Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектная деятельность как эффективное средство воспитательной работы в кадетском корпусе

Современному обществу требуется свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной образовательным учреждением стоят задачи, связанные с созданием условий для духовно-нравственного, патриотического и интеллектуального развития учащихся. Ведущей задачей воспитания в является создание условий для развития самообразования и саморазвития каждом воспитаннике. Система урочной внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает внеурочная деятельность.

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет использование метода проектов.

На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности воспитанников во внеурочное время, боязни говорить на публику из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у кадетов самостоятельность, творчество, активность, так необходимые в процессе становления их личности. Использование метода проектов реально превращает кадетов из объекта обучения в субъект воспитательной деятельности. Воспитатель же   выступает в роли координатора, помощника и консультанта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в определенный период времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей знаний и творчества. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В основном наши проекты представляют собой индивидуальную самостоятельную работу курсантов. Работая над проектом, курсанты учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи. Вот некоторые из проектов воспитанников: «Урок мужества», «70-летие СВУ», «Кадетский корпус – мой выбор» и многие другие. Самое главное отличие такой формы работы – выход за пределы классно-урочной системы. Воспитанники чувствуют себя более свободно, раскрепощено, чем во время урока. Перед ними открывается поле деятельности большее, чем при работе над материалом, сжатом рамками  определенной темы урока.

Работая над каждым проектом осуществляется в несколько этапов: подготовительной, основной, презентация, оценивание. На подготовительном этапе мы обсуждаем содержание и характер проекта. Очень важно, чтобы воспитанники поняли, какое  конкретно задание им предстоит выполнять. Нужно очень подробно объяснить, что и как следует делать. Темы  для проектов продиктованы планом воспитательной работы. Можно использовать и дополнительные темы, связанные с учебным материалом. Часто кадеты сами предлагают интересующие их темы.

На основном этапе воспитанники непосредственно  занимаются выполнением проекта. Главная задача – собрать нужную информацию, откорректировать ее и оформить материал. На этом этапе, возможно, потребуется помощь воспитателя, особенно кадетам 5-7  классов.  Как показывает практика, на первых парах требуется пошаговое руководство организатора проекта, но по мере освоения алгоритма, помощь требуется реже.   Затем эта потребность отпадет, когда кадеты поймут суть работы и что от них требуется.

Следующий этап – презентация – может быть разным в зависимости от вида проекта (схема, буклет, плакат, газета, видеопоказ, устная презентация). Воспитателю следует быть доброжелательным: принимать все, что сделали воспитанники. Это действенный источник мотивации, важное средство воспитания уверенности в себе. Этой части проекта мы посвящаем необходимое количество времени. Кадеты  даже готовы дополнительно позаниматься, чтобы хорошо выступить во время презентации.

Следующий этап – это оценивание  проекта. Поскольку воспитательный проект не привязан на прямую к учебной деятельности, то его оценка - это самый сложный этап. Здесь воспитателю следует быть очень чутким и внимательным к каждому воспитаннику, не забыть отметить работу каждого, бояться обидеть тех, кто трудился, но не получил должного результата. Тех, кто  не проявил должного старания, нужно умело стимулировать, мотивируя на исправление ошибок в следующий раз. Нельзя обидеть Оценка за творческую работу должна быть положительной. А чтобы избежать большого числа ошибок, я применяю такую форму работы, как промежуточный контроль. Воспитанники пишут на листочках материал своего проекта, и мы разбираем и исправляем недочеты, поэтому в конечном итоге недочетов практически не бывает. Конечно, затрагивается много дополнительного времени, но поверьте, это стоит того. Как приятно ощущать, что ты внес свой положительный, пусть небольшой вклад в развитие и становление личности, что ты помог кадету приобрести большую уверенность в себе, что ты не дал пропасть интересу к избранной профессии, которая  так важно в современном  обществе.

Чем примечателен выбор именно такой формы работы? Воспитанники  стремятся к тому, чтобы их проекты отличались друг от друга, поэтому, поиск информации приобретает форму соревнования, они ищут и находят много разнообразного материала, который  и обогащает всех при представлении работы. А – это большой стимул для самостоятельного новых знаний.  Таким образом, воспитанники приучаются  к самой нужной и полезной форме работы – самостоятельной. Еще больший плюс в том, что кадеты используют для поиска материала современные технологии. Данными умениями они пользуются и  по учебным предметам.   Кроме этого, где еще, как не в творческой работе, кадеты могут полностью раскрыть себя. Тем более что наши проекты имеют свободную форму исполнения, то есть дети могут оформить их в любом виде, используя фотографии, рисунки, наклейки, компьютер и т. д.  Работы получаются очень красивые, совершенно разные, в них проявляется индивидуальность каждого воспитанника.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»