к результатам учебных проектов
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
- представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.)
- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)
-
содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации
- содержат обзор литературы и электронных источников;
- предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
- должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.