Необходимость использованияметода проектной деятельности в группах для детей разных категорий
Беляева Светлана Зиновьевна,
воспитатель высшей категории;
Никитина Светлана Игоревна,
воспитатель высшей категории
Одним из перспективных методов, способствующих решению многих поставленных задач в развитии детей дошкольного возраста, является технология проектной деятельности.Именно данная технология позволяет вести работу по всем направлениям образовательной программы. Метод проекта интересен для детей всех возрастных групп. Его можно использовать как в массовых группах,так и в группах для детей с задержкой психического развития. ЗПР накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребёнка-дошкольника в социальной жизни. Становится понятно, что важно вовлекать детей с задержкой психического развития в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания,стимулировала инициативу каждого ребёнка,формировала и развивала камуникативные навыки. Так использование метода проектной деятельности в группах с ЗПР помогает формировать позитивный социальный опыт ребёнка. Он является уникальным средством сотрудничества между детьми и взрослыми, чего так не хватает детям с задержкой психического развития. Но изучив полностью данную технологию проектной деятельности,мы пришли к выводу,что она должна отличаться от проектной деятельности в массовых группах. В полноймереиспользовать проектный метод с детьми с ЗПР невозможно. Учитывая особенности развития детей, тема проектов должна сначала основываться на ближайшем окружении, на наглядных примерах (игрушки,семья,детский сад и т.д.) Тогда как в массовых группах можно сразу начинать с тематики общественной жизни (город, Страна, космос...). Проекты в группахс ЗПР должны быть краткосрочными,групповыми. Они развивают способности к взаимодействию между детьми и воспитателями, к сотрудничеству детей внутри коллектива. Чаще наглядно-подражательными,в отличие от проектов массовых групп, где можно проводить индивидуальные проекты. По возрастному показателю уровень психического развития детей с ЗПР на порядок ниже уровня развития детей в массовых группах,поэтому и задачи,поставленные в проекте будут отличаться своим содержанием. ЗАДАЧИ для детей массовых групп. - развитие поисковой деятельности - развитие специальных способов-эксперементирование, моделирование -развитие способностей к прогнозированию будующих изменений -формирование обобщающих способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности. ЗАДАЧИ для детей с задержкой психического развития. -пробудить интереск предлагаемой деятельности -приобщить детей к процессу познания -формировать разные представления -привлекать детей к воспроизведению образов,используя различные варианты -побудить детей к совместной деятельости. Дети с задержкой психического развития не могут самостоятельно выбрать проблему и пути её решения из-за отсутствия жизненного опыта, а так же из-за недостатка интеллектуального уровня развития, значит и при постановке задач, главная роль возлагается на взрослого. Нам удалась приобрести в лице родитиелей заинтересованных,понимающих партнёров.Они с желанием принимают участие в оформление газет,альбомов. Способствуют сочинительству детей,помогают в организацие и проведение открытых мероприятий. Родители отмечают,что дети стали более открытыми, самостоятельными, ответственными, уверенными в себе. Использование метода проекта в образовательном процессе детей помогаетнаучиться работать всем в команде. Даже если проект выаолнен неудачно по каким то причинам, он всё равно способствует развитию профессионализма педагогов и познавательных процессов детей. ВЫВОД: При правильном выборе и постановке задач для осуществления проектной деятельности, продукт,получаемой деятельности детей с задержкой психического развития и детей массовых групп почти не отличается. Метод проектной деятельности можно и нужно использоапть в работе с детьми с ЗПР. Этот метод особенно продуктивен в работе по формированию познавательной компетентности у детей с ЗПР. Это метод, идущий от детских потребностей и интересов, позволяющий решать задачи коррекционно-развивающего процесса, формируя познавательные процессы детей. ЛИТЕРАТУРА: 1) Веракса Н.Е. "Организация проектной деятельности в детском саду". Современное дошкольное образование : теория и практика 2008г. 2) Евдокимова Е. "Проект,как мотивация к познанию". Дошкольное воспитание - 2003г.