Развитие государственной антикоррупционной политики
Никитин Андрей Александрович,
cтудент 4 курса, кафедра ГМУ
ФГБОУ ВО БГАУ, г.Уфы
Россия, Республика Башкортостан
Аннотация: В статье рассматриваются причины формирования коррупции в России, а также этапы формирования государственной антикоррупционной стратегии в современной России.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, декларации о доходах и расходах.
Коррупция в Российской Федерации, это не показатель только сегодняшней исторической эпохи. Впервые в России вознаграждение за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. В дальнейшем, коррупция присутствовала в той или иной форме и объеме во все исторические периоды Российского государства. Коррупция приобрела огромные масштабы в момент смены политических эпох и формирования независимой России.
Начиная с 1990-х гг., предпринимались попытки сформировать полноценное правовое поле для эффективной борьбы с коррупцией в России в 1995 - 1997 гг. проект федерального закона «О борьбе с коррупцией» обсуждался Государственной Думой, но затем отклонялся Президентом России Б.Н. Ельциным. В 2001 г. законопроект «О противодействии коррупции» преодолел первое чтение в Государственной Думе, но затем его продвижение остановилось.
В последние годы коррупция в России, являясь следствием лишнего администрирования со стороны государства, значительно препятствовало проведению социально-экономических реформ, модернизации политической системы, подрывала доверие людей к власти, усугубляло имидж России на международной арене и закономерно рассматривалась как одна из угроз национальной безопасности.
С 2008 года особенно активно начинается формирование правовой системы направленной на борьбу с коррупцией в обществе и государственном секторе. Еще в феврале 2008 г. на втором Гражданском форуме Д.А. Медведев объявил одной из своих ключевых задач намерение покончить с российским взяточничеством.
19 мая 2008 г. появляется Указ Президента России № 915 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым был создан Совет по противодействию коррупции [6]. Затем был разработан и принят 31 июля 2008 года Национальный план борьбы с коррупцией. 25 декабря 2008 года принимается федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Закон утвердил принципы, организационные основы борьбы с коррупцией, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в современной России. В Федеральном законе, впервые появилось юридическое определение термина «коррупция» как: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [9].
В первом полугодии 2013 года антикоррупционными подразделениями органов власти проведено свыше 130 тысяч проверок полноты сведений о доходах в отношении муниципальных и государственных служащих. По результатам этих проверок практически к 3000 служащих применены меры юридической ответственности. 200 служащих различных уровней уволены со службы в связи с утратой доверия. Из них сотрудников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти – 5. В территориальных органах федеральной власти, включая МВД, уволено в связи с утратой доверия 158 человек. На муниципальном и региональном уровне всего 32. Из этого можно сделать вывод, что проверки на верхнем уровне и проверки на уровне федеральных органов исполнительной власти, включая их территориальные органы, проводятся более тщательно, чем на региональном и местном уровне [3].
Представленные за 2009-2013 гг. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образовали базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу в реализации государственной антикоррупционной политики – этапу контроля за расходами. В целях реализации указанного направления был подготовлен и принят 3 декабря 2012 г. федеральный закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В нем устанавливаются правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы и отдельные должности в организациях, созданных для реализации государственных функций (государственные корпорации, пенсионные фонды и другие организации), расходов супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц общему доходу таких лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки [13]. Федеральным законом устанавливается, что при выявлении в ходе осуществления контроля за расходами обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов указанных лиц, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей их доходам, материалы, полученные в результате контроля, представляются в правоохранительные органы [5]. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Декларации о расходах за 2013 г. подали 14 400 чиновников. Самая большая доля – это 12 700 человек – сообщили о том, что они совершили сделки с недвижимостью. Чуть более 1 600 человек сообщили о том, что они приобрели транспортные средства и 69 должностных лиц стали обладателями ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях. Было выявлено около 20 фактов непредоставления или предоставления недостоверных сведений о расходах [3].
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции, а также Национальный план противодействия коррупции в новой редакции. Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
В ст. 5 целью Национальной стратегии противодействия коррупции провозглашается искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Основными принципам Стратегии, отмеченными в ст. 7 документа являются: 1) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; 2) использование в противодействии коррупции системы мер, включающих в себя меры по предупреждению коррупции; 3) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции [7].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» основные направления государственной антикоррупционной политики получают дальнейшее развитие на период 2012-2013 гг. [8].
12 февраля 2013 г. Президент России В.В. Путин внес в Государственную Думу проект федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». 7 мая 2013 г. проект приобретает силу федерального закона № 79. В соответствии с ним в целях реализации соответствующего положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные бумаги иностранных государств [11].
Очевидно, что Федеральный закон № 79 является еще одним необходимым элементом выстраиваемой в нашей стране федеральной системы противодействия коррупции. Сформирована система противодействия коррупции и на региональном уровне. Например, закон Тамбовской области «О противодействии коррупции в Тамбовской области» был принят еще 4 июня 2007 г. [10].
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, Россия по-прежнему занимает лидирующее место по уровню коррупции в стране. Об этом свидетельствует рейтинг международной организации Transparency International, в котором Россия в 2010 г. занимала 154-е место из 178 государств по уровню коррупции в стране, с индексом восприятия коррупции (ИВК) 2,1 балла. В 2011 г. Россия переместилась на 143 место с индексом 2,4 балла, а в 2012 году на 133 место с индексом 2,8 балла [12].
30 октября 2013 г. Совете по противодействию коррупции, Президентом России В.В. Путиным были озвучены некоторые промежуточные итоги государственной политики противодействия коррупции. По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в 2013 г. сократилось. Если в первом полугодии 2012 г. их было зарегистрировано 34 050, то в первом полугодии 2013 г. – 29 401. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть – 32%. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 682 человек. Однако, только 8% взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы [2]. За пять лет с момента принятия основного закона о противодействии коррупции правоохранительными органами выявлены 242 тысячи преступлений коррупционной направленности. Ущерб от этих преступлений, по оценкам МВД, составил более 10 миллиардов рублей [3].
Разумеется, что государству на последующих этапах формирования системы противодействия коррупции нужна комплексная, постоянная и длительная политика, которая должна включать в себя правовые, экономические, социальные методы. Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения. В этих условиях особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности органов власти для общества
1. Двинская уставная грамота 1397-1398 гг. // Российской законодательство X-XX веков. Т.3. М., 1985.
2. Заседание Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 года // http://state.kremlin.ru.
3. Комментарий Сергея Иванова по итогам заседания Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 года // http://state.kremlin.ru.
4. Обзор социологических исследований коррупции, проведенных в период с 2009 по 2012 гг. // URL:http//www.transparency.org.ru.
5. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федер. закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ // http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm
6. О мерах по противодействию коррупции: указ Президента России от 19.05.2008 г. №915 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №21. Ст.2429
7. О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента России от 13.04.2010 г. № 460 // СПС «Консультант-Плюс»
8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ президента российской Федерации от 13.03.2012 г. № 297 // СПС «Консультант-плюс».
9. О противодействию коррупции: федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс»
10. О противодействии коррупции в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 04.06.2007 г. // СПС «Консультант-Плюс»
11. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории российской федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федер. закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ // http://base.consultant.ru
12. Россия в Индексе Восприятия Коррупции-2012: новая точка отсчёта // http://www.transparency.org.ru
13. Кутлиярова Р.Ф., Ю.С. Хайретдинова “Проблема управления муниципальной собственностью// Результаты научных исследований: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.-122 с.