Поэзия - это…
Хан Нателла,
7 класс
«Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта. Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
Что такое поэзия? В душе я понимаю, что оно означает, но облечь в слова мои мысли оказалось непросто. В известных мне поэтических произведениях авторы затрагивают самые важные темы жизни, например, в «Мцыри» Лермонтова прослеживаются темы Родины, любви, свободы, отношения человека с природой, одиночества; в «Ангеле» Пушкина – тема добра и зла; в «Песнь о купце Калашникове…» Лермонтова – темы бунта, семейных ценностей, Родины, чести; очень много стихотворений о природе у Есенина, Фета, Тютчева и др. Поэтические произведения как будто светят нам, указывая путь в жизни. Что же все-таки значит слово «поэзия»?
Поэзия (греч. poiesis — творчество) — это выраженный в изящной, гармоничной стихотворной форме взгляд человека на себя, других людей и окружающий мир.
Поэзия — музыка мысли, доносимая до нас в музыке языка. (Пол Четфилд)
|
Поэзия подобна нежной и юной деве, изумительной красавице, которую стараются одарить, украсить и нарядить многие другие девы, то есть все остальные науки, и ей надлежит пользоваться их услугами, им же — преисполняться ее величия. Но только дева эта не любит, чтобы с нею вольно обходились, таскали ее по улицам, кричали о ней на площадях или же в закоулках дворцов. Она из такого металла, что человек, который умеет с ней обходиться, может превратить ее в чистейшее золото, коему нет цены. — «Дон Кихот» — Мигель де Сервантес. |
Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе. (Джеймс Дуглас Моррисон)
Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается. (Томас Стернз Элиот)
Поэзия — памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов. (Перси Биши Шелли)
Поэт — лишь перо в руках окрылённой души. (Игорь Субботин)
|
Что касается поэзии, она всего лишь тень во времени, которая естественным образом повторяет форму нашего сумеречного сознания — Леонид Латынин, «В пространстве тысячелетия» |
Поэзия жизненно необходима. Поэзия — это откровенный разговор человека с человеком. Это исповедь и молитва, отповедь и проповедь. Поэзия — музыка и философия. У всех из нас свое представление о поэзии. (Литературные известия)
На сайте «Журнальный зал» я прочитала статью «Стихи и поэзия» автора Леонида Костюкова, привожу небольшой отрывок из этой статьи:
Если уж речь идет о поэзии, из уважения друг к другу мы каждый раз не уточняем, что в точности имеем в виду. Это что-то вроде культурного договора о взаимном доверии; при этом неполное совпадение частных пониманий тоже учтено в этом договоре. Но, как обычно происходит в такого рода ситуациях, к беседе присоединяются все новые участники, и рано или поздно предмет размывается совершенно. Даже есть он или нет — иногда становится как бы неважно, а иногда — неясно.
Принято различать поэзию и стихи. Стихи — это способ речи, форма записи, метр, рифма, как вариант — отказ от метра и рифмы. На уровне организации материала мы стихи отделяем от прозы. Есть сложные и любопытные пограничные ситуации, но в принципе это отделение доступно трехлетнему ребенку. Нет вопроса и о том, существуют ли стихи, — вот они, лежат перед нами, есть.
Поэзия — это, собственно, то, что обычно выражается стихами. Главный повод и, вероятно, чуть ли не единственная цель стихописания. Нечто интуитивное, на уровне ощущения. С одной стороны, что-то невероятно ценное, притягательное и огромное, чему можно посвятить жизнь. С другой стороны, что-то зыбкое, туманное и эфемерное, чего нельзя пощупать. Нельзя предъявить — точнее, вроде бы можно, но предъявленное заведомо не всех убедит.
Что важно, поэзию мы отделяем от отсутствия поэзии, и происходит это на уровне восприятия стихотворения, то есть очень субъективно, а сличение результатов вполне может оказаться конфликтным. Кроме того, мы имеем всю сумму неудобств, связанную с опорой на ощущения: если их нет, их можно имитировать; если они есть, они могут оказаться формой самообмана.
Если здесь уместна метафора, то, наверное, поэзия относится к стихам примерно, как душа — к телу. Это хорошо действует в рамках одного стихотворения; так, кстати, отличаются живые стихи от мертвых — возможно, и красивых. В целом, если не бояться пафоса, это, вероятно, Бог и церковь. Под церковью здесь можно увидеть весь материальный комплекс, связанный с поэзией: стихи, авторы, книги, журналы, фестивали и т.п.
Конечно, вспоминается определение Василия Андреевича Жуковского: поэзия есть Бог в святых мечтах земли. Изо всех известных мне определений, пожалуй, самое непопулярное: какое-то приторное и неконструктивное. Но в нем косвенно утверждается нечто очень важное: поэзия — предмет веры; для кого-то она может и не существовать.
Когда и как появились первые поэтические произведения? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Каждый народ имеет свою историю развития поэтических произведений. Остановимся на рассмотрении развития русского поэтического слова.
Первоначальные истоки поэтического творчества вообще уходят вглубь многовековой истории культуры доклассового общества. Но историю собственно русской устной поэзии мы начинаем лишь с начального периода образования древней Руси, т. е. с дофеодального периода IX—X вв. При этом, однако, приходится учитывать, что до нас поэзия этого времени дошла в литературных отражениях или через традицию последующей феодальной эпохи, из которой она уже не может быть практически выключена. Она рассматривается поэтому нами вместе с творчеством древней Руси следующего периода — периода феодальной раздробленности, охватывающего время с XI по сер. XVI вв.
