Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ
Ишалева Ирина Анатольевна
Для полноценного развития личности учащегося, в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо дать ему возможность усвоить методы и способы использования информационно-коммуникационных технологий, ведь грамотное «пользование» ими- это реалии сегодняшнего дня. Практически вся основная информация приходит к нам по ресурсам ИКТ, повседневная жизнь (особенно в крупных городах) тесно связана с постоянным применением ИКТ.
Использование в процессе обучения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, позволяет вывести ученика на новый, компетентностный уровень работы, то есть, от участия в деятельности перейти на следующий уровень – управление своей деятельностью (своим обучением). Таким образом, учащийся
сможет :
- Расширить свои знания и умения;
- овладеть навыками исследовательской деятельности;
- расширить свои познавательные потребности во многих областях.
Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью с использованием ИКТ, должны чётко определять следующие понятия:
- Что такое проект;
- Структура проекта;
- Отличие проекта от других работ (реферата, доклада...);
- Виды проектов;
- Методы, превуалирующие в проекте (современные информационно-коммуникационные технологии и их необходимость использования в проекте).
научится уметь:
- Выдвигать и формулировать гипотезу проекта;
- Грамотно структурировать проектную работу;
- Исследовать проблему по научным (и др. литературным источникам), и если необходимо и возможно- провести практические исследования;
- Делать самостоятельные выводы
- Предлагать варианты разрешения проблемы;
- Использовать современные информационно-коммуникационные технологии;
- Оформлять свою работу на бумажном и электронном носителях.
При этом, последовательно, должны соблюдаться следующие этапы процесса проектирования:
- Определение основополагающей проблемы (дополнительно: мотивация исследования и сопутствующие вопросы).
- Постановка целей проекта (цели, задачи исследования, гипотеза исследования).
- Выбор ресурсов для реализации цели (в том числе информационно-электронные ресурсы).
- Оформление результатов проекта (основные итоги, полученные в ходе исследования; решения сопутствующих вопросов, если необходимо).
- Представление результатов проектной деятельности.
- Контроль и оценка проектной деятельности учащихся.
Защита проектов проводится на уроках, на занятиях элективных курсов, на школьной научно-практической конференции и пр….
Таким образом, использование ИКТ в проектной деятельности учащихся, формирует у них ключевые компетенции:
- повышает культурный уровень воспитанности;
- развивает умение работать с различными источниками информации, умение использовать для обучения ресурсы сети Интернет;
- формирует навыки публичного выступления, навыки самооценки и самоконтроля (личностное совершенствование);
- развивает умение выполнять рефлексию, делать выводы.