Древнейшие истоки устной поэзии. Устно поэтическое творчество древней Руси с X до середины XVI в. — Русская устная поэзия в течение многих столетий, вплоть до XVI в. включительно, совершенно не фиксировалась письменно. Возникла она до появления письменности, а затем, когда с введением христианства была заимствована и письменность, последняя была почти целиком подчинена церкви, враждебно относившейся ко всякому проявлению «языческого» или хотя бы просто «мирского» творчества, каковым была по преимуществу устная поэзия. Наши сведения об устно поэтическом творчестве столь отдаленного прошлого черпаются лишь из косвенных источников. Первоначальные истоки поэтической культуры, на основе которых возникла русская устная поэзия, лежали в творчестве доклассового общества. Поэтическое творчество доклассового человека развивалось в тесной связи с его отношением к природе в процессе коллективной трудовой деятельности. Эта первобытно-коллективная трудовая основа примитивной поэзии наиболее непосредственно и прямо выступает в жанре «трудовых» песен, назначение которых в ритмическом упорядочении коллективных трудовых движений. Иначе эта связь между трудом и поэтическим творчеством проявлялась в обрядовой поэзии, резвившейся на основе анимистических и магических верований, обусловленных бессилием доклассового человека в его борьбе с природой. Сюда относятся прежде всего различные жанры обрядовой поэзии; заговоры, заклинания и пр. Но наряду с этими жанрами очевидно имели место и жанры чисто словесные — мифические сказки, загадки. На последних этапах развития доклассового общества зародился и героический эпос в зачаточных формах, в котором переплетались мифические и фантастические мотивы и образы с воспоминаниями о прошлом и героизацией реальных личностей. Героический эпос получил развитие в творчестве различных классов феодального общества (крестьянства, княжеско-дружинного класса, купечества).
Не фиксировавшееся письменно поэтическое творчество древних славян (скрещивавшееся с творчеством других племен) послужило тем художественным наследством, на основе которого создавалась устная, а в известной мере и письменная поэзия древней Руси.
Иной характер носила поэзия господствовавшего класса. Поэзия эта складывается также еще в дофеодальный период, т. е. до проникновения на Русь христианства и приходящей с ним письменности. Она отражает социальную практику княжеско-дружинной среды, идеализируя образы князей, дружинников.Таковы сказания о походе Олега на Царьград и о его смерти,таковы же сказания о мести Ольги древлянам, сказание об Евпатии Коловрате в «Повести о приходе Батыевой рати на Рязань».
В XVIIв. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Калязинская челобитная».
Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.
XVIII век - столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.
Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства.
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765)
В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в полном смысле слова.
Основной жанр поэзии Ломоносова - торжественная ода; ее главная тема - величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда - возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов.
Державин Гавриил Романович (1743 - 1816)
Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». Державин смело ломает рамки традиционных жанров и стилей, создает новые традиции, предваряя тем «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» и другие сложные жанровые образования XIX в.
Оды Державина разнообразны по тематике и стилю. Стремление очистить российскую государственность от «сора» побуждало поэта создавать сатирические произведения, обличавшие «злых князей мира». Такова ода «Вельможа», резкие выпады которой приближаются к пафосу радищевской «Вольности». Героика времени нашла выражение в победно-патриотических стихах. Победы Суворова отразились в ряде сочинений-одах «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор» и др. Суворов у Державина-народный герой, эпический витязь-богатырь, бесстрашный в бою, великодушный к побежденным.
В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова», быт крестьян и «сельские забавы» - в послании «Евгению. Жизнь Званская». В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода «Бог»), размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского», «Грифельная ода»), призывает «высший суд» («Властителям и судьям»). Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении «Памятник» - вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение «истину царям с улыбкой говорить».
Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А.С. Пушкина, истинного создателя русской литературы. Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н.В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)
Пушкин – первый русский поэт мирового масштаба и значения, и этим определяется его место в художественном развитии человечества, как величайшего национального поэта новой, после петровской России. Его творчество явилось истоком величайших идейно-художественных открытий и достижений русской литературы, а через это и русской духовной культуры, тех начал, которые получили широчайший международный отклик и мировое признание уже в послепушкинскую эпоху. Пушкин был поэтом в сущности только одной темы. Тема эта – Россия.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 -1841)
В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. Ранние стихи ярко выражают обостренное восприятие индивидуальности человека. Сознание роковой невозможности идеала и вместе с этим невозможность отступиться от него, небывалый выплеск эмоций и строгий, натянутый самоанализ - характерные черты лирического героя Лермонтова.
Русская поэзия первой трети двадцатого столетия, образно называемая «серебряным веком», неразрывно связана сегодня в нашем сознании с именами М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, И. Северянина. Опала на их стихи затянулась, по меньшей мере, на треть века. Нынешнее их возвращение к нам через трагизм и пафос пережитого – это и восстановление исторической правды, и возрождение целого огромного пласта русской поэзии. Каждое новое поколение читателей открывает в нем неиссякаемый чистый родник тонкой, светлой, проникновенной лирики, гражданственной, мужественной, пророческой поэзии, заставляет вновь и вновь страдать и радоваться вместе с автором. Без преувеличения можно сказать, что ни у одного из всех русских поэтов нашего столетия не было такой неразрывной связи с читателями, как у А. Ахматовой. Она вошла в число признанных классиков русской литературы, как автор неповторимой любовной лирики, повествующей о таинстве и трагизме человеческих отношений. Помимо романтических направлений, в творчестве Ахматовой значительное место занимают стихи о России, проникнутые авторской обеспокоенностью судьбой своей страны.
Изучая эту тему, я поняла, что поэзия обогащает человека, направляет его и открывает для него новые горизонты. Поэзия это что-то, что нельзя увидеть и попробовать, но можно почувствовать и услышать, как Бога